Контакты

Биография. Биография Татьяна визель основы нейропсихологии

Одной из основополагающих черт развития современных фундаментальных исследований о человеке является развитие направлений на стыке наук, которые когда-то считались несовместимыми. Книга Татьяны Григорьевны Визель «Основы нейропсихологии» посвящена базовым понятиям науки, в равной степени относящейся к неврологии и психологии. Основу науки заложил российский ученый с мировой известностью, коллега Льва Семеновича Выготского - Александр Романович Лурия. В русле этих исследований разрабатываются методики, позволяющие связывать работу мозга с заболеваниями, касающимися речи, праксиса (действий) и гнозиса (узнавания). Учеными делаются выводы о том, как нарушения конкретных зон мозга влияют на психическую деятельность человека и его психологию.

Ориентация на практиков

Учебник Т. Г. Визель «Основы нейропсихологии» прежде всего ценен тем, что основан на богатом и разностороннем клиническом опыте автора и адресован специалистам, непосредственно работающим с нарушениями. Однако издание будет интересно не только логопедам, реабилитологам, неврологам, дефектологам и педиатрам, но и всем, кто интересуется проблемами психологии человека, в частности, педагогам и лингвистам.

Структура книги

Композиция книги такова, что читатель может использовать учебник как справочник по отдельным вопросам, так и читать от начала до конца, постепенно погружаясь в проблематику.

Первая часть учебника Т. Г. Визель «Основы нейропсихологии» посвящена нормальной нейропсихологии, вторая часть - нарушениям, а в третьей раскрываются вопросы коррекции и восстановления.

Нормальная нейропсихология

В первой части книги Т. Г. Визель «Основы нейропсихологии» подробно рассматриваются такие важные для всех специалистов-гуманитариев, психологов и медиков понятия, как речь, символическая неречевая деятельность, гнозис и праксис.

Автор рассказывает о видах гнозиса (зрительном, слуховом, тактильном) и их развитии. Дается также и более подробная классификация. Так, зрительный гнозис подразделяется на предметный, цветовой, лицевой (способность распознавать лица и различать их) и симультанный (способность воспринимать, «считывать» изображение, сюжет целиком). Проясняется суть отличия видов гнозиса друг от друга. Например, слуховой гнозис - это восприятие и узнавание именно последовательно поступающих раздражителей.

Праксис рассматривается, прежде всего, как неречевой и речевой (артикуляционный). Самый сложный вид праксиса - артикуляционный. Вслед за А. Р. Лурия автор выделяет афферентный праксис (воспроизведение отдельных, изолированных звуков человеческого языка) и эфферентный (воспроизведение звуков языка в потоке и связи друг с другом). Отличие второй способности от первой радикально: чтобы произносить значимые каскады звуков, необходимо при артикулировании одного звука уже готовиться к произнесению второго (наиболее характерный пример - огубление согласного при подготовке к произнесению последующего губного гласного).

Символическое неречевое мышление (умение воспринимать, узнавать и воспроизводить образы, утратившими или частично утратившими непосредственную связь с реальностью) рассматривается в связи с мышлением и сознанием, памятью, эмоциями, волей и поведением.

По традиции, заложенной А. Р. Лурия, в книге Т. Г. Визель «Основы нейропсихологии» говорится о двух уровнях структуры речи:

1) гностическом (праксическом);

2) смысловом.

Причем второй уровень рассматривается как надстройка над первым, базисным.

В главе, посвященной строению мозга, освещаются современные представления о динамической локализации. Под ней подразумевается, что определенные отделы мозга связаны с определенными психическими функциями, однако одна и та же зона может включаться в различные «ансамбли» областей, и с этой точки зрения, мозг сравнивается с детским калейдоскопом, когда из одних и тех же элементов получаются разные узоры.

Кроме теоретических данных, автор дает рекомендации, имеющие значение для педагогов, воспитателей, родителей и дефектологов. Например, для адекватного развития предметного гнозиса не стоит показывать маленькому ребенку сложные и вычурные вещи и изображения. Сначала малыш должен хорошо освоить простые формы, игрушки и сопоставить их с реалиями окружающего его мира.

Важные рекомендации даются в учебнике Визель «Основы нейропсихологии» и относительно развития символического мышления ребенка: оно будет формироваться с запозданием, если в раннем детстве ребенок лишен сказок и фантастических образов. Таким образом, богатый опыт освоения сказочного пространства имеет прямое отношение к усвоению в будущем чтения, математики, геометрии и других предметов.

Нейропсихология нарушений

Во втором большом разделе книги Визель «Основы нейропсихологии» в соответствии со структурой первого раздела говорится об агнозиях, апраксиях, проблемах символического мышления и патологиях речи, а также об органических и функциональных причинах нарушений высших психических функций.

Под агнозией понимается неспособность узнавать предметы окружающего мира. В зависимости от канала восприятия эти нарушения подразделяются на зрительные, слуховые, оптико-пространственные и тактильные.

Апраксия - это нарушение способности произвольной практической деятельности. Апраксия может быть неречевой и речевой.

О разных видах нарушений символического мышления рассказывается в связи с проблемами:

  • мышления и сознания;
  • памяти;
  • эмоций и поведения.

Несмотря на то что символическое мышление зависит от работы мозга в целом, можно говорить о корреляциях между работой определенных зон мозга и некоторыми видами нарушений. Например, резонерство (проговаривание чужих или банальных изречений), а также неспособность удержать первоначальный замысел действия и невозможность построить связный структурированный рассказ с началом и концом - все это связано с работой передних отделов коры левого и правого полушарий.

Среди патологий речи в книге Т. Г. Визель «Основы нейропсихологии» рассматриваются классические виды нарушений: алалии, в том числе в тяжелой форме, ЗПР, ОНР, дислалия, дислексия и дисграфия, включая их вторичные виды, дизартрию и ее формы, большое внимание уделяется заиканию в связи с его причинами.

Завершается раздел освещением основных нейропсихологических методов диагностики.

Принципы коррекционного обучения

Третий раздел книги Татьяны Визель «Основы нейропсихологии» посвящен практике помощи детям и взрослым, имеющим нарушения, описанные во втором разделе. Преимущественно делается акцент на работе с речевыми нарушениями.

В первой части раздела - о коррекционной работе - автор рассказывает о той работе, которая может быть проведена с детьми, страдающими от таких речевых патологий, как ЗПР, ЗРР, алалия, дислексия и дисграфия, дизартрия и заикание.

Материал этого раздела излагается в ракурсе связи нарушения и поражения отдела мозга. Автор акцентирует внимание на том, что логопед при работе должен решать не частную задачу, а проблему в целом. Так, коррекционное обучение при алалии не должно быть сведено к обучению артикулировать звуки. Оно должно быть направлено на обучение связной речи, формированию словаря, грамматических навыков и в конечном итоге должно подразумевать усиленную работу сохранных каналов речевой деятельности ребенка.

Восстановительное обучение

Вторая часть раздела о помощи больным с нейропсихологическими нарушениями посвящена преимущественно работе со взрослыми больными, по тем или иным причинам утерявшими способность к нормальной речевой деятельности.

Концепция восстановительного обучения опирается на способность головного мозга к компенсации.

В разделе раскрываются принципы работы с больными, страдающими от разных форм афазии (моторной, динамической, сенсорной, акустико-мнестической, семантической), а также описываются методы восстановления неречевых нарушений у больных с афазией (преодоление нарушений гнозиса, апрактогнозии, расстройств конструктивной деятельности и т. д.)

Таким образом, в учебнике Визель «Основы нейропсихологии» описаны не только теоретические сведения о строении головного мозга в связи с высшими психическими функциями человека, но и раскрыты современные методы влияния на формирование и восстановление этих функций.

Татьяна Григорьевна Визель - ведущий отечественный нейропсихолог, доктор психологических наук, профессор МНИИ психиатрии РФ, консультант ЦПРиН, разработала цикл семинаров для практикующих специалистов, который будет реализован на базе «Логопед-Профи».

Цикл включает в себя 2 семинара продолжительностью по 3 дня каждый.

На семинарах будут разобраны следующие темы:

Нарушения речи у детей.
Нейрологопедическая классификация нарушений речи: принцип систематизации речевых расстройств с позиции их мозговых механизмов.
Дизартрии: этиология, клиника, диагностика, нейрокоррекция.
Речевые нарушения коркового уровня мозговой организации у детей: алалии, дисграфии, дислексии, заикание.
Речевые нарушения коркового уровня мозговой организации у взрослых (афазии).
Детская логопсихология.

20-22 сентября 2019 1 семинар
  • Мозговая организация различных видов речевой деятельности (соответственно их объективной речевой и языковой иерархии).
  • Дизартрии у детей как нарушение мышечного (стволового) и координационного (подкоркового) уровня мозговой организации речи.
  • Речевые нарушения коркового уровня мозговой организации у детей. 1 часть.
С 29 ноября по 1 декабря 2 семинар
  • Речевые нарушения коркового уровня мозговой организации у детей. 2 часть.
  • Детская логопсихология.
  • Речевые нарушения коркового уровня мозговой организации у взрослых.

КУРС БУДЕТ ПОЛЕЗЕН:

логопедам, дефектологам, воспитателям, специалистам/педагогам раннего развития, психологам, родителям особенных детей, тьютерам.

Лектор:

Курс содержит авторскую нейропсихологическую концепцию подходов к классификации и коррекции нарушений речи, ее обоснование и сопоставление с зарубежными подходами. Рассматриваются неврологические основы различных видов нарушений речи.

В программу входят разделы по освещению принципов нейропсихологической коррекции, по подбору различных методов и приемов работы, а также по планированию и составлению психокоррекционных программ.

ПРОГРАММЫ

1 семинар

1 день. Мозговая организация различных видов речевой деятельности (соответственно их объективной речевой и языковой иерархии)
Нейрологопедическая классификация нарушений речи:
- принцип систематизации речевых расстройств;
- краткий обзор нецеребральных и церебральных нарушений речи, входящих в нейрологопедическую классификацию.

2 день. Дизартрии у детей как нарушение мышечного (стволового) и координационного (подкоркового) уровня мозговой организации речи
- этиология (причины) дизартрий
- клиника (симптомы) разных форм дизартрии
- диагностика и дифференциальные отличия дизартрий от других нарушений речи
- основные приемы нейрокоррекции.

3 день. Речевые нарушения коркового уровня мозговой организации у детей
Агностические и праксические алалии: мозговые механизмы, симптоматика и нейрокоррекция.
Языковые алалии: мозговые механизмы, симптоматика и нейрокоррекция.
Разбор клинических случаев алалий по заключениям нейрологопедической диагностики.

2 семинар (29 ноября -1 декабря)

1 день. Речевые нарушения коркового уровня мозговой организации у детей (продолжение).
Дислексии и дисграфии: мозговые механизмы, симптоматика и коррекция.
Заикание: авторская концепция мозговых механизмов разных форм заикания и приемов нейрокоррекции.
Разбор клинических случаев по заключениям нейрологопедической диагностики.

2 день. Речевые нарушения коркового уровня мозговой организации у взрослых
Нейропсихологическая концепция афазий А.РЛурии
Этиология, патогенез, клиника форм афазии
Диагностика, принципы компенсации и восстановительное обучение.
Нейролингвистическая концепция афазий (Т.Г.Визель)
Афазия как распад
Мозговые механизмы видов распада речи
Диагностика и прогностические критерии восстановления речи
Компьютерные технологии в работе с пациентами.
Принципы компенсации распада речи при афазии.

3 день. Детская логопсихология
Особенности психологического статуса детей в зависимости от формы нарушения речи (грубые формы безречия, дизартрий, заикания, дислексий, дисграфий). Формы реакций на речевой дефект:
- поведенческие (асоциальные, гиперактивность, инфантилизм, дефицит внимания и др.)
- невротические и психопатические (по данным современных инструментальных исследований).
Особенности речевого портрета детей в зависимости от основного заболевания:
- нарушения физического слуха и зрения
- олигофрении
- истерии, невропатии, психопатии
- расстройства аутистического спектра

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, КОЛИЧЕСТВО МЕСТ ОГРАНИЧЕННО!

Что вы получите:

Рабочую тетрадь

В стоимость курса входит рабочая тетрадь для удобного конспектирования лекции.

Сертификат/ Удостоверение
По окончании каждого семинара вы получите именной сертификат на 24 часов с подписью и печать Визель Т. Г. При прохождении цикла, вы можете заменить сертификаты на удостоверение на 48 ак. ч.
Ответы на вопросы
У вас будет возможность задать вопросы и узнать мнение профессионала.

Стоимость:

За один семинар 12 000 руб.

За цикл семинаров 22 000 руб.

РЕЗЮМЕ
о научно-практическом статусе доктора психол. наук,
проф. Татьяны Григорьевны Визель

Татьяна Григорьевна Визель -

доктор психологических наук, профессор, один из ведущих отечественных нейропсихологов.

Имеет полувековой стаж научно-практической и преподавательской работы, активный участник создания в Москве Центра патологии речи и нейрореабилитации (ЦПРиН).

На протяжении многих лет осуществляет научно-методическое руководство центром. Т.Г.Визель - один из учредителей открытого при ЦПРиН Института дефектологиии медицинской психологии, ведущий преподаватель этого института, зав. кафедрой патологии речи.

В настоящее время является также профессором кафедры СПиП (специальной педагогики и психологии), а также Института психологии и педагогики ФГБОУ ВО АлтГПУ (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Алтайский государственный педагогический университет).

Преподавательская деятельность Т.Г.Визель : лекции и семинары, которые имеют широкую популярность среди специалистов - нейропсихологов, дефектологов, а также представителей смежных специальностей (врачей, психологов, педагогов).

Т.Г.Визель имеет более 150-и научных публикаций, в числе которых 8 монографий. Она является также активным популяризатором науки в области нейропсихологии и дефектологии, автором многочисленных научно-популярных статей и ряда книг («Ребенок и его развитие», «Как вернуть речь», «Беседы со специалистами» и др.). Широта профессиональных интересов
позволила опубликовать Т.Г.Визель статьи в журнале «Гарвард-бизнес», где ей предоставлен свой блог. Участвовала она и в социально важной акции «Жизнь без наркотиков», где зафиксированы предложенные ею авторские решения проблемы.

Т.Г.Визель обладает государственной премией «Призвание» (лучшим врачам России, 2005 г.), относящейся к числу правительственных наград.

В течении 4-х лет (с 2012 по 2016) проживала и работала в США, где ею установлены научные и практические профессиональные контакты, а также созданы новые научно-практические концепции в рамках нейропсихологии.
Среди них имеются и такие, которые основаны на сравнительном анализе уровня развития отечественной и американской нейропсихологии. В трудах, написанных Т.Г.Визель в Америке, отчетливо выступают приоритеты отечественной нейропсихологии в сравнении с американской.

В настоящее Т.Г.Визель время ведет активную научную, практическую и преподавательскую деятельность в России, используя многолетний отечественный и зарубежный опыт.


Монография Татьяны Григорьевны Визель «Вариативность форм афазии» является исследованием в области нейропсихологии, нейролингвистики, афазиологии, дефектологии и логопедии и относится к числу фундаментальных теоретических работ.

Это итог научных и практических исследований за последние 50 лет выдающегося ученого, мыслителя, авторитета мирового уровня в области нейропсихологии и патологии речи. Благодаря оригинальному подходу к одному из самых сложных и значимых феноменов нарушения речи — афазии раскрыты ее причины, природа и клинические проявления в виде неизвестных ранее вариантов каждой из форм.

Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты

В монографии освещаются актуальные вопросы клинико-психологической и психолого-педагогической диагностики предпосылок, проявлений и факторов отклоняющегося поведения подростков, рассматриваются типологии и классификации нарушенного поведения, анализируются психолого-педагогические характеристики микросоциальных условий жизни девиантных подростков.

В работе представлены результаты экспериментально-психологического исследований социально-средовых и эндогенных факторов отклоняющегося поведения несовершеннолетних, проведенных с помощью патопсихологических, нейропсихологических и проективных методов диагностики познавательной и эмоционально-личностной сферы подростков.

Как вернуть речь

Книга является обобщением многолетнего опыта работы автора с больными, имеющими нарушение речи в виде афазии, возникающей в результате перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы.

В нее включены главы, разъясняющие, что такое инсульт, в чем его причины, предлагаются меры профилактики и помощи больному. Особое место уделяется тому, как следует понимать те или иные ошибки в речи больных и какие методы и конкретные упражнения использовать, чтобы вернуть им речь.

Книга должна явиться важным подспорьем для родственников больных и специалистов, работающих в области афазии.

Материал книги может быть использован также в работе с детьми с задержками речевого развития и другими видами патологии речи.

Коррекция заикания у детей

В книгу вошли игры и упражнения для совершенствования темпа и ритма речи, ее плавности и слитности, а также задания, направленные на развитие пространственных и двигательных навыков.

Логопедические упражнения на каждый день

Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр.

Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.

Нарушение чтения и письма у детей

Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие.

Учебно-методическое пособие предназначено для преодоления нарушений чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Пособие состоит из двух разделов, включающих теоретическую часть, а также занимательные авторские упражнения и задания в стихах, направленные на развитие навыков чтения и письма, логического мышления, пространственного воображения, преодоление орфографических и грамматических ошибок.

Методика развития лексико-грамматических навыков у детей основана на данных современной логопедии, лингвистики и психологии и подтверждена практической работой автора.

Понравилась статья? Поделитесь ей