Контакты

Дидактические игры по автоматизации звуков,, и развитию познавательных процессов у дошкольников с ОНР. Картотека автоматизации звука ш Картотека по автоматизации звука ш

Продолжаем знакомить вас с .

Представляем вам “Компьютерную игру для Автоматизации звука Ш в начале слова”

Описание игры: змея («песенка змеи» – Ш ) ползет по дорожке к своему домику. Каждый раз путь змее преграждает предмет (шапка, шуба, шкаф, шило, шайба, шина), название которого начинается на звук Ш . Ребенок должен правильно произнести название предмета, чтобы он исчез с дорожки и позволил змее двигаться дальше. Все процессы (продолжение движения змеи, исчезновение предметов и т.д.) контролируются логопедом, который при необходимости нажимает клавиши клавиатуры.

Усложненный вариант: логопед просит внимательно следить за движением змеи и предметами, которые встречаются на дорожке. При этом, можно включить звуковое сопровождение, например, шипение змеи или детскую песенку. После просмотра логопед просит ребенка назвать все предметы, которые встречались змее по дороге домой.

В следующих публикациях мы продолжим знакомство с программами для логопедической работы.

С уважением, Анна Куликова .

_____________________________________________________________________________________________

Чтобы узнавать о новых записях, подпишитесь на рассылку по или .

У вас есть интересные статьи? Присылайте их по адресу: admin[@]сайт

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится

Предлагаю Вашему вниманию картотеку упражнений по автоматизации звука [Ш], которую можно использовать для индивидуальных домашних заданий детям.

Данный материал может заинтересовать не только начинающих, но и опытных логопедов.

Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 1

Дата:___________

ша-ши-ше ша-ши-ши ша-ше-ше
ши-ше-ша ше-ши-ши ше-ша-ша
ше-ша-ши ши-ша-ша ши-ше-ше

4. Проговаривать слова, четко произнося звук [Ш]. (В случае неправильного произношения звуков [Р] и [Л] подчеркнутые слова не проговаривать)

Шаг, шар, шарф, шайба, шахта, шапка, мышата, ушанка, решать, мешать, дышать, лошадка, лапша, шах?маты.

Ваша, наша, каша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Наташа, Андрюша.

Шина, шило, шить, дыши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

Шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, горошина, младший, тишина.

Шея, шест, шесть, шерсть, мишень, ошейник, ре?шение.

Шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ре?мешок, большой, мышонок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.

Шуруп, шутить.

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, шлак, шлем, шлюпка, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпион, штаб, штопать, штора, штука, штурвал, штык,

5. Проговаривать слоги и слова, четко произнося звук [Ш].

ша-ша-ша - шаг
ша-ша-ша - каша
ши-ши-ши - шить
ши-ши-ши - мыши
шо-шо-шо - шов
шо-шо-шо - шепот
шу-шу-шу - шум
шу-шу-шу - укушу

У Маши - ландыши. Камыши шумят. У мыши - мышата. Илюша гоняет шайбу. Алёша ушиб ногу. У Паши и Тимоши машинки. Алеше купили большую ушанку. Маша несёт кувшин. У Даши шёлковая шаль. Миша катает машинку.

Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 2

Дата:___________

1. Выполнять артикуляционную гимнастику.

2. Длительно произносить звук [Ш].

3. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Ш].

ша
ша - шу
ша - шо - шу
шо
ши - шо
ши - шу - ше
шу
ше - ша
шо - ша - ши
ши
шо - ше
ше - ши - ша
ше
шу - ши
шу - ше - шо

4. Проговаривать слова, четко произнося звук [Ш].

шаль
шина
шум
шов
шапка
шило
шут
шёлк
шайба
шея
шуба
шок
шахматы
шеф
шутка
шёпот

шампунь шипы шутник
шакал шинель шумовка
шалун шиповник шампиньон
шаман шитье

5. Игра «Один-много»

Шина-шины шаг-шаги

шапка-…
шинель-…
шайба-…
шаман-…
шея-…
шампунь-…
шутка-…

6. Проговаривать предложения, четко произнося звук [Ш].

На шахте шумно. У мамы шелковая шаль. Шут выдумывает шутки. Мама будет шить шубу. Шеф не любит шума и шуток. На шиповник шипы. Шалуны шумели и шалили. Кто-то шипит над шиповником. Шампиньоны удобно вынимать шумовкой.

Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 3

Дата:___________

1. Выполнять артикуляционную гимнастику.

2. Длительно произносить звук [Ш].

3. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Ш].

ша
ша - шу
ша - шо - шу
шо
ши - шо
ши - шу - ше
шу
ше - ша
шо - ша - ши
ши
шо - ше
ше - ши - ша
ше
шу - ши
шу - ше - шо

4. Игра «Изменяй предложения»

Я шевелю ногами. (Ты…, Мы…, Вы…, Он…, Она…Они…)
Я надену шубу и шапку.
Я покупаю шампунь.
Я нюхаю шиповник.

5. Замени первый звук в слове на звук [Ш]

Тапка-шапка
Маг-…
Зов-…
Даль-…
Фея-…
Губы-…

6. Игра «Посчитай слова» (1-2-5)

одна шуба
две шубы
пять шуб…

Слова: шапка, шина, шутка, шип, шутник.

7. Проговаривать предложения, четко произнося звук [Ш].

Миша моет шею и уши. У машины новые шины. Машенька, дай башенку. Машутке шьют новую шубу. На шубе виден шов. Я ношу новую шубу и шапку. Петушок, петушок, выгляни в окошко!

Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 4

Дата:___________

1. Выполнять артикуляционную гимнастику.

2. Длительно произносить звук [Ш].

3. Игра «Назови картинки». Нзови предметы. Не забывай чётко произносить звук [ш].

Назови и раскрась только те картинки, названия которых начинаются на звук [ш].

Корзинка слов: шапка, шуба, шут, шина, шахматы, шипы, шаль, машина, уши, мыши, петушок, лошадь, ошейник, клавиши, вишенка.

4. Игра «Слушай взрослого». Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Ш]:

Кот, шило, вода, шея, корова, хлеб, шампунь, шиповник, рыбак, ботинки, шорты, шутка.

Молодец! Ты учишься не только говорить звук [Ш], но и слышать его в словах.

Бережная Галина Георгиевна,
учитель-логопед,
МБОУМО «Центр развития ребенка -
детский сад № 98 «Энергия», г.Краснодар

КАРТОТЕКА АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Ш Карточка №1 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Изолированное произнесение звука ш (пошипи как змейка) - чётко и медленно: Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш 3. Автоматизация звука Ш в слогах. ША-ША-ША ШО-ШО-ШО ШУ-ШУ-ШУ ШИ- ШИ-ШИ ША-ША-ША ШО-ШО-ШО ШУ-ШУ-ШУ ШИ-ШИ-ШИ ША-ША-ША ШО-ШО-ШО ШУ-ШУ-ШУ ШИ-ШИ-ШИ 4. Автоматизация звука Ш в словах. ША-ША-ША- шапка, шаль, шах, шахматы, шайба, шакал, шалун, шары. ШО-ШО-ШО- шов, шок, шёпот, шоколад. ШУ-ШУ-ШУ- шуба, шутка, шум, шутить, шуруп. ШИ-ШИ-ШИ- шина, шипы, шипеть, шиповник, шило, широкий. 5. Чистоговорки (повтори чётко и медленно) ША-ША-ША- мама моет малы – ша. ШО-ШО-ШО- мы играем хоро – шо. ШУ-ШУ-ШУ- шубу новую но – шу. ШИ-ШИ-ШИ- на поляне малы – ши. 6. Запомни и повтори. Шапка, шёпот, шуба, шина. Карточка №2 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Изолированное произнесение звука Ш (пошипи как змейка). ш –ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш ш –ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш 3. Автоматизация звука Ш в слогах. ША-ШО-ШУ-ШИ ШО-ШУ-ШИ-ША ШУ-ШИ-ША-ШО ШИ-ША-ШО-ШУ 4. Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук Ш. Шишка, книга, шарф, шорты, платок, белка, шиповник, мишка, рука, лавка, машина, малыш, лисица, кот, кошка, Маша, банка, груша, бантик, шоколадка. 5. Повтори слова и предложения. Маша, Даша, Паша, Наташа, наша, каша, наши, ваши, уши, шея. Маша под душем моет шею и уши. Наша Маша под душем моет шею и уши. Даша под душем моет шею и уши. Карточка №3 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Изолированное произнесение звука Ш (пошипи как змейка). (медленно) Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш 3. Автоматизация звука Ш в слогах. ША-ШО-ШУ-ШИ ШО-ШУ-ШИ-ША ШУ-ШИ-ША-ШО ШИ-ША-ШО-ШУ 4. Игра «Подскажи словечко». Руки мыть, пошла Людмила, ей понадобилось …(мыло). Очень любят обезьяны кушать спелые…(бананы). Он плывет по простыне, как кораблик по волне. Он хозяйкам верный друг – электрический …(утюг). Пусть крыша течет и сломалась калитка, Свой дом никогда не покинет …(улитка). Длинная и гибкая, охотится за рыбками, Порой пуста как дудочка, а петь не может… (удочка). 5. Выучить чистоговорку. Шапка да шубка – вот и весь Мишутка. Карточка №4 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука Ш в слогах. АШ-АШ-АШ АШ – ОШ – УШ – ЫШ ОШ-ОШ-ОШ ОШ – УШ – ЫШ – АШ УШ-УШ-УШ УШ – ЫШ – АШ – ОШ ЫШ-ЫШ-ЫШ ЫШ – АШ – ОШ – УШ 3. Автоматизация звука Ш в словах. АШ – АШ – наш, ваш, башня, пашня, кашка, чашка, Машка, букашка, рубашка, ромашка, карандаш. ОШ – ОШ – кошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, крошка, горошки, окрошка, картошка. УШ – УШ – душ, мушка, ушки, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка. ЫШ – ЫШ – мышка, пышка, ландыши. ИШ – ИШ – мишка, шишка. 4. Чистоговорки. ША-ША-ША- шапка, шахматы, лапша. ШО-ШО-ШО- Паша пишет хорошо. ШИ-ШИ-ШИ- шина, шило, камыши. ШУ-ШУ-ШУ- Маша кушает лапшу ШЕ-ШЕ-ШЕ- шея, пешка, атташе. ШИ-ШИ-ШИ- кашу ешьте малыши. ШЕ-ШЕ-ШЕ- шепчет Даша в шалаше. 5. Выучить скороговорку: Тише, мыши, тише, мыши, Кот сидит и еле дышит. Карточка №5 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Произнести изолировано звук Ш (пошипи как змейка): Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш 3. Автоматизация звука Ш в слогах. АШ – ОШ – УШ – ЫШ УШ – ЫШ – АШ – ОШ ОШ – УШ – ЫШ – АШ ЫШ – АШ – ОШ – УШ 4. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук Ш. Лодка, лукошко, ладошка, банка, улитка, картошка, лягушка, берёза, пышка. 5. Повтори и выучи скороговорки. Кошка в окошке шапку шьет, Мышка в сапожках избушку метёт. Карточка №6 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Изолированное произнесение звука Ш (пошипи как змейка). (медленно) Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш 3. Автоматизация звука Ш в слогах. ШКА-ШКО-ШКУ-ШКИ ШКО-ШКУ-ШКИ-ШКА ШКУ-ШКИ-ШКА-ШКО ШКИ-ШКА-ШКО-ШКУ 4. Повтори слова. Шкаф, шкатулка, кашка, чашка, Машка, бабушка, дедушка, букашка, кошка, мошка, ладошка, мушка, пушка, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, мышка, пышка, мишка, шишка. школа, школьник. 5. Игра «Подскажи словечко». Буду мастером таким, как наш дядя Евдоким: Делать стулья и столы, красить двери и полы. А пока сестре Танюшке сам я делаю… (игрушки) В подполье, в каморке живет она в норке, Серая малышка. Кто это…? (мышка) Вдоль лесных дорожек много белых ножек В шляпках разноцветных издали заметных. Собирай не мешкай это… (сыроежки). 6. Повтори скороговорки. Тише, мышки, не шумите, Мышонку шепчет мышь: - «Ты всё шумишь, шумишь». Кошку Машку не будите. Мышонок шепчет мыши: - «Шуметь я буду, тише». Карточка №7 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука Ш в слогах. ШТА-ШТО-ШТУ-ШТЫ ШТО-ШТУ-ШТЫ-ШТА ШТУ-ШТЫ-ШТА-ШТО ШТЫ-ШТА-ШТО-ШТУ 3. Пальчиковая гимнастика. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – я. Этот пальчик – папочка, Это вся моя семья. 4. Автоматизация звука Ш в словах. Штаб, штамп, штанишки, штопать, штука, штык, штора. 5. Повтори и выучить скороговорки: Плюшевому мишке Маша штопает штанишки. У плюшевого мишки новые штанишки. Карточка №8 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Повтори слова тройками. Вышка- мышка- пышка. Малыши- камыши- ландыши. Кошка- мошка- ложка. Дышу- ношу- тушу. Шина- машина- крушина. Маша- Даша- Паша. Подушка- лягушка- ватрушка. 3. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук Ш. Лягушка, слон, шкаф, машинка, осень, матрешка, мешок, солнце, лед, ширма, штанишки, блокнот, букашка, пшено, собака, кукушка, окошко, тетрадь. 4. Послушай рассказ «Кошка и мышка» и ответь на вопросы. Все ушли из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла мышка пышку. Мышка ест пышку. А кошка - с окошка и за мышкой. Куда села кошка? Кого увидела кошка? Что нашла мышка? 5. Игра «Подскажи словечко». Из упрямства ни на шаг не продвинулся… (ишак). Я рубашку сшила мишке, я сошью ему… (штанишки). Целый день поёт щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошел, а он боится…(кошки). Карточка №9 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука Ш в слогах. ШЛА-ШЛО-ШЛУ-ШЛЫ ШЛО-ШЛУ-ШЛЫ-ШЛА ШЛУ-ШЛЫ-ШЛА-ШЛО ШЛЫ-ШЛА-ШЛО-ШЛУ 3. Автоматизация звука Ш в словах. Шла, вышла, вошла, подошла, отошла, обошла, зашла, шлак, нашла, шлаковый. 4. Игра «У кого кто?» У кукушки – кукушонок, кукушата. У мышки – мышонок, мышата. У лягушки – лягушонок, лягушата. 5. Игра «Назови ласково». Воля – волюшка, доля – долюшка, дума – думушка, кума – кумушка, Зима – зимушка, камень – камешек, хлеб – хлебушек, изба – избушка, Хозяйка – хозяюшка, штаны – штанишки, мать – матушка, тетя – тетушка. 6. Выучить чистоговорку «Кукушонок». Кукушка кукушонку шьет новый капюшон. - Надень, кукушонок, капюшон! Как в капюшоне ты смешон! Карточка №10 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Повтори каждое слово два раза. Шалаш, шишка, шашка, штанишки, шабаш, шалунишка, шутить, шьёшь, шумишь, шалишь, шипишь, вышиваешь. 3. Придумать слова, в названии которых слышится звук Ш. (Лягушка, шкаф, машина, матрешка, мешок, штанишки, букашка, кукушка….) 4. Заучивание скороговорки. У Маши мошка в каше, что делать нашей Маше? Выложила кашу в плошку и накормила кошку. 5. Игра «Подскажи словечко». Прицепившись к задней шине, мишка едет на … (машине). Уронила белка шишку, шишка стукнула… (зайчишку). Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты… (спишь). 6. Повтори шутку «У кого что?» Камешки у Маши, шкатулка у Наташи. Кошка у Луши, мышка у Танюши. Уши у мишки, ушки у малышки. Перышки у пташки, ножки у букашки. Шапка у мальчишки, шапчонка у малышки. Обложка у книжки, шейка у котишки. Шубка у девчушки, брюшко у лягушки. Карточка №11 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука Ш в слогах. ШМЕ-ШНИ-ШНУ-ШПИ-ШПА ШВЕ-ШВЫ-ШЛЯ-ШЛЮ-ШЛИ-ШЛЕ 3. Автоматизация звука Ш в словах. Швея, швы, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шмель, шницель, шпалы, шпагат, шпион, шпиль. 4. Повтори стишок «Мы учим звук Ш». Мы учим звук Ш: ша-ша-ша, ши-ши-ши, Шумно «шипят» и «шипят» малыши: Лошадь, машина, мышка и кошка, Пушка, малышка, уж и окошко, Шишка, лягушка, шубка и чашка, Шапка, кукушка, шиповник и кашка, Ландыш, кушетка, шкаф и букашка, Мишка, катушка, мальчишка и шашка. 5. Выучить чистоговорку(Четко и громко). Нашей Маше дали много каши. Карточка №12 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Повтори шутку. Паша шел, шел, шел и мышку нашел. Паша шел, шел, шел и книжку нашел. Маша шла, шла, шла и кошку нашла. Маша шла, шла, шла и шишку нашла. Паша шел, шел, шел и ложку нашел. Паша шел, шел, шел и шашку нашел. Маша шла, шла, шла и шубку нашла. Маша шла, шла, шла и лягушку нашла. Паша шел, шел, шел и подушку нашел. Паша шел, шел, шел и чашку нашел. Маша шла, шла, шла и катушку нашла. Маша шла, шла, шла и букашку нашла. 3. Определить позицию звука Ш в словах:душ, шапка, машина, катушка. 4. Отгадай загадки. Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (шуба) Решила раз шалунья-кошка со мною поиграть немножко. По комнате меня катала, на мне все нитки размотала. (катушка) На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков. (шахматы) Небольшие ножки и боится кошки. (мышка) 5. Игра «Наоборот». Узкий – (широкий), маленький –(большой), гладкий –(шершавый), Плохой – (хороший), зашла – (вышла), тихий – (шумный), Грустный – (веселый), тонкий – (толстый), короткий –(длинный), Карточка №13 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Повтори шутку. Мы со звуком Ш играем. Шляпа, бабушка, малышка, И картинки собираем: Ландыш, дедушка, подушка, Карандаш, машина, книжка, Мишка, шортики, лягушка. 3. Определить позицию звука Ш в словах: шапка, камыш, шуба, кошка, кошелек, каша. 4. Игра «Договори словечко» пету... (шок), гребе... (шок), реме... (шок), лопу... (шок), коре... (шок), поро... (шок), гор... (шок); кату... (шка), лягу... (шка), поду... (шка), хлопу... (шка), верту... (шка), ват-ру... (шка), петру... (шка). Карточка №14 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Повтори шутку. У бабушки в шкафу чашка, У бабушки в шкафу пушка, А у дедушки – рубашка. А у дедушки – подушка. У бабушки в шкафу книжки, У бабушки в шкафу ложка, А у дедушки – штанишки. А у дедушки – матрешка. У бабушки в шкафу мышка, У бабушки в шкафу мешок, А у дедушки – покрышка. А у дедушки – ремешок. 3. Назвать и определить позицию звука Ш в словах: кошка, мышка, мишка, чебурашка, клюшка. 4. Прочесть и повторить стихотворение «Машины». На улице нашей Торопятся, мчатся, Машины, машины, Как будто живые. Машины малютки, Эй, машины, полный ход, Машины большие. Я - примерный пешеход: Спешат грузовые, Торопиться не люблю, Фырчат легковые. Вам дорогу уступлю. Карточка №15 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Послушай рассказ «Каша» и перескажи его. Маша Даша кушают пшенную кашу. Пшенную кашу готовят из пшена. Пшено купила бабушка. Бабушка наварила горшок пшенной каши. Пшенной кашей и кошку угостили. 3. Назови картинки. 4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку. Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой, На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Вишня) Карточка №16 1. Артикуляционная гимнастика. 2.Послушай рассказ «Кошка Машка» и перескажи его. У Миши живет кошка Машка. Кошка Машка большая, пушистая. Машка ловкая и шустрая. Мышки убегают от кошки. Кошка ловко ловит мышек. 3. Повтори шутки. Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка. Я по камешкам пошел, шубу шёлкову нашел. Купался Иванушка у белого камушка. Пушистая кошка лежит на окошке. 4. В названиях каких картинок мы слышим звук Ш? Карточка №17 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Автоматизация звука Ш в слогах. ши-шу-ше ше-шу-шо ша-шо-шу шу-шо-ша шу-ши-ша ша - ше- шо 3. Автоматизация звука Ш в словах. Ша- шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша. Шо, шё- шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл. Ши- ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб,ошибка, машина, кувшин, шили, решили. Шу, ше- шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень,ошейник, решение. 4. Проговори чистоговорки: ша-ша-ша-шапка. шу-шу-шу-шуба ши-ши-ши-шина шо-шо-шо-шопот ше-ше-ше-шея 5. Назови картинки Карточка №18 1. Автоматизация изолированного Ш (пошипи как змейка): Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш 2. Автоматизация звука Ш в словах. Ша- ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа. Шу- шуруп, шутить, чешуя. Ши- шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина. шве, швы, шка, шко, шку Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка. шла, шле, шли, шлю, шля Шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа. шме, шни, шну, шпа, шпи Шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль. шта, што, шту, шты Штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык 3. Назвать предметы, изображённые на картинках. Карточка №19 1. Автоматизация звука Ш в предложениях. Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Лёши ландыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Миша нашёл камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Шипы колючие. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа, прошу не шуметь. Хороша уха из ершей. Гриша и Миша гоняют шайбу. Лёша ел пшённую кашу. 2. Произносить предложения. Ум хорошо, а два лучше. (Пословица.) В гостях хорошо, а дома лучше. (Поговорка.) Дальше в лес-больше дров. (Поговорка.) 3. Дополнить предложения по картинкам. У маленького Леши красивая... На лугу пасется… У мамы пушистая … Карточка №20 1. Автоматизация изолированного Ш (пошипи как змейка): Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш 2. Проговори чистоговорки: ша-ша-ша-шаль. шу-шу-шу-шуба. шо-шо-шо-хорошо. ши-ши-ши-малыши. ше-ше-ше- шелест. Представь, что таких предметов пять, сосчитай их. 3. Автоматизация звука Ш в предложениях. Потешки: Петушок, петушок, отдай Маше гребешок! Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу. Тише,мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу 4. Послушай рассказ «Шалун Миша» и ответь на вопросы. Миша - шалун. Шалил с котёнком. Котёнок мяукал. Бабушка отняла котёнка. Ушёл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой. Что увидел в лесу Миша? Что кинул Миша в шишку? Чего нет у Миши? Карточка №21 1. Автоматизация звука Ш в предложениях. « Ландыши» Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей-и домой. Хороши ландыши! 2.Отгадай загадки: Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (шуба) Решила раз шалунья-кошка со мною поиграть немножко. По комнате меня катала, на мне все нитки размотала. (катушка) На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков. (шахматы) Небольшие ножки и боится кошки. (мышка) 4. Изменяй предложения по образцу. Я шью шубу и шапку (мы шьём шубу и шапку, ты, вы, он, она, они). Я еду на машине к Маше. Я пишу Маше и Мише. 5. Придумай предложение с названиями картинок: Карточка №22 1. Автоматизация звука Ш в слогах. аш - ош - уш - ыш ыш - уш - ош - аш яш - ёш - юш - иш - еш еш - иш - юш - ёш - яш аш - яш - уш - юш ыш - иш - еш - аш яш - аш - юш - уш иш - ыш - аш - еш 2. Автоматизация звука Ш в словах. Аш – ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, башмак, башлык, кашне, каштан. Ош – кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка. Уш - душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, тушканчик,. 3. Изменяй предложения по образцу. Я шью шубу и шапку (мы шьём шубу и шапку, ты, вы, он, она, они). Я шагаю в школу. Шью подушку для кошки. Я шью штанишки для мишки. 4. Выучить чистоговорку. Шапка да шубка – вот и весь Мишутка. Карточка №23 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Произносить предложения. Во дворе Бишка. Накрой кружку крышкой. Пташка прыгает у окошка. Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка. Надевай на малышку рубашку. Наш Антошка глядит в окошко. Вот картошка на окрошку. Промокни пятнышко промокашкой. Ребятишки играют «в кошки-мышки». Бегают ребятишки-малышки - Мишки, Наташки да Машки. Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку. Плохо мышке одной в норушке. Петушки с моей ладошки клюют зёрнышки и крошки. У кошки ушки на макушке. На опушке 3. Послушай рассказ и ответь на вопросы: Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Алёнушка на брёвнышко. Отдохнула и пошла дальше. С чем ходила в лес Аленушка? Куда она вышла? Что росло на опушке? Кто сидел на ромашках? Кто кукует на дереве? Куда села Аленушка? 4. Отгадай загадки Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб.) Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.) В большой избе-избушка, Чем больше из неё берёшь, а в избушке-щебетушка. тем больше она становится. (Птица в клетке.) (Яма.) С неба падают ледышки, Кто стоит на крепкой ножке Прямо падают в ладошки. В бурых листьях у дорожки? Есть ледышки меньше крошки. Встала шапка из травы, Есть ледышки – больше шишки. Нет под шапкой головы! (град) (гриб)

Развитие познавательных процессов
(памяти, внимания, мышления)
на логопедических занятиях
по автоматизации звуков
у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Картотека дидактических игр
(на примере автоматизации звуков

[Р], [Ш], [Л])

учитель-логопед

Вокина Анна Александровна

педагог-психолог

Теребилина Ольга Васильевна

Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи. Для детей с ОНР характерными являются:

неустойчивость внимания, снижение его объема, ограниченные возможности его распределения;

снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

отставание в развитии словесно-логического мышления.

Включение в логопедические занятия заданий по коррекции и развитию познавательных процессов позволяет повысить уровень развития памяти, внимания, мышления детей с ОНР и тем самым увеличить эффективность логопедической работы.

Игры на развитие памяти:

  1. «Шапка-невидимка»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;

Оборудование: небольшие предметы, фигурки из киндер-сюрпризов, в названии которых есть звук [Ш], (мышка, кошка, карандаш, машинка, шишка и др.).

Ход игры: в течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их, правильно произнося звук [Ш].

  1. «Кто живет в зоопарке»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;

Оборудование: 4–5 картинок с изображением животных или небольшие фигурки животных (корова, воробей, грач, сорока, тигр, зебра, бобер, барсук, носорог, крот, кенгуру и др.).

Ход игры: логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки (фигурки), запомнить, какие животные живут в зоопарке, и перечислить их по памяти.

  1. «Фотограф»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Ход игры: ребенок играет роль фотографа. Он внимательно рассматривает того, кого будет фотографировать (или картинку с изображением ребенка или любой предмет), потом отворачивается и дает его словесный портрет, отвечая на вопросы логопеда:

– Какая рубашка у Юры? (У Юры красная рубашка.)

– Какие шорты у Юры? (У Юры черные шорты.)

– Что Юра держит в правой руке? (Юра держит в правой руке карандаш.)

– Что у него в другой руке? (В другой руке у него красный шар.)

  1. «Магазин»

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях.

Оборудование: натуральные предметы, муляжи овощей и фруктов или предметные картинки, в названии которых есть звук [Л] (яблоки, свекла, лук, халва, халат, заколка, лупа, булавка, лодка, кукла, белка, палка, скакалка, мел, иголка, бутылка и т. д.)

Ход игры: логопед может послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 2–3 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5–7. После того как ребенок вернется из «магазина» и принесет покупки, он рассказывает логопеду, что он купил, правильно произнося звук [Л]. Например: «Я купил в магазине яблоки, клубнику и лук», или: «Я купила две свеклы и одно яблоко», или: «Я купила две заколки, одну булавку и пять вилок», или: «Я купила голубое платье и белые колготки».

  1. «Мемори»

Цели:

  • развитие и тренировка кратковременной зрительной памяти;

Оборудование: набор карточек (5 пар) с изображениями, содержащими в названии звук [Л], например: лампа, лупа, ложка, лыжи, ласточка.

Ход игры:

карточки тщательно перемешиваются между собой и раскладываются в случайном порядке «рубашкой» вверх в любом порядке, главное, чтобы карточки не перекрывали друг друга. Ребенок и логопед могут открыть и назвать любые две карточки за один ход. Если при открытии образовалась «парочка», то игрок забирает обе карточки себе и делает следующий ход. Если картинки на перевернутых карточках разные, то игрок кладет открытые карточки на их прежнее место лицевой стороной вверх так, чтобы все участники игры могли на них посмотреть и запомнить их расположение, после чего открытые карточки переворачивают обратно «рубашкой» вверх и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех парных карточек за игру.

  1. «Запомни слова»

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: карточка со словами для запоминания; карточка с картинками, предъявляемыми ребенку на слух (шапка, ромашка, мышка, крыша, мишка) и «лишними» картинками.

Ход игры: логопед медленно называет слова, предназначенные для запоминания. Ряд слов предъявляется дважды. Затем логопед дает ребенку карточку с картинками. Ребенок обводит и называет картинки, названия которых нужно было запомнить.

Игры на развитие мышления

  1. «Догадайся, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды)

Цели:

  • развитие мышления;

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать смысловые ряды и досказать слово, которое подходит по смыслу. Логопед следит за правильностью произнесения звука [Р] в этих словах:

белка – дупло, лиса –… (нора);

белка – орехи, корова – … (трава);

сачок – бабочка, удочка – … (рыба);

котенок – кошка, теленок – … (корова);

поезд – рельсы, автобус – … (дорога);

человек – дом, крот – … (нора);

молоток – гвозди, топор – … (дрова);

человек – ребенок, дрозд – … (дрозденок);

барабан – барабанщик, труба – … (трубач);

пальто – пуговица, ботинок –… (шнурок);

солонка – соль, сахарница – … (сахар);

лиса – нора, медведь – … (берлога);

гвозди – молоток, гайка – … (отвертка);

краски – художник, лекарства – … (врач);

крановщик – кран, тракторист – … (трактор);

шкаф – одежда, холодильник – … (продукты);

картина – художник, суп – … (повар);

жираф – юг, морж – … (север).

  1. «Назови одним словом»

Цели:

  • развитие мышления (формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию);
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: Дети должны послушать ряды слов и назвать каждую группу одним словом, правильно произнося звук [Р].

Окунь, лещ, щука – это… (рыбы).

Москва, Псков, Новгород – это… (города).

Россия, Англия, Франция – это… (страны).

Лимон, виноград, груша – это… (фрукты).

Трамвай, автобус, вертолет – это… (транспорт).

Прятки, жмурки, догонялки – это… (игры).

Кукла, пирамидка, мяч – это… (игрушки).

Топор, молоток, грабли – это… (инструменты).

Хлеб, молоко, колбаса – это… (продукты).

Врач, продавец, парикмахер – это… (профессии).

  1. «Четвертый лишний»

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Оборудование: предметные картинки со звуком [Ш].

Ход игры: логопед предлагает ребенку рассказать, какая из четырех картинок лишняя и почему.

  1. «Исправь ошибки»

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях;

Ход игры: логопед читает ребенку предложения со смысловыми ошибками. Ребенок должен исправить ошибки и правильно произнести переделанные предложения.

(Пример: платье надело Аллу. Халва съела Володю и т. п.).

  1. «Составь предложение»

Цели:

  • развитие мышления (развитие у детей способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов);
  • автоматизация звука [Р] в предложениях.

Ход игры: детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, в названии которых есть звук [Р]. Затем дается задание: составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).

Игры на развитие внимания:

  1. «Чего не стало»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть звук [Р].

Ход игры: логопед предлагает ребенку запомнить 4–5 картинок, лежащих на столе. Затем ребенок отворачивается, логопед убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, чего (кого) не стало.

  1. «Слушай и повторяй»

Цели:

  • развитие внимания;
  • автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать несколько слов и назвать только то, что можно есть:

лук, лампа, свекла;

лыжи, яблоко, халва;

булка, масло, колбаса;

баклажан, мыло, пастила.

  1. Та же игра на автоматизацию звука [Р]:

рыба, радуга, арбуз;

груша, виноград, ракета;

гора, торт, бутерброд;

картошка, морковка, мухомор.

Яна Чернобровкина

Логопедическая игра «Змейки футболистки»

Цель игры : автоматизация звука [Ш] в словах.

С помощью игры решаются сразу несколько коррекционных задач:

Формирование грамматического строя речи;

Коррекция нарушений слоговой структуры слова;

Формирование предпосылок к обучению грамоте (умение определять позицию звука);

Активизация, обогащение словарного запаса.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.

Игра состоит:

Змейки – 2 штуки, футбольные ворота – 8 штук, футбольные мячи - 132 штуки.

Использование игры предполагает, как в индивидуальной форме работы с ребенком, так и в подгрупповом (дети поочередно забивают мячи в ворота).

Варианты игры:

I вариант

Инструкция: Змейка приглашает тебя поиграть в футбол. Выбирай любой футбольный мяч, называй слово, забивай в ворота.

В ходе игры дети:

Упражняются в образовании множественного числа существительных;

В образовании новых слов с помощью суффикса.


II вариант

Инструкция: Змейка приглашает тебя поиграть в футбол. Выбирай любой футбольный мяч, называй слово, забивай в ворота. Цифра на воротах обозначает сколько слогов в слове. Разложи мячи соответственно количеству слогов.

В ходе игры дети:

Автоматизируют произношение звука [Ш];

Упражняются в делении слов на слоги.





III вариант

Инструкция: Змейка приглашает тебя поиграть в футбол. Выбирай любой футбольный мяч, называй слово, забивай в ворота. Разложи мячи соответственно позиции звука в слове (начало, середина, конец).

В ходе игры дети:

Автоматизируют произношение звука [Ш];

Упражняются в определении позиции звука в слове.




Публикации по теме:

Альбом состоит из нескольких красочно оформленных страниц, листая которые, ребенок в игровой форме выполняет различные задания. Первые страницы.

Конспект занятия по автоматизации звука [р] в словах и предложениях Цель: продемонстрировать потенциальные возможности использования инновационных технологий: скрапбукинг технологии, аква технологии, су-джок.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в слогах и словах «Приключения тигренка Тигрули» Цели: 1)Коррекционно-образовательные Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [р]. Учить правильно произносить.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в словах с элементами арттерапии «Путешествие в сказку» [ Учитель-логопед II категории: Ерёмина Елена Владимировна Цель: Автоматизация звука [Р]. Задачи: Коррекционно-образовательные: Закреплять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Зимующие птицы» по автоматизации звука [Ш] в словах Лексическая тема. Зимующие птицы. Логопедическая тема. Автоматизация звука [ш] в словах. Цель: закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ Ш ] в слогах и словах Подготовила: учитель-логопед МБДОУ «Атяшевский детский.

Конспект индивидуальной логопедической НОД по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах Цель: автоматизация звука Ш изолированно, в слогах и словах. Задачи: Развитие артикуляционного аппарата. Развитие навыка конструирования.

Понравилась статья? Поделитесь ей