Контакты

Может ли человек жить без общества? Может ли человек существовать вне общества? Люди, выросшие вне общества: примеры Может ли человек жить без общества

Тема взаимосвязи человека и общества является актуальной и по сей день. Общество - часть мира, которая живет и развивается, имеет свои порядки и ценности. Составляющей этой группы является никто иной, как человек. Именно люди могут влиять на развитие культуры, технологий и изменение чужих взглядов. Но часто случается так, что сталкивается несколько мнений, откуда и появляется конфликт.

В литературе есть примеры соц. конфликтов. Вспомним Чацкого из комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова. Чацкий, имеющий собственное мнение, высказывает его против фамусовского общества, порицает чинопочитание, невежество и взяточничество. Происходит столкновение "века нынешнего" и "века минувшего", потому что Чацкий не привык лгать и приспосабливаться, а это не устраивает фамусовское общество.

Александр Андреевич защищает настоящего человека, ум и культуру. Он высказывает свою точку зрения в спорах и разговорах, направляя на это свой ум и решительность. Окружающие мстят Чацкому за правду, которую не могут принять; мстят за то, что Александр попытался разрушить их привычный уклад жизни. Молодой человек принимает, что не сможет найти сторонников и друзей в Москве; по нему ударяет факт того, что Софья любит Молчалина - такого подлого и услужливого человека. Этот удар стал последним для Чацкого – он практически убегает из Москвы, сломленный и разбитый. Но при этом Александр понимает, что не сможет прожить полноценную жизнь вне социума. Этому честному и справедливому человеку придется нелегко.

Хочу привести ещё один литературный пример. Рассмотрим роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего мнения". Печорин оказался вне общества с его ограниченностью и заурядностью. Он не желал примерять на себя ни одну из популярных соц. ролей, поэтому всегда пытался стать исключением из правил. Он играет судьбами других людей, ставя себя в нетипичные обстоятельства. Печорин то убеждает себя в любви к Бэле, то изображает ухаживания перед Мари, то пускается вслед за Ундиной. Ища приключения, он игнорирует моральные нормы и интересы. Особенность Григория была направлена на разрушение. Этот человек страдает из-за своего отчуждения, его бунт бессмыслен. В данном случае общество смогло бы научить и спасти человека, если бы тот прислушался к чужому мнению. Но он не слушал - сам вытеснил себя из социума, потому ни один человек не смог ему помочь.

Из своих рассуждений я хочу сделать вывод, что человек - это социальное существо. Развитие человека полностью зависит от общества, точно так же как и развитие общества зависит от человека. Вне общества возможна только деградация и сумасшествие. В жизни люди нарабатывают качества и таланты, которые формируют сознание и интеллект. А это возможно сделать только в обществе.

Тема исследования

Почему человек не может жить один?

Актуальность проблемы

Человек - общественное существо, и жить без общества человек не может.

Цель

Доказать, что один человек - довольно слабое существо.

Задачи

Гипотеза

Если люди будут жить без контакта друг с другом, без помощи друг друга, то общество исчезнет.

Этапы исследования

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Сбор необходимой информации.

3.Проведение анкетирования.

4. Изготовление схемы "мое человечество"

5. Подведение итогов.

6. Создание презентации.

Объект исследования

Человек среди других людей.

Методы

1. Изучение литературы по данному вопросу.

2. Поисковый.

3. Наблюдение.

4. Практический.

5. Анкетирование.

Ход работы

1.Распределения ребят на группы.

2.Сбор материала по данному вопросу.

3.Обсуждение информации.

4. Оформление результатов в схему.

5.Презентация работы.

Теория вопроса

В результате длительного развития постепенно человечество достигло современного уровня. Сколько временно прошло с той поры, когда появились первобытные люди, нет точного ответа. Но большинство учёных считает, что прошло не менее двух миллионов лет.Первобытное общество (также доисторическое общество) - период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX в. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд. лет назад), но в узком - только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23–5,5 млн. лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300–30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.

Самые древние наши предки были очень похожи на обезьян. Тело их покрывала шерсть, челюсти выступали вперёд, а подбородок был скошен назад. Первобытные люди уже ходили на двух ногах. Жили они в пещерах и расщелинах скал. Обогревали свои жилища кострами, на которых готовили пищу.

Ученые считают, что предками первых людей были обезьяны, которые под воздействием внешних причин: климата, борьбы за выживание - постепенно приобретали человеческие черты. Древнейшие обезьянолюди жили в теплых землях. Например, в Восточной Африке. Появились они там более 2 млн лет назад. По-другому их еще называют первобытными людьми. Эти люди еще не умели разговаривать и общались друг с другом при помощи разнообразных звуков. Мозг у них был развит лучше, чем у обезьяны, но, конечно, не так хорошо, как у людей нашего времени. В том, что люди стремятся к контакту и находят в нем источник своего существования, лежит глубокая тайна силы природы, источника существования. К единству стремится все живое. Но единство является источником существования не только живого. Чтобы жить вместе с людьми в обществе, человек должен ограничивать свои желания. Вне общества жизнь человека невозможна. Первобытные люди не могли выжить поодиночке и объединялись в группы - человеческие стада. В поисках пропитания они собирали съедобные плоды, травы, коренья, насекомых, или, как принято говорить, занимались собирательством. Общество появилось именно потому, что люди без контакта друг с другом, без помощи друг друга жить дальше не смогли. Один человек - довольно слабое существо. На него могли напасть и волки, и медведи, и любой другой крупный зверь. Уже это заставляло людей объединяться, держаться вместе, чтобы противостоять зверю. Но на этом необходимость быть вместе у людей не заканчивается. Все вы, наверное, видели охоту волков на лося. Один волк здорового лося не одолеет, а вместе - да. Точно так и людям нужно было объединяться в своей охоте на животного.

Люди добывали себе средства существования охотой, которую вели совместно, и собирательством. Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости. Важнейшим этапом в развитии человека стало изобретение языка. Вместо сигнального языка животных, способствующего их координации на охоте, люди получили возможность выражать языком абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время ее и т. д. Люди не знали металлов и необходимые им ножи, топоры, рубила - примитивные орудия труда - изготавливали из камня или при помощи камня. Поэтому время, когда они жили, называют каменным веком. Умение изготавливать орудия труда и отличало в первую очередь древнейших людей, от животных. Однажды человек овладел огнем. Это было поистине великое событие. Люди стали готовить пищу на кострах, на углях печь мясо, которое оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал их холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. С помощью огня первобытные люди сделали еще один важный шаг к выходу из мира животных. Постепенно люди освоили холодные страны Европы и Азии, в том числе юг нынешней России. В более суровом северном климате им понадобились надежные жилища-укрытия на случай непогоды, студеных ветров и морозов. Люди стали селиться в пещерах или построенных ими землянках и шалашах. Стены шалашей они покрывали шкурами крупных животных, как и сейчас это делается некоторыми северными народами. Шкуры были и первой одеждой человека.

В холодных краях древнейшие люди не могли прокормиться одним только собирательством. Важнейшим занятием становилась охота. С развитием охоты появилось и первое оружие - копье - длинная заостренная палка из дерева. Позже к ней начали привязывать каменный остроконечник.

С копьями охотились на зверей, а для добычи крупной рыбы применяли костяной гарпун - короткое копье с острым костяным наконечником. Очередным величайшим изобретением людей стали лук и стрелы. Появилась возможность поражать животных и птиц с большого расстояния. Успешнее и легче стала охота, у людей появилось больше пищи. Приблизительно 40 тыс. лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его “человеком разумным”. “Люди разумные” жили уже не человеческими стадами, а родовыми общинами. Что это значит? В общине все близкие и дальние родственники считались одной семьей. Там действовал обычай один за всех, все за одного. Общими были жилище, костер, запасы дров и пищи, кости и шкуры животных. Во главе родовых общин стояли старейшины - самые опытные и мудрые старики. Несколько родовых общин составляли племя. Племенем управлял совет старейшин. Все народы Земли в своей истории прошли стадию родовых общин. Наших предков в жизни подстерегало немало опасностей, они видели вокруг себя много непонятного, загадочного. Почему сверкает молния и гремит гром? Почему летом жарко, а зимой холодно? Почему снятся сны и кто повелевает стадами животных? У людей возникла вера, что в каждом человеке, в любом предмете и явлении природы обитают сверхъестественные существа - душа и духи. Душа покидает тело человека во время сна. Она встречается с душами других людей, а спящему об этом снятся сны. Древние люди верили, что души предков продолжают жить в далекой “стране мертвых”. Они полагали, что душа человека может переселиться в животное или какой-то предмет, а дух животного или предмета - в человека. Человек в этом случае становился “оборотнем”.

Духи животных, предметов и явлений могли быть добрыми и злыми. Самых могущественных духов, старших над другими, люди называли богами. К ним стали обращаться с молитвой - просьбой об удаче в делах. А чтобы боги не отказали, им делались различные подношения, подарки - жертвы. Люди изготавливали из различных материалов изображения богов и духов, чтобы молиться им и приносить жертвы. Такие изображения называются идолами. Появившиеся у первобытных людей верования - в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти, в духов и богов - называются религиозными. Люди верили в сверхъестественную связь между животным и его изображением, созданным художником. И если перед охотой нарисовать оленя, совершить колдовской обряд, поражая копьями это изображение, то охота будет удачной. До наших дней сохранились изумительные по технике исполнения рисунки древнейших художников в пещере Альтамира в Испании и в пещере Ляско во Франции. Этим произведениям первобытного искусства от 14 до 17 тыс. лет.

Общество - исторически развивающаяся система, состоящая из людей и их взаимоотношений, служащая эффективным средством удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Взаимоотношений с другими людьми приносят человеку материальные выгоды, которые можно разделить на две группы. Первая - выгоды от совместных действий: например, один человек не может сдвинуть мешающий камень, а два - могут. Совместными усилиями люди строят каналы, возводят здания и многое другое, что одному человеку не под силу. Вторая группа - выгоды от специализации. Вряд ли доктору стоит пытаться разобраться в устройстве телевизора, гораздо легче ему вызвать мастера. В свою очередь, телевизионному мастеру вряд ли стоит самому лечить болезнь, лучше воспользоваться услугами доктора. Важную роль общество играет и в процессе удовлетворении духовных потребностей человека. Без других людей человек не может стать человеком, человеком он становится в обществе. В конечном счете, самоактуализация - это раскрытия внутреннего «Я» для других. Действительно, зачем писать стихи, если их никто не прочтет, зачем рисовать картины, если их никто не увидит? Человек не может без общества, и поэтому ни один человек добровольно не прерывал контакты с обществом.

Анкетирование

  1. Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?
  2. Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?
  3. Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твоё благополучие?
  4. Какие проступки ты смог бы простить другу?
  5. Чего не смог бы простить ему?
  6. Всегда ли ты говоришь другу правду?
  7. Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты публично выступить против друга, если тот не прав?
  8. Помогает ли тебе дружба в жизни, учёбе?
  9. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?
  10. Друзья открывают друг другу свои секреты, потому что в их дружбе есть такое чувство, как…
  11. Друзья друг другу рассказывают всё, ничего не скрывая, потому что в их дружбе есть чувство….
  12. Друзья должны… друг друга.
  13. Если у одного человека случилось несчастье, как друг в этой ситуации может помочь?
  14. Что делает отношения между друзьями благородными и чистыми?
  15. Если твой друг заболел, что должен делать ты?

Наши результаты

1.Изучили материалы по теме.

2.Собрали информацию.

3.Провели анкетирование.

4.Узнали, что человек общественное существо, и без общества не сможет существовать.

5.Изготовили схему.

6. Сделали выводы.

7. Выполнили презентацию работы.

Выводы

1. Для развития человеку необходимо общество.

2. Ни один человек добровольно не прерывал контакты с обществом.

3. Развитие человека происходит непрерывно.

Список ресурсов

Печатные издания:

  • А. А. Вахрушев Окружающий мир. 4 класс. "Человек и человечество". Часть 2. - М.: Баласс, 2008. - 128 с.
  • Журнал "Древо познания"
  • Энциклопедия "Я познаю мир"

Интернет - ресурсы:

Как известно, общество, это
совокупность исторически
сложившихся форм совместной
деятельности людей; или же это
обособившая от природа, но тесно
связанная с ней часть
материального мира, включающие в
себя способы взаимодействия
людей, и формы их объединения.
Как видно из определений, в них
самих заложен принцип, что
общество состоит из людей, а значит
люди это часть общества. «Но в них
же ничего не сказано о зависимости
от общества человека» - может
сказать любой. Да, и он будет прав.
В определениях действительности
ничего не сказано о том, что человек
умрет без общества. Но получается,
что если не будет человека, не будет
общества. Так ведь? Общество
складывается из традиций людей,
находящихся в нем. И если
рассмотреть любое общество, взятое
в любое время нашей истории, то
можно заметить, что все отношения
внутри общества регулируются
определенными правилами. Вначале
это были нормы морали, теперь это
более жесткие «документы» – а
именно законом. И за нарушение
этих норм и законов человека
наказывали. Каким же образом?
Человека пытались изолировать от
общества, сажали в тюрьму,
отправляли в ссылку. Ведь уже
издревле было понятно, что человеку
сложно прожить одному. Именно
поэтому они всегда тянулись друг к
другу в первобытном мире, жены
часто ехали за мужьями в Сибирь, да
и тюрьму делают не однокамерные
(хотя и такое бывает) , а
многоместные. Многие люди говорят:
«Я не могу жить среди людей, я
люблю покой и тишину. Мне сложно
общаться с людьми, ибо я
замкнутый, или же потому, что я
больше люблю музыку /книги, чем
людей. Я хочу бы понимаю их» . Да.
Конечно, нельзя отрицать, что
иногда людям легче быть наедине с
книгой или музыкой, чем с людьми.
НО жил ли когда-нибудь этот
человек полностью изолированный
от общества людей? Было ли с ним
когда-нибудь такое, что он не мог
общаться с родными и близкими
неделями, а то и месяцами? Не
думаю. Ведь когда мы говорим, что
нам лучше жить в техникой или
книгой, мы не задумываемся над
всей глубиной этих слов. Ведь я
уверена, что говоря, жить один, он не
думает, что у него на компьютере
есть устройства для личного
общения, как аська, или квип. Или,
что у него есть мама, с которой он
все равно будет разговаривать, тем
самым уже не изолируя себя. Люди,
которые долгое время изолированы
от общества, начинают сходить с
ума. А разве сумасшествие не
признак деградации личности, а
значит и ее смерть? . Хороший
пример, когда люди боролись с
сумасшествием в тюрьме
обрисованы в книге: Шарьера Анри
«Папийон» , где человек, чтобы не
сойти с ума ходил сутками по
камере, отсчитывая свои шаги. А в
фильме «город грехов» ? Ведь там
тоже был изолирован человек от
общества. Но чтобы поддерживать
свой разум в состоянии, он писал
письма каждый день девочке, с
которой, ему пришлось расстаться.
И у него остался светлый ум. Может
быть, человек и сможет прожить без
общества, но личность его умрет.
Умрет его индивидуальность, а ведь
один из признаков общества есть
совокупность индивидов. Человек -
существо биосоциальное, и без
общества жить, развиваться и
состояться как личность не
сможет.

Психология человеческого мышления такова, что он вынужден подчиняться той микросреде, в которой находится на данный момент. Связано это с тем, что любой индивидуум желает оставаться в относительном психологическом покое. И как говорится: не очень напрягаться в своей защите от неблагоприятной социальной среды.

С волками жить – по-волчьи выть. Эта народная поговорка в полной мере обрисовывает поднятую тему. Вне коллектива большинство из нас просто жить не сможет. Это обуславливается всей структурой нашего общества и человечества в целом. С одной стороны – это кажется правильным и рациональным потому как сообща всем миром можно и горы свернуть. С другой стороны – группами, которые настроены на одну волну, легче управлять, взяв под контроль всего лишь одного лидера. Любая индивидуальность, не идущая в унисон с остальными, жестко перемалывается в коллективе. И либо из нее лепят стандартную фигурку либо выбрасывают прочь.

Большинство людей отталкиваются в своем поведении от чужих взглядов на себя и на жизнь в целом. Но социум разнообразен, разнообразны и взгляды. Поэтому человека бросает из крайности в крайность. В свою очередь он тоже выдает в окружающее пространство собственное мнение, точку зрения, от которых отталкивается кто-то, еще вводя корректировку в свое поведение.

Этот бульон микроклимата в отдельно взятом коллективе (обществе) варится в собственном соусе по своим законам. И тот, кто помешивает этот человеческий бульон, внимательно следит за тем, чтобы он не закипал и не выплескивался наружу, изредка бросая в кастрюлю различные приправы в виде вознаграждений, зрелищных мероприятий и иных псевдоудовольствий.

В зависимости от социальной среды, где варится человек, идет и поощрение. То есть повар смотрит: ага, вот кипит простая вода, что же – туда достаточно бросить щепотку соли в виде бесплатных обедов или раздачи ношеной одежды для , безработных и других социально неблагополучных элементов общества.

А вот что-то начала пыжиться кашка работяг. Добавим туда маслица – денежную премию, бесплатную путевку в Сочи, благотворительный рок-концерт на городской площади.

Забурлила среда обитания изысканных блюд? Что же… дадим возможность им насладиться дополнительным миллионом на своем счету, недвижимостью на Кипре… отдадим парочку предприятий в собственность.

Кто же не захотел утихомириться или просто не успел подхватить подачку, вычерпывается ложкой в виде пены и сбрасывается в помойное ведро, где тоже формируется – это тюрьмы и колонии.

Впрочем, повар не всегда так радикален к своим блюдам. Он может добавить вовремя подсоленную водичку в кашку или даже в изысканное блюдо. А может и отцедить из чана не нужную жидкость и слить ее в кастрюлю с кипящей водой.

Личность и социум, - пожалуй, ни одна из прочих тем не вызывала столько дебатов и не становилась предметом стольких трудов выдающихся умов человечества. Способен ли индивидуум жить вне общества - один из наиболее актуальных во все исторические времена вопросов.

У многих народов издревле существовали весьма интересные обряды, связанные с инициацией взросления. Некоторые из их деталей могут показаться современному человеку дикими и даже жуткими, К примеру, предполагалось долговременное отделение от общины (символизировавшее помещение в некую сакральную среду, в которой предполагалось обрести новые знания) , часто сопровождаемое дополнительными запретами - табу на разговоры, требование находиться в полнейшей тьме и т. п.

Причем продолжаться подобное "безобразие" могло довольно немалый промежуток времени - от недели до года. Помимо прочих эффектов, такая вынужденная изоляция порождала в прошедших через нее буквально неистребимую жажду общения. Утратив доступ к этому простому каждодневному времяпрепровождению, люди буквально изнывали от невозможности удовлетворить одну из важнейших потребностей - коммуникативную.

Данный пример - лишнее доказательство того тезиса, что человек немыслим без общества. Во взаимодействии с себе подобными отчаянно нуждается не только экстраверт (способный спятить от полнейшего одиночества) , но и самый махровый интроверт.

Такого рода муки испытывал, в частности, доктор Роберт Невилл, персонаж Уилла Смита в картине "Я - легенда". Оставшийся в вымирающем от страшного вируса мегаполисе, ночами наводняемым порожденными этой заразой полузомби-полувампирами (бывшими людьми, получившими свой статус нечисти как побочный эффект от нового противоракового лекарства) , а днем кишащим забредшими из окрестных лесов дикими зверями, он пытается отыскать себе подобных (если хотя бы кому-то из них удалось выжить в грандиозной биологической катастрофе) .

Дабы не сойти с ума от отсутствия социальной среды, доктор Невилл в отчаянии изобретает некое подобие общения. В точке проката видеофильмов, к примеру, он устанавливает фигуры людей, с которыми привык там встречаться в "довирусное" время, и заговаривает с ними, имитируя обычную коммуникацию.

Такая тяга находящихся в вынужденной изоляции представителей человечества к элементарному общению не удивительна. Именно непрерывный информационный обмен привел людей к той высокой - особенно в сравнении с временами древней истории - ступени развития, на коей они сейчас находятся, не прерывая свое дальнейшее продвижение к прогрессу.

Взаимодействуя с себе подобными, кооперируясь с ними, вольно или невольно проходя обучение тому, что знают и чем владеют другие, конкретный представитель человеческого рода не только возрастает в личностном плане. Происходит его становление и как профессионала, как того, кто умеет трудиться на благо остальных, чувствовать себя одним из созидателей чего-то ценного и значимого.

Через такой взаимообмен с помощью коммуникативных средств, отдачу накопленного опыта осуществляется и так называемая преемственность поколений, важная для выживания и приумножения глобальных людских достижений. Иными словами, молодые члены социума впитывают знания, накопленные их предками, добавляя постепенно к ним и что-то свое, недавно открытое и осознанное, гармонично дополняющее - и в то же время в отдельных нюансах опровергающее - прежние знания.

Психологи со всей планеты уже давно пришли к выводу: гомо сапиенс - существо биосоциальное, и для полнейшего ощущения счастья, гармонии и благополучия ему остро необходимо осознание того, что он не одинок. Причем поддержка важна не только от самых любимых и родных, но и со стороны незнакомцев (что подтверждали некоторые эксперименты - в частности, у аргентинских ученых) . Потому вопрос, может ли человек жить без общества, едва ли, по большому счету, допускает положительный ответ.

Вне социума личность попадает в некий информационный вакуум, лишаясь важнейшего оценочного инструментария, помогающего определить ценность и реальную важность ее достижений. Взрастая в обществе, индивидуум впитывает в том числе и приемлемые морально-этические установки, уже в ходе своих детских лет понимая: вне этих общепринятых норм, с их нарушением едва ли выйдет полноценное взаимодействие с другими.

Кроме того, подобные ограничительные общественные рамки дают и ощущение безопасности, надежности, даже защиты. Любой член социума может быть уверен, что его способности к выживанию в таком окружении будут многократно выше, нежели в одиночку.

Тот, кто лишен коммуникации с другими, не сможет вырасти в полноценную личность. В литературе немало сказано негативного о том, что такое человек без общества. Примеры тому - хотя бы истории Робинзона Крузо и Маугли. Кстати, в реальности было немало людей, росших среди животных. Ни один из них впоследствии не смог адаптироваться к полноценному существованию среди других людей.

Таким образом, вне социума ни личностное, ни духовное, ни какое-либо другое развитие попросту невозможно. Вычеркнутый из общества, человек утратит ориентир в собственном продвижении по жизни, и ему легко будет скатиться по пути деградации.

Понравилась статья? Поделитесь ей