Глава III. Операции и приемы пра-логического мышления
1Совершенно напрасно было бы проводить параллель между дискурсивными операциями пра-логического и нашего мышления, выяснять, в какой мере они соответствуют друг другу. Само предположение такого соответствия было бы
автора
Шевцов Александр Александрович
автора
Стивенс Майкл
Глава 2
Мыслительные плоты
Большинство людей стареет, пребывая в узком идейном кругу, который они сами для себя не открыли.
Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг, французский моралист и писатель
Из книги
Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии
автора
Стивенс Майкл
Мировые мыслительные плоты
Глобализация создает своего рода парадокс. Глобальные технологии способствуют установлению контакта между людьми, в то время как общемировая философия разделяет целые культуры, которые оказываются под давлением тех же технологий.
Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.
Мыслительные операции
– это умственные действия по преобразованию объектов (психических состояний, мыслей, идей образов и др.), представленных в форме понятий.
Процесс мышления включает в себя несколько операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, систематизация и классификация.
Остановимся на каждой подробнее.
Анализ
– это мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части (свойства, признаки и др.). Так, в познавательной деятельности индивида выделяются составляющие ее процессы ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, представления, воображения и речи, хотя эти процессы образуют единую систему познания окружающего мира человеком.
Считается, что анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой и является необходимым этапом познания.. С него начинается любое исследование.
Анализ неразрывно связан с синтезом.
Синтез
– процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое. Эта операция противоположна анализу. Но они взаимодополняют друг друга. Господство анализа или синтеза на каком-то этапе мыслительного процесса может быть обусловлено прежде всего характером материала. Если материал, исходные данные проблемы неясны, то сначала нужен анализ. Если же все данные понятны и известны, то мысль пойдет по пути синтеза.
Сравнение
– это установление сходства и различия между объектами познания. Результатом сравнения является классификация. Например, менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность (по их исполнительности, энергичности, компетентности и др.).
Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания.
Абстрагирование
– выделение одной стороны предмета или явления, которая в реальности как отдельная не существует. Например, рассматривая какие-нибудь предметы, можно выделить их форму, отвлекшись от их цвета, или, наоборот, выделить их цвет, отвлекшись от их формы.
В результате абстракции формируются понятия. Абстракция зарождается сначала в плане действия.
Обобщение
— мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.
Выделяют 2 вида обобщений:
— синкретическое – простейшее обобщение, это группирование, объединение объектов на основе отдельного случайного признака;
— комплексное – группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям.
Конкретизация
– это выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Это мыслительная операция, противоположная обобщению.
Например, хозяин пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с маком и яблочной начинкой.
Систематизация
– мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид систематизации – классификация, т.е распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними (например, классификация животных, растений, типов темперамента и т.д.).
Не потеряйте.
Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.
В процессе эволюции взглядов на природу и сущность мыслительного процесса, особое внимание ученых привлекал вопрос формирования мыслительных операций. , в отличие от других физиологических процессов, совершается на основе определенной логики. Это позволяет выделить отдельные структурные элементы: абстрагирование, анализ и синтез, классификация и категоризация, конкретизация, обобщение, сравнение, — и охарактеризовать их. Закономерности функционирования названных операций мышления и есть по сути основными внутренними, специфическими основами мышления. Их изучение помогает получить детальное объяснение всех внешних проявлений мыслительной деятельности.
Абстрагирование
Анализ и синтез
Классификация и категоризация
Конкретизация
Обобщение
Сравнение
Абстрагирование
Абстрагирование (абстракция) – один из основных процессов умственной деятельности человека, познание на основе выделения существенных, закономерных признаков, свойств, связей объекта предмета или явления, отвлечение от несущественных сторон. В повседневной жизни умение абстрагироваться чаще всего сопряжено с умением сосредоточиться на поиске и решении самого важного аспекта рассматриваемой проблемы.
В зависимости от целей абстрагирования существуют формальная и содержательная абстракции. Формальная абстракция – выделение свойств предмета, которые независимо от него не существуют (например, форма или цвет). Служит основой усвоения знаний детьми, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления. Содержательная абстракция – вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (например, клетка организма). Этот тип абстракции развивает способность оперировать свойствами отдельно.
Анализ и синтез
В любом виде интеллектуального труда – в области математики, политологии, живописи и др.– широко применяются анализ и синтез. Речь идет не о научных методах, а о взаимосвязанных мыслительных операциях.
Этимология слова «анализ» восходит от древнегреческого «разбивать», «расчленять». Как мыслительная операция анализ подразумевает изучение вещи, свойства, процесса или отношения между предметами путем реального или мыслительного расчленения целого на составляющие. Данная операция – одна из базовых в процессе познания и предметно-практической деятельности человека.
Примером практического анализа может служить химический процесс расщепления молекулы кухонной соли на ионы Натрия и Хлора с целью изучения состава и молекулярных связей. Умственная операция анализа предполагает теоретическое умение оперировать составляющими частями предмета или явления и на основании этого делать определенные выводы. Например, благодаря умственному анализу ребенок учится различать геометрические фигуры как набор отдельных характеристик: квадрат состоит из четырех прямых линий, треугольник отличается от квадрата количеством углов и линий.
Синтез (от древнегреческого «соединение», «складывание») – изучение чего-либо через объединение вещей, понятий, суждений о явлении или предмете с целью получить комплексное и разностороннее представление о нем. Примером синтеза может быть случай, когда во время написания реферата по истории на тему «Общие черты экономических систем СССР и Китая», студент, опираясь на знания двух разных тем, определяет что было общего в развитии двух главных социалистических стран в заданный период.
Джон Локк в своем «Опыте о человеческом разуме» был уверен, что знания создаются путем комбинирования восприятия, представления и других видов знаний. Иммануил Кант в «Критике чистого разума» утверждал, что есть две взаимно дополняемые операции: анализ – понимание через изучение частей, синтез – понимание через связь, объединение составляющих, восхождение от единичного к множественному. Говоря обычным языком, анализ и синтез – две стороны одной медали.
Классификация и категоризация
С классификацией и категоризацией мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно, она насколько прочно вошла в нее, что большинство людей даже не задумываются, когда прибегают к такой мыслительной операции. На протяжении всей жизни, понятия и знания о предметах мы чуть ли не на подсознательном уровне относим их к той или иной категории, что приводит к удобству использования информации. Практически все вокруг нас подчиняется определенной логике: будь то отделы в супермаркете или дорожные знаки.
Большинство современных словарей используют термины «классификация» и «категоризация» как взаимозаменяемые. Существует и отличное мнение о том, что «категория» более широкое понятие чем «класс», но даже в таком случае определение самого термина остается прежним. Классификация – логическая операция деления объема понятия, исходя из его характеристик. Пример – известная нам еще со школьной скамьи таблица:
Конкретизация
Конкретизация (от латинского «сложившийся») – прием познания, логическая операция, связанная с переносом некоего общего утверждения на конкретный предмет или явление. Например, известно, что коррозия металлов происходит в результате влияния окружающей среды, в частности кислорода, на металл. Следовательно, открыв новый металл, можно предположить, что и он будет коррозировать под влиянием кислорода.
Обобщение
Обобщение – логическая операция противоположная конкретизации. Подразумевает перенос частного утверждения, применимого в отношении одного или нескольких объектов, на другие объекты, в результате которого оно перестает быть конкретным, приобретая общий характер. Так, изучив фотосинтез на примере нескольких растений, можно сделать вывод о том, что процесс невозможен без солнечного света и у других растений.
Сравнение
Каждый человек хоть раз слышал умозаключение: «Все познается в сравнении». Действительно, определить что хорошо, а что лучше, сопоставить свойства двух объектов возможно только прибегнув к операции сравнения – процессе количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) объектов. Сравнение – важнейшая мыслительная категория на основе которой складывается наше представление об окружающем мире.
Все вышеперечисленные логические операции взаимно дополняются, помогают получать и преобразовывать информацию, быстро использовать ее в нужный момент.
Развитие способности совершать мыслительные операции
Мало кто из взрослых задумывается сегодня над тем, что много детских игр и предлагаемых в начальной школе задачек построены таким образом, чтоб развивать основные мыслительные операции. Логические цепочки, ребусы, загадки и головоломки преследуют цель развить навыки абстрактно-логического мышления с детства, научить выявлению сходства и различий в объектах, определению понятий, исключению лишнего. Вырастая, мы совершаем эти операции, не задумываясь, но порой сталкиваемся с трудностями при решении . Это как раз и связано с тем, что с годами занятий профессиональной деятельностью, наш мозг до автоматизма совершенствует выполнение тех или иных задач связанных с родом занятий. Но как только мы встречаемся с другой областью – возникают трудности. Чтоб этого не происходило, нужно постоянно совершенствоваться, развивая все основные мыслительные операции. Помогут в этом упражнения на умение понимать, идентифицировать и применять эти операции.
Классическими образцами таких игр являются шахматы, нарды, скрэббл. В советское время довольно популярными были головоломки со спичками, которые сегодня обрели новую жизнь благодаря популяризации в соцсетях. Попробовать свои силы в такого рода задачках вы можете с помощью .
Интересным и эффективным упражнением на развитие мыслительных операций может стать прохождение теста на IQ. Существует много его разновидностей, самый популярный из которых – тест Айзенка . С рекомендациями по прохождению таких тестов, которые в наше время также популярны при устройстве на работу, вы можете ознакомиться .
Детальная информация о развитии разных типов мышления, а также упражнения для их тренировки собраны в курсе . Пройдите его, если заинтересованы в развитии своего мышления!
Мыслительная деятельность людей
совершается при помощи мыслительных
операций: сравнения, анализа и синтеза,
абстракции, обобщения и конкретизации.
Все эти операции являются различными
сторонами основной деятельности
мышления - опосредования, т.е. раскрытия
все более существенных объективных
связей и отношений между предметами,
явлениями, фактами.
Сравнение
- это сопоставление
предметов и явлений с целью нахождения
сходства и различия между ними. К.Д.
Ушинский считал операцию сравнения
основой понимания. Он писал:
«...сравнение есть основа всякого
понимания и всякого мышления. Все в
мире мы познаем не иначе, как через
сравнение... Если вы хотите, чтобы ка-176
кой-нибудь предмет внешней среды был
понят ясно, то отличайте его от самых
сходных с ним предметов и находите
в нем сходство с самыми отдаленными от
него предметами: тогда только выясните
себе все существенные признаки
предмета, а это и значит понять предмет».
Сравнивая предметы или явления, мы
всегда можем заметить, что в одних
отношениях они сходны между собой,
в других - различны. Признание предметов
сходными или различными зависит от
того, какие части или свойства предметов
являются для нас в данный момент
существенными. Нередко бывает так, что
одни и те же предметы в одних случаях
считаются сходными, в других - различными.
Например, при сравнительном изучении
домашних животных с точки зрения их
пользы для человека выявляется много
сходных признаков между ними, но при
изучении их строения и происхождения
обнаруживается много различий.
Сопоставляя вещи, явления, их свойства,
сравнение вскрывает тождество и различие.
Выявляя тождество одних и различия
других вещей, сравнение приводит к их
классификации.
Классификация
производится по какому-либо признаку,
который оказывается присущим каждому
предмету данной группы. Так, в библиотеке
книги можно классифицировать по
авторам, по содержанию, по жанру, по
переплету, по формату и пр. Признак,
по которому производится классификация,
называется основанием классификации.
Сравнивая, человек выделяет прежде
всего те черты, которые имеют важное
значение для решения теоретической
или практической жизненной задачи.
Анализ и синтез
- важнейшие мыслительные
операции, неразрывно связанные между
собой. В единстве они дают полное и
всестороннее знание действительности.
Анализ
- это мысленное расчленение
предмета или явления на образующие
его части или мысленное выделение в нем
отдельных свойств, черт, качеств.
Воспринимая предмет, мы можем мысленно
выделять в нем одну часть за другой и
таким образом узнавать, из каких частей
он состоит. Например, в растении мы
выделяем стебель, корень, цветы,
листья и пр. В данном случае анализ -
мысленное разложение целого на
составляющие его части.
Анализ может быть и мысленным выделением
в целом его отдельных свойств, признаков,
сторон. Например, мысленное выделение
цвета, формы предмета, отдельных
особенностей поведения или черт
характера человека и пр.
Анализ возможен не только тогда, когда
мы воспринимаем предмет или вообще
любое целое, но и тогда, когда мы вспоминаем
о нем, представляем его себе. Возможен
также и анализ понятий, когда мы мысленно
выделяем различные их признаки, анализ
хода мысли - доказательство, объяснения
и пр.
Синтез
- это мысленное соединение
отдельных частей предметов или мысленное
сочетание отдельных их свойств. Если
анализ дает знание отдельных элементов,
то синтез, опираясь на результаты
анализа, объединяя эти элементы,
обеспечивает знание объекта в целом.
Так, при чтении в тексте выделяются
отдельные буквы, слова, фразы и вместе
с тем они непрерывно связываются друг
с другом: буквы объединяются в слова,
слова - в предложения, предложения -
в те или иные разделы текста. Или вспомним
рассказ о любом событии - отдельные
эпизоды, их связь, зависимость и т.д.
Так
же как и анализ, синтез может
осуществляться при непосредственном
восприятии предметов и явлений или при
мысленном представлении их. Различаются
два вида синтеза: как мысленное объединение
частей целого (например, продумывание
композиции литературно-художественного
произведения) и как мысленное сочетание
различных признаков, свойств, сторон
предметов и явлений действительности
(например, мысленное представление
явления на основе описания его
отдельных признаков или свойств).
Анализ и
синтез часто возникают в
начале практической деятельности.
Мы фактически расчленяем или собираем
предмет, что является основой для
выработки умения производить эти
операции мысленно. Развиваясь на основе
практической деятельности и наглядного
восприятия, анализ и синтез должны
осуществляться и как самостоятельные,
чисто умственные операции. В каждом
сложном процессе мышления участвуют
анализ и синтез. Например, путем
анализа отдельных поступков, мыслей,
чувств литературных героев или
исторических деятелей и в результате
синтеза мысленно создается целостная
характеристика этих героев, этих
деятелей.
Абстракция.
Нередко при изучении
какого-либо явления возникает
необходимость выделить какой-либо
признак, свойство, одну его часть для
более углубленного познания, отвлекаясь
(абстрагируясь) на время от всех
остальных, не принимая их во внимание.
Например, чтобы
усвоить доказательство геометрической
теоремы в общем виде, надо отвлечься от
частных особенностей чертежа -мелом
или карандашом он выполнен, какими
буквами обозначены вершины, абсолютная
длина сторон и пр.
Абстракция - это мысленное выделение
существенных свойств и признаков
предметов или явлений при одновременном
отвлечении от несущественных признаков
и свойств.
Выделенные в процессе абстрагирования
признак или свойство предмета мыслятся
независимо от других признаков или
свойств и становятся самостоятельными
объектами мышления. Так, у всех
металлов мы можем выделить одно свойство
- электропроводимость. Наблюдая за тем,
как движутся люди, машины, самолеты,
животные, реки и пр., мы можем выделить
в этих объектах один общий признак -
движение и мыслить о движении вообще,
изучать движение. С помощью
абстрагирования мы можем получать
абстрактные понятия - смелость, красота,
дистанция, тяжесть, длина, ширина,
равенство, стоимость и пр.
Обобщение и конкретизация.
Обобщение
тесно связано с абстракцией. Человек
не смог бы обобщать, не отвлекаясь от
различий в том, что им обобщается. Нельзя
мысленно объединить все деревья, если
не отвлечься от различий между ними.
При обобщении предметы и явления
соединяются вместе на основе их общих
и существенных признаков. За основу
берутся те признаки, которые мы получили
при абстрагировании, например, все
металлы элек-тропроводны. Обобщение,
как и абстрагирование, происходит
при помощи слов. Всякое слово относится
не к единичному предмету или явлению,
а ко множеству сходных единичных
объектов. Например, в понятии, которое
мы выражаем словом «фрукты», соединены
сходные (существенные) признаки,
которые имеются в яблоках, грушах,
сливах и др.
В учебной деятельности обобщение обычно
проявляется в определениях выводах,
правилах... Детям нередко трудно
совершить обобщение, так как не всегда
они умеют выделить не только общие, но
существенные общие признаки предметов,
явлений, фактов.
Конкретизация
- это мысленное
представление чего-либо единичного,
что соответствует тому или иному понятии
или общему положению. Мы уже не отвлекаемся
от различных признаков или свойств
предметов и явлений, а,
наоборот, стремимся представить себе
эти предметы или явления в значительном
богатстве их признаков. По существу,
конкретное есть всегда указание примера,
какая-либо иллюстрация общего.
Конкретизация играет существенную роль
в объяснении, которое мы даем другим
людям. В особенности важна она в
объяснениях, даваемых учителем детям.
Выбору примера следует уделять серьезное
внимание. Привести пример иногда
бывает нелегко. В общем виде мысль
кажется ясной, а указать конкретный
факт не удается.
Школьники и студенты часто затрудняются
привести примеры, иллюстрирующие их
ответ. Это происходит при нормальном
усвоении знаний, когда усваивается (или
зазубривается) формулировка общих
положений, а содержание остается
неясным. Поэтому преподаватель не
должен довольствоваться тем, что
учащиеся правильно воспроизводят
общие положения, а должен добиваться
конкретизации этих положений: приведение
примера, иллюстрации, конкретного
частного случая. Особенно это важно в
школе и прежде всего в начальных классах.
Когда учитель приводит пример, он
раскрывает, показывает, как в этом
частном случае обнаруживается общее,
которое иллюстрируется примером.
Только при этом условии частное оказывает
значительную помощь пониманию общего.
6.5. Понятия и их
формирование
Обобщения, которые человек делает в
процессе мышления, закрепляются в
понятиях. Понятие
- это форма
мышления, в которой отражаются общие
и существенные свойства предметов
и явлений. Иными словами, понятие - это
совокупность существенных свойств
предмета. Например, у стула много
признаков: цвет, материал, размеры,
мягкость. Но существенными являются
только те, которые и делают стул стулом.
Ими являются: предмет мебели, создан
для сидения, у него имеется опора для
спины. Это и есть самые существенные
признаки этого понятия, его содержание.
В" понятие «дерево» входят все признаки,
присущие дереву, и не входит то, что
характерно только для березы, или ели,
или дуба и пр.
Отражая общее, существенное, закономерное
в предметах или явлениях действительности,
понятие выступает высшей ступенью
отражения мира. Понятие обозначается
словом, которое есть чувственная,
материальная обо-180
лочка понятия. Мыслить понятиями - значит
мыслить словами. Слово заменяет
предмет, но в каком-то определенном
смысле. Ведь на слово «стул» не сядешь,
и словом «хлеб» сыт не будешь. В чувственном
познании человек знакомится с самими
предметами и явлениями действительности,
которые и обобщает затем данным понятием.
Владеть понятием - значит владеть всей
совокупностью знаний о предметах и
явлениях, к которым относится данное
понятие.
Большинство имеющихся у нас понятий
усваиваются в готовом виде от других
людей. Однако овладение понятием-не
простая «передача» знаний, например,
от взрослого ребенку. Усвоение
понятий, овладение ими - сложнейший
процесс. Он имеет самое прямое
отношение к развитию мышления как
всего человечества, так и каждого
конкретного человека. Здесь все
поколения людей большую часть понятий
получают от предшествующих поколений,
усваивают эти понятия, углубляют,
уточняют, обогащают и на основе уже
своего опыта и знаний создают новые
понятия о тех предметах и явлениях
действительности, о которых предшествующие
поколения еще не создали понятий.
У детей овладение понятием в значительной
степени зависит от опыта, на который
они опираются. Значительные трудности
возникают тогда, когда новое понятие
обозначаемое определенным словом,
не согласуется с тем, что уже связано с
этим словом у ребенка, т.е. с тем
содержанием данного понятия (часто
неправильным или неполным), которым
он уже владеет. Чаще всего так бывает в
тех случаях, когда строго научное
понятие, усваиваемое детьми в школе,
расходится с так называемым житейским,
донаучным понятием, уже усвоенным ими
вне специального обучения, в процессе
повседневного общения с другими людьми
и накопления личного чувственного опыта
(например, птица - это животное, которое
летает, поэтому бабочки, жуки, мухи
относятся к птицам, а курица, утка -
нет, они не летают. Или: хищные животные
«вредные» или «страшные», например
крысы, мыши, а кошка - не хищник, она
домашнее животное, ласковая).
В усвоении понятий особенно важна
правильная организация чувственного
опыта учащихся. Чем абстрактнее понятие,
тем труднее опереться на материал,
который можно показать детям, тем
больше приходится пользоваться рассказом
о вещах, которые могут помочь усвоению
абстрактного понятия.
Таким образом, образование понятий,
переход к нему от чувственных форм
познания - сложившийся процесс, в котором
принимают участие сравнение, анализ,
синтез, абстрагирование, обобщение и
более или менее сложные формы умозаключений.
Важная роль в усвоении понятий принадлежит
его определению.
Определение содержит
указание наиболее существенных
признаков предмета или явления,
составляющих суть данного понятия,
раскрывает отношение его к другим,
более общим понятиям. В определении
фиксируется наиболее важное, что должно
быть усвоено при овладении понятием.
Например, дается определение понятию
«поговорка». Поговорка - один из видов
устного народного творчества:
распространенное образное выражение,
метко определяющее какое-либо жизненное
явление. В отличие от пословиц поговорки
лишены прямого поучительного смысла
и ограничиваются образным, иносказательным
определением явления. Примеры поговорок:
«Ни богу свечка, ни черту кочерга», «За
ушко да на солнышко», «Ночью все кошки
серы», «Ни дать, ни взять, «Ни холодно,
ни жарко», «Ни два, ни полтора», «Ни свет,
ни заря».
Еще раз вспомним, что существенные
признаки понятий - это свойства и
отношения, при утрате, отсутствии или
изменении которых предмет или явление
становятся по своей природе или в
каком-то важном отношении иными.
Несущественные признаки влекут за собой
появление лишь внешних, частных
характеристик и отличий без изменения
существа предмета или явления.