Контакты

В советский период (1917—1991 гг.). Политическая история ссср (1917–1991) История советского союза 1917 1991 годы кратко

В советском социалистическом государстве, как и в дореволюционном монархическом, многое зависело от первого лица , в руках которого сосредоточивалась огромная официальная и неофициальная власть. Лидер единственной политической партии, которая называлась РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б), КПСС (с 1952), являлся и реальным руководителем страны.

Вокруг каждого лидера складывалось окружение из сподвижников, единомышленников, проверенных людей, через которых лидер руководил различными сферами жизни страны. Смена лидера приводила к смене «команды»: В. И. Ленин (1917–1924) – Л. Д. Троцкий, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Н. И. Бухарин, Ф. Э. Дзержинский, И. В. Сталин и др.; И. В. Сталин (1924–1953) – В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, Л. М. Каганович, А. И. Микоян, М. И. Калинин, С. М. Киров, Л. П. Берия, Г. М. Маленков , Н. С. Хрущев ; Н. С. Хрущев (1953–1964) – М. А. Суслов, Л. И. Брежнев ; Л. И. Брежнев (1964–1982) – М. А. Суслов, Н. В. Подгорный, А. Н. Косыгин, А. А. Громыко, Д. Ф. Устинов ; М. С. Горбачев (1985–1991) – Н. И. Рыжков, А. И. Лукьянов,Е. К. Лигачев, Б. Н. Ельцин . Лидер и члены «команды» время от времени предавали друг друга, что было обычным делом в советской политической истории. Г. М. Маленков (1953–1955), Ю. В. Андропов (1982–1984), К. У. Черненко (1984–1985) находились во главе страны непродолжительное время.

В условиях формальной советской демократии политическая линия страны определялась не на партийных съездах, не в высших официальных органах государственной власти, а в узком кругу членов Политического бюро ЦК Коммунистической партии. Некоторые решения лидеры принимали сами или в узком кругу.

В политической сфере с середины 1920-х установилась монополия Коммунистической партии, которая руководила советами , советскими, государственными и общественными учреждениями, всеми организациями, как бы они ни назывались на разных этапах советской эпохи (Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК; Верховный Совет СССР, Совет Министров СССР ). Орудием сохранения власти Коммунистической партии были силовые структуры (милиция, армия, служба безопасности – ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ ). Было разогнано Учредительное собрание , расстреляна царская семья (1918). Подавлялись восстания периода гражданской войны , «антоновщина», Кронштадтский мятеж (1921), сопротивление Русской православной церкви, крестьянские выступления периода коллективизации, выступления в ГУЛАГе в 1950-е и в Новочеркасске (1962), движение диссидентов , выселялись целые народы (поволжские немцы, калмыки, чеченцы, ингуши и др.). Под руководством Коммунистической партии работали суды, прокуратура: «дела» эсеров, патриарха Тихона, «шахтинское», московские процессы 30-х, «ленинградское дело».

Населению объяснялось, что ради построения социализма и коммунизма можно потерпеть и пойти на любые жертвы. Критиков своей политики партийно-советское руководство страны вплоть до перестройки без колебаний подавляло.

В конце 1917 г. на большей части территории Российской империи было провозглашено образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), столица которой переместилась в Москву. Позднее в результате военных успехов советской Красной армии были провозглашены советские социалистические республики на Украине, в Белоруссии и Закавказье. В 1922 г. эти четыре республики объединились в единое государство – Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В 1920-х гг. в СССР были проведены административные реформы, в результате которых из РСФСР выделились республики Казахская, Узбекская, Киргизская, Туркменская и Таджикская, а Закавказская республика была разделена на Грузинскую, Армянскую и Азербайджанскую.

Во время Второй мировой войны и по ее итогам (1939– 1947 гг.) в состав СССР вошли сначала Бессарабия (на территории которой была образована Молдавская ССР), Прибалтика (Литовская, Латвийская и Эстонская ССР), Западная Украина и Западная Белоруссия, а также юго-восточная часть Финляндии (Выборг и окрестности), а затем Тува. После войны в состав СССР вошли Южный Сахалин и Курильские острова, Калининградская область и северо- восточная часть Финляндии (Печенга) вошли в состав РСФСР, а также Закарпатье – в состав Украинской ССР. После этого происходили лишь изменения границ между отдельными союзными республиками, самым существенным из которых стала передача Крыма из РСФСР Украине в 1954 г. В конце периода площадь государства составила 22,4 млн кв. км.

Седьмой – современный период развития страны (начиная с 1992 г.)

В конце 1991 г. СССР распался на 15 новых независимых государств, крупнейшим из которых стала Российская Федерация. При этом территория и границы страны фактически вернулись к рубежу XVII–XVIII вв.

Но это подтверждает факт, что современная Россия – не империя, насильно подчинившая многие окрестные территории, а исторически сформировавшееся полиэтническое и поликонфессиональное государство, имеющее перспективы для своего дальнейшего социально-экономического и культурного развития.

При этом первоначально многие соседние государства имели территориальные претензии к Российской Федерации, наличие которых само по себе говорит о нестабильности и неправомерности включения отдельных территорий в состав страны. Наиболее серьезными были претензии со стороны Китая и Японии, которые не удалось разрешить во времена СССР. Разногласия с Китаем за последние 10 лет были полностью урегулированы, и сегодня вся российско-китайская граница является подтвержденной межгосударственными договорами и делимитированной – впервые за несколько веков политических отношений между Россией и Китаем. Разногласия между Россией и Японией из-за южных Курильских островов остаются непреодоленными, что сдерживает развитие экономических, социальных и других связей между нашими странами.

Претензии новых независимых государств носили совсем иной характер. В период существования СССР границы между РСФСР и другими республиками были чисто административными. Более 85% границ не было демаркировано. Даже в документально подтвержденные периоды развития страны эти границы менялись неоднократно в ту или иную сторону и часто без соблюдения необходимых юридических формальностей.

Так, притязания Эстонии и Латвии на часть территорий Ленинградской и Псковской областей обосновываются договорами 1920-х гг. Но до этого Эстония и Латвия как независимые государства никогда не существовали. А еще в XII в. территории современных Эстонии и Латвии находились в зависимом подчинении от русских княжеств. Это, с исторической точки зрения, позволяет России претендовать на всю территорию Эстонии и Латвии.

Уже с конца XVIII в. Западный и Северный Казахстан входили в состав Российского государства. А до конца 1920-х гг. Казахстан и Средняя Азия являлись частью РСФСР. Естественно, что в таких условиях Россия имеет больше исторических оснований для присоединения части территории Центральной Азии, чем Казахстан – на присоединение части территории России. Тем более что в северной части Казахстана большинство населения составляют русские и другие, близкие к ним по культуре, народы, а нс казахи.

Аналогична ситуация с границами на Кавказе, где они часто менялись в зависимости от конкретных исторических условий. В итоге сегодня население некоторых частей Грузии и Азербайджана (Абхазия и др.) желает присоединиться к России, тогда как эти государства, в свою очередь, предъявляют к Российской Федерации территориальные претензии и поддерживают сепаратистов на территории нашей страны.

Наиболее сложным является установление границы между Россией, Украиной и Белоруссией, где во многих случаях оказались разрезанными связи не только между регионами и предприятиями, но и между отдельными семьями, представители которых оказались проживающими по разные стороны новых государственных границ. Тем не менее, к началу XXI в. большинство территориальных претензий к России на государственном уровне были сняты. И сегодня их выдвигают лишь экстремистски настроенные политические деятели националистического толка.

Географическое положение любой страны состоит из физико-географического и экономико-географического положения. Важно также внутреннее административно- территориальное деление страны.

Россия занимает 17 075 тыс. кв. км, или 1/8 часть суши. Наша страна является крупнейшим по площади государством мира. Протяженность территории России с запада на восток (от Калининграда до Чукотки) составляет почти 10 тыс. км, а с севера на юг – от 2,5 до 4 тыс. км. По территории страны проходит 11 часовых поясов: когда в Калининградской области 9 часов вечера, в Камчатской области, Корякском и Чукотском автономных округах уже 7 часов утра следующего дня. Обширность территории предопределяет богатство природными ресурсами и разнообразие природных условий. Крайняя западная точка России находится па Балтийской косе около Калининграда (19°38" в.д.), крайняя восточная точка – на острове Ратманова в Беринговом проливе (169°01" з.д.). Крайняя северная точка России – это мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа (81°5Г с.ш.), а на материке – мыс Челюскин на полуострове Таймыр (77°43" с.ш.). Крайняя южная точка находится около горы Базардюзю Кавказского хребта (41°11" с.ш.). Таким образом, Россия занимает высокоширотное положение на Евразийском континенте, большая часть территории расположена между 50-й параллелью и Северным полярным кругом.

В результате Россия является одним из наиболее северных государств мира. Около 2/3 территории страны относится к планетарной зоне Севера. Именно здесь сосредоточено большинство природных ресурсов страны (более 3/4 энергетических ресурсов, почти 70% лесных ресурсов, свыше 80% ресурсов пресной воды и др.). Но это фактически неосвоенные и незаселенные территории (плотность населения – менее 1 человека на 1 кв. км), природные условия которых затрудняют развитие практически всех видов хозяйственной деятельности (транспортной, промышленной, сельскохозяйственной, строительной и др.). Неблагоприятное влияние физико-географического положения особенно сильно проявляется в низком агроклиматическом и природно-рекреационном потенциале большей части территории России. Это определяет низкую конкурентоспособность России на международных рынках сельского и рекреационного хозяйства, зависимость от импорта многих видов сельскохозяйственных продуктов и туристических услуг.

В конечном итоге негативное влияние физико-географического положения России проявляется в высоких затратах на производство всех видов продукции и услуг по сравнению с другими странами. При этом отрицательно сказываются не только суровые природные условия (повышаются затраты на отопление, освещение, выращивание растений и т.д.), но и сами огромные размеры страны (резко возрастают транспортные издержки). По своему физико-географическому положению Россия сравнима из независимых государств только с Канадой. Но там практически вся социально-экономическая деятельность сосредоточена в самых южных частях страны, аналогичных по природным условиям российским Северному Кавказу, Нижнему Поволжью и югу Дальнего Востока. В России подобной территориальной концентрации препятствуют и исторические особенности развития страны, и большинство современных социально- экономических факторов, определяющих территориальную организацию населения и хозяйства.

Основная часть территории России находится в материковой части Евразии, а меньшая приходится на островную часть, что осложняет осуществление социально-экономических связей. Самые большие острова России: архипелаг

Новая Земля (82,6 тыс. кв. км), остров Сахалин (76,4 тыс. кв. км), Новосибирский архипелаг (38 тыс. кв. км). Но всю обширную зону Севера местные жители считают "островом", оторванным от остальной территории ("материка") из-за отсутствия надежных транспортных коммуникаций и суровых природных условий.

Бо́льшая часть северных и восточных границ России – морские. Территория страны омывается морями Северного Ледовитого океана (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), Тихого (Берингово, Охотское, Японское) и Атлантического океана (Балтийское, Черное, Азовское). Но большинство этих морей – холодные, их акватории значительную часть года покрыты льдами. Поэтому приморское положение страны слабо реализуется для удобства связей с другими странами. Наиболее выгодны для экономики России морские выходы к незамерзающим участкам Баренцева, Балтийского, Черного и Японского морей.

Общая протяженность границ России составляет 58,6 тыс. км, из них протяженность морских границ составляет более 38 тыс. км (65%). Морские границы Россия имеет с 12 странами: США, Японией, Норвегией, Финляндией, Эстонией, Литвой, Польшей, Украиной, Грузией, КНДР (Северной Кореей) и в Каспийском море – с Азербайджаном и Казахстаном. Протяженность сухопутных границ России составляет 20,1 тыс. км (35%). Россия имеет сухопутную границу с 16 странами: с Казахстаном (около 7200 км), Китаем (4300), Монголией (3005), Финляндией (1269), Украиной (1270), Беларусью (990), Эстонией (438), Азербайджаном (367), Литвой (304), Латвией (250), Абхазией, Грузией и Южной Осетией (суммарно около 750), Польшей (244), Норвегией (196), КНДР (17). Подавляющая часть сухопутной границы России приходится на страны СНГ.

Сухопутные границы России на западе проходят по территории Восточно-Европейской равнины, а на юге – частично по равнинным, частично – по горным территориям. Следовательно, серьезных природных проблем для строительства коммуникаций и развития контактов с большинством соседних стран нет. Но почти вся граница с Грузией и Азербайджаном проходит по Кавказским горам. Горы, имеющие барьерную функцию, расположены также на значительной части границ России с Монголией и Китаем.

Экономико-географическое положение (ЭГП) – это отношение объекта к внешним объектам, имеющим экономическое значение. Изучение ЭГП страны помогает выяснить, как окружение страны влияет или может влиять на ее экономическое развитие. Поэтому анализ ЭГП страны заключается его оценкой: выгодно ЭГП или невыгодно, т.е. благоприятно или нет для развития хозяйства страны.

По территориальному охвату различаются три уровня ЭГП: макро-, мезо- и микроположение. Макроположение страны – положение страны на карте мира: отношение к материкам, океанам, мировым торговым путям, главным политическим и экономическим центрам. Мезоположение – положение на материке или внутри части света. Микроположение страны – это ее положение по отношению к ближайшему окружению: соседним государствам, физико-географическим объектам на границе, пересекающим ее транспортным путям и др. При этом оценки макро-, мезо- и микроположений могут значительно отличаться друг от друга (от выгодного до крайне неблагоприятного) и меняться с течением времени.

ЭГП всех уровней – интегральные понятия, складывающиеся из частных (покомпонентных) ЭГП, самыми важными из которых являются:

  • транспортно-географическое положение – положение по отношению к путям сообщения;
  • промышленно-географическое положение – относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и др.;
  • агро-географическое положение – относительно продовольственных баз и центров производства сельскохозяйственного сырья;
  • рыночно-географическое положение – относительно рынков сбыта важнейших товаров и услуг, производимых в стране;
  • демо-географическое положение – относительно районов концентрации трудовых ресурсов и научно-технических кадров;
  • рекреационно-географическое положение – относительно районов рекреации;
  • природно-географическое положение – относительно районов с богатыми природными ресурсами и благоприятными природными условиями;
  • политико-географическое (геополитическое) положение – относительно политических и военных центров, районов потенциальных военных конфликтов и т.п.

Кроме этого, по отношению к ареалам (например, континентам) можно выделить несколько видов интегрального или покомпонентных ЭГП страны: центральное (континентальное), периферийное (окраинное), глубинное (внутреннее), пограничное (соседское).

Макроположение России как интегральное, так и по большинству отдельных компонентов, является невыгодным для хозяйственного развития. Наша страна, занимая северное приполярное положение, находится вдали от главных экономических центров мира и важнейших транспортных путей. Это значительно удорожает производство большинства видов продукции, что усугубляется суровыми природными условиями. В итоге уже из-за одного географического макроположения многие российские товары оказываются неконкурентоспособными на мировом рынке.

Мезоположение России на евразийском континенте также не очень выгодно, так как страна занимает его северо-восточную периферию – наименее освоенную и заселенную, с наиболее суровыми природными условиями. Но, одновременно, именно на этом континенте концентрируется большинство населения современного мира, расположено несколько важнейших экономических центров. Наличие большого числа стран-соседей позволяет развивать разнообразные взаимовыгодные экономические связи. Особенно благоприятна при этом возможность тесного сотрудничества и с высокоразвитыми западноевропейскими странами, и с государствами Восточной Азии, обладающими огромным и быстро увеличивающимся социально-экономическим потенциалом.

Именно благодаря мезоположению с ранних этапов своего развития Русское государство имело "двойственный" социокультурный характер, при котором черты европейской цивилизации сочетались с "азиатчиной". Такое сочетание не всегда способствовало экономическому развитию страны, но позволило сформироваться богатой духовной культуре, которая имеет хорошие перспективы для своего сохранения и дальнейшего развития в современном мире – быстро меняющемся и глобализирующемся.

Микроположение России наиболее многозначно и динамично. Так, явно выгодным является политико-географическое микроположение страны. Со всеми соседними государствами Российская Федерация поддерживает добрососедские отношения. Непосредственные страны-соседи (первого порядка), как правило, не препятствуют и развитию связей России с государствами – соседями второго порядка. Всего государств – соседей первого и второго порядков у России почти 40. Среди них и высокоразвитые, представляющие главные экономические центры современного мира (США, Япония, Германия и др.), и имеющие многочисленные трудовые ресурсы (Китай, Узбекистан др.), и обладающие богатыми природными ресурсами (Казахстан, Иран и др.), и имеющие благоприятные природные условия и хорошие рекреационные районы (Украина, Турция и др.), и выделяющиеся крупным производством промышленной или сельскохозяйственной продукции (практически все перечисленные выше). Именно государствам-соседям сбывается большая часть товаров главных российских отраслей специализации (топливной промышленности, металлургии и др.), что позволяет сократить транспортные расходы и увеличить доходы отечественных производителей.

При этом сегодня Россия недостаточно использует выгоды своего микроположения, что в значительной степени связано с транспортно-географической компонентой. Даже существующие транзитные сухопутные магистрали между Западной Европой и Восточной Азией, проходящие но территории страны, используются не в полной мере, так как не отвечают современным техническим требованиям, не позволяя обеспечить транспортировку грузов точно в срок. Так и не удалось освоить Северный морской путь – кратчайшую морскую трассу между Европой и Японией.

Распад СССР резко ухудшил транспортно-географическое положение России, чего по другим компонентам ЭГП в основном не произошло. Россия потеряла возможность использовать в полной мере около 90% существовавших железнодорожных и портовых пунктов международного контакта на западе: порты Вентспилс, Таллинн, Клайпеда, Одесса и др., железнодорожные морские паромы в Германию и Болгарию, нефте- и газопроводы через Белоруссию и Украину.

К тому же распад СССР вызвал разрушение единого ранее транспортного пространства. Часть общих транспортных коммуникаций оказалась на территории новых независимых государств. Так, у России нарушилось территориально-транспортное единство с анклавной Калининградской областью. В Казахстане оказались части важных Южно-Сибирской и Средне-Сибирской железнодорожных магистралей, связывающих западные и восточные районы России. Основная железнодорожная магистраль Москва – Ростов-на-Дону частично проходит по территории Украины.

Чтобы решить проблему сложного транспортно-географического положения Россия в настоящее время строит обходные железные дороги, новые трубопроводы (в том числе по дну Черного моря, а в перспективе – и по дну Балтики), новые морские порты на Балтийском море (Усть- Луга, Приморск и др.), а в перспективе – в Черноморско- Азовском бассейне, организует новые паромные сообщения (Санкт-Петербург – Калининград и др.). Но все эти проекты, как и сооружение любой современной транспортной инфраструктуры, являются очень дорогостоящими и долговременными. Эффект от их осуществления проявится еще не скоро.

При этом даже полное использование преимуществ микро положен ия позволит России выделиться в экономическом отношении только среди соседних стран, в основном бывших республик СССР, т.е. укрепиться в качестве регионального экономического лидера. Выход на уровень главных экономических центров мира возможен после улучшения мезо- и макроположения страны, что является далекой и лишь вероятной перспективой.

Государственное устройство России последовательно менялось в ходе ее исторического развития. До начала XX в. это была абсолютная (самодержавная) монархия. После революции 1905 г. появились черты конституционной монархии (была избрана Государственная дума – орган представительской власти, хотя с очень ограниченными полномочиями и др.). После Февральской революции 1917 г. Россия стала демократической республикой. При этом после Октябрьской революции 1917 г. было провозглашено образование автономий внутри государства (впоследствии союзных республик), но фактически образовалась унитарная социалистическая республика. Реальным федеративным государством Россия стала после распада СССР в конце 1991 г. В настоящее время, согласно Конституции, Россия (Российская Федерация) – это федеративная демократическая республика. Главой исполнительной власти в стране является Президент, по представлению которого утверждается Глава правительства. Орган представительской власти – Федеральное собрание, состоящее из верхней палаты (Совета Федерации) и нижней палаты (Государственной думы). Высшим органом судебной власти в стране является Конституционный Суд.

Древнерусское государство административно делилось па уделы (княжества), которые вначале фактически, а затем лишь формально подчинялись Великому князю, который возглавлял (находился "на престоле") княжество с главным городом государства. Некоторые части страны управлялись не князьями, а собраниями граждан ("вечем") своего главного города (Новгородская, Псковская, Вятская земли), имея характер "вечевых" республик. По мере присоединения княжеств и земель к Московскому государству для управления ими назначались воеводы. А Великий Московский князь (позднее – царь всей Руси) получал титул князя присоединенной территории. Такие присоединенные территории, как правило, назывались "городами" (Пермские города, Рязанские города и т.д.) и делились на уезды, которые, в свою очередь, делились на волости. Как правило, волость включала в себя село (крупный населенный пункт с церковью) и окружающие деревни.

Близкое к европейскому административно-территориальное деление страны берет начало с учреждения Петром I в 1708 г. восьми губерний, число которых позднее постепенно увеличивалось. Губернии Петра I были близки по своим размерам к современным федеральным округам. В частности, вся азиатская часть России входила в Сибирскую губернию, центром которой был город Тобольск. Губернии были введены для улучшения и унификации государственного управления на всей территории страны. Но их большие размеры нс позволяли наладить оперативное управление территорией. Например, распоряжения в границах Сибирской губернии при средствах транспорта того времени могли достигать своих адресатов в течение нескольких месяцев. Поэтому при Екатерине II была проведена новая административно-территориальная реформа, призванная улучшить качество государственного управления страной. Губерний стало значительно больше, и каждая делилась примерно на 10 уездов, административным центром которого являлся город. В итоге новое деление страны привело к появлению множества новых городов, в которые были преобразованы бывшие села, оказавшиеся самыми крупными населенными пунктами на территории бывших уездов. Губернскими центрами, как правило, стали бывшие столицы средневековых княжеств. Но на вновь присоединенных к государству территориях один статус с губерниями получили области, которые были населены в основном казаками, а их административными центрами стали казачьи крепости (области казачьих войск Донского, Сибирского и др.).

Первоначально при выделении новых губерний стремились к их примерному равенству по численности населения, но затем местные особенности все более нарушали этот принцип. Ко времени Октябрьской революции число губерний на территории современной России приблизилось к 80 (включая области, образованные на окраинах государства). В дореволюционной России имелась также практика объединения нескольких губерний и областей в генерал- губернаторства, например Туркестанское, Кавказское и др., что диктовалось необходимостью контроля над окраинными территориями, как правило, национальными. Низовыми по отношению к губерниям административными единицами являлись уезды, в свою очередь делившиеся на волости. Волости оказались самым устойчивым звеном административной системы страны. Многие из них имели те же границы, что и в средние века.

После революций 1917 г. наряду с губерниями (которые позже были преобразованы в края и области) стали образовываться национальные автономии – союзные республики, автономные республики, области и округа. Самые большие народы, которые проживали вдоль границ государства (в то время – Союза Советских Социалистических Республик или СССР), имели возможность образовать союзные республики – Украинскую Советскую Социалистическую Республику (УССР), Азербайджанскую Советскую Социалистическую Республику (АзССР), Армянскую Советскую Социалистическую Республику (АрССР) и др.

Крупные пароды, проживавшие внутри России (в то время – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики или РСФСР), получили автономные республики – Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТатАССР), Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика (БашАССР) и др. Народы, менее крупные по численности, могли образовать автономные области в составе краев – Адыгейская автономная область в Краснодарском крае, Хакасская автономная область в Красноярском крае и т.д. Малые народы, составляющие большинство населения на своей коренной территории, получили автономные (национальные) округа, входящие в состав областей – Ненецкий автономный округ в Архангельской области, Коми-Пермяцкий автономный округ в Пермской области и др. Самые крупные города страны Москва и Ленинград (современный Санкт-Петербург) получили статус отдельных административных единиц на уровне краев, областей и автономных республик.

Таким образом, до 1991 г. Российская Федерация (РСФСР) в качестве крупнейшей республики СССР была поделена на автономные республики, края, области, города, а также автономные области и автономные (национальные) округа в составе краев и областей. Конфигурация и структура такого деления неоднократно менялась, в зависимости от политических или экономических обстоятельств, например депортации народов в 1941–1944 гг., сопровождавшейся ликвидацией их национальных автономий, впоследствии восстановленных, за исключением Республики Немцев Поволжья. В 1930-е гг. существовали края, границы которых увязывались с экономическим районированием страны. В 1940-е гг. существовала Карело-Финская ССР, которая позже в качестве Карельской АССР вошла в состав РСФСР.

Современная Россия имеет в своем составе 83 субъекта Российской Федерации (региона), включая 21 республику, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения – Москву и Санкт-Петербург, а также 1 автономную область и 4 автономных округа. Они очень различны но своим размерам, численности населения, экономическому потенциалу. На незавершенность процесса административного устройства России указывает также наличие внутри некоторых областей равноправных с ними по Конституции Российской Федерации автономных округов (кроме не входящего в другие субъекты Чукотского автономного округа). В Федеральном собрании неоднократно высказывалась мысль о целесообразности укрупнения регионов и уменьшения их числа в полтора или два раза.

Учреждение в 2000 г. семи федеральных округов хотя и не затрагивает сложившегося административно-территориального деления России, объективно направлено на управление не регионами-субъектами, а макрорегионами, являющимися удобной формой укрепления государственной власти в стране. Между тем все большую поддержку находит и идея объединения регионов-субъектов Российской Федерации, в первую очередь там, где одни субъекты (малонаселенные и со слабым экономическим потенциалом автономные округа) исторически входят в состав других (крупные края или области). В итоге в начале XXI в. Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край, Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край, Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край, Эвенкийский и Долгано- Ненецкий автономные округа вошли в состав Красноярского края, а Агинский Усть-Ордынский автономный округ вошел в состав Иркутской области.

Микроуровень административного деления России по состоянию на начало 2013 г. – это около 1500 муниципальных районов, 1097 городов (517 из них – городские округа), 1235 поселков городского типа (ПГТ) и около 20 тысяч сельских администраций (сельских поселений, улусов и др.). Единицы самого низкого уровня – внутригородские районы или округа, небольшие города (районного подчинения), ПГТ и сельские администрации – по Конституции Российской Федерации уже не входят в систему государственной власти, а являются основой для формирования местного самоуправления. Но на практике полноценное самоуправление еще нс сложилось.

Итоги: Главным являлось установление власти большевиков во главе с Лениным(правление большевиков продлилось 74 года) В 1932 году, Сталин введет праздник: 7 ноября- день Великой октябрьской социалистической революции.

5 января 1918 года-открытие Учредительного собрания. Разгон. 10 января открылся Третий Всероссийский съезд Советов. Россия- РСФСР. Глава государства – В. И. Ленин (1917 -1924) Высшие органы управления страной Первая советская Конституция июль 1918

Советская модернизация: индустриализация, коллективизация, культурная революция 1925 -1937 Первая 5 -летка (1928 -1933) вторая 5 -летка(1933 -1937)

Вторая мировая война(1. 09. 39 -2. 09. 45) и Великая Отечественная война (22. 06. 41 -9. 05. 45)

Страна в 1945 -1953 Генеральный секретарь ЦК КПСС Сталин И. В. Внутренняя политика: Восстановление Усиление сталинского режима Борьба с космополитизмом 1946 «Ленинградское дело» 1948 -1950 Дело врачей 1952 -1953 5 марта 1953 смерть Сталина Внешняя политика: «холодная война» 1946 -1989 Атомная бомба в СССР 1949 Война в Корее 1950 -1953 Развитие социалистического лагеря Доктрина Трумэна- сдерживание СССР Курчатов И. В.

СССР в 1953 -1964 «Оттепель» Глава государства и глава партии Хрущев Н. С. (1953 -1964) Внутренняя политика «десталинизация» «период коллективного руководства» (Хрущев, Берия, Маленков) «дело Берии» июнь-декабрь 1953 20 съезд КПСС-1956, февраль Целина 1954 -1960, «кукурузная эпопея» , «хрущобы» Полет Ю. А. Гагарина в космос 12 апреля 1961 года Отставка Хрущева октябрь 1964 События в Новочеркасске 1962 Внешняя политика Создание ОВД 1955 -1991 Подавление советскими войсками венгерской революции октябрь-ноябрь 1956 - события в Венгрии Берлинский кризис 1959 -1960 – возведение Берлинской стены Карибский (Кубинский, Октябрьский) кризис октябрь 1962. Ядерное противостояние СССР-США Берлинская стена

СССР в 1964 -1985 «Застой» Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев (1964 -1982) Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов (ноябрь 1982 - февраль 1984) Генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко (февраль 1984 -март 1985) Внутренняя политика Внешняя политика Косыгинские экономические реформы 1965 (хозрасчет) Застойные явления в экономике дефицит, очереди, блат Неосталинизм «магнитофонная революция» , «самиздат» , «тамиздат» Провозащитное движение Конституция 1977 - конституция развитого социализма Гонка вооружений, ОСВ-1, ОСВ-2, СОИ «Пражская весна» 1968, ввод советских войск в Чехословакию Обострение отношений с Китаем, события на о. Даманском 1969 Афганистан 1979 -1089

СССР в 1985 - декабрь 1991 «Перестройка» Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев Внутренняя политика Антиалкогольная кампания Стратегия ускорения- повышение ПТ. 1988 -закон о предпр. деят-ти Демократизация Политика гласности 1986 Март 1990 Горбачев - Президент Путч август 1991 – ГКЧП Распад СССР декабрь 1991 Внешняя политика Концепция внешней политики «новое политическое мышление» Вывод советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 Договор между СССР И США о ССВсокращение стратегических вооружений июль 1991

Россия 1991 -2010 Период демократии: Президент России Ельцин Б. Н. (1991 -2000) Президент России Путин В. В. (2000 -2008) Президент России Медведев (род. 14 сентября 1965) Некоторые особенности развития ? 1992 «шоковая терапия» Е. Гайдара (либерализация, приватизация) Пестрая палитра политических партий Политический кризис октябрь 1993 12 декабря 1993 -новая Конституция России Чеченская война декабрь 19941996, вторая война-сентябрь 1999 -2003 Реформы Путина

События 1985-1991 годов нельзя рассматривать, не зная предыстории, поэтому в этой главе мы вкратце изложим, что лежало у истоков этого государства и что привело его к перестройке.

Этап 1985-1991 годов связывают, прежде всего, с именем Горбачева, поэтому сначала мы рассмотрим этап от 1917-1985 годов, от прихода к власти Ленина до прихода к власти Горбачева. В 1917 году, воспользовавшись царившим в стране хаосом, с помощью военного переворота к власти пришли большевики во главе с Лениным. Этим было положено начало созданию невиданного государства.

Первым делом большевики спешили удовлетворить запросы той части населения, благодаря которой они пришли к власти. Это вылилось в так называемую "экспроприацию экспроприаторов". Власть оправдывала грабеж имущества, нажитого путем коммерции и предпринимательства.

Крестьянам, как известно, больше всего нужна была своя земля. Большевики обманули крестьян своим "Декретом о земле", объявив позже, что земля является общенародной собственностью, понимая под этим собственность государства. Государство взяло на себя все функции эксплуататора, с той лишь разницей, что для борьбы против конкретного эксплуататора можно создать профсоюз или забастовать, и это будет в рамках закона, а эксплуататор-государство само издает законы, и тут же признает профсоюз "контрреволюционным формированием", а забастовку "саботажем" и расстреляет зачинщиков.

Ленин поздно, но понял свои ошибки, введя нэп, но исправлять что-либо было уже поздно. Вокруг него создалась когорта тех, кому нравилось понукать массы и грозить маузером, и эта когорта потихоньку отстранила его от власти, а вскоре он и сам умер.

В тридцатые годы, когда страной правил Сталин, была произведена коллективизация, приведшая к массовой гибели крестьян, как от голода, так и в результате повальных высылок. Бедные крестьяне желали стать богаче, но иного способов, как отнять имущество у богатого, не видели. Кулак был большей частью выкорчеван ещё во время революции, но потребности бедных надо было как-то удовлетворить и богатых середняков произвели в кулаки, которых и истребили. Крестьянам запретили менять место жительства - фактически сделали из них крепостных. Время правления Сталина вошло в историю, как годы массового террора. Была введена паспортная система, закрепощенные крестьяне паспортов не имели.

На период правления Сталина пришлась и Великая Отечественная война, едва не проигранная из-за некомпетентности высшего руководства и, прежде всего, из-за самого Сталина. Все умные военачальники были им уничтожены: Тухачевский, Блюхер и т.д. Количество погибших советских людей в этой войне, по некоторым оценкам превышает, тридцать миллионов, и такое их количество обусловлено неподготовленностью к войне и потере вследствие этого огромной территории.

После смерти Сталина в 1953 году к власти пришел Хрущев, который через три года на XX съезде заявил о культе личности Сталина и вреде, принесенном этим культом. Многие тысячи невинно пострадавших были реабилитированы. С этого момента начинается "хрущевская оттепель", омраченная началом "холодной войны".

Правление Хрущева вошло в историю, как время великих реформ. Было затронуто буквально все: сельское хозяйство, промышленность, финансовая система. Уровень жизни народа стал потихоньку повышаться, цены снижались, были отменены карточки. Крестьяне получили паспорта. Приподнялся "железный занавес", закрывавший пути за рубеж.

Имя Хрущева связывают с первым искусственным спутником Земли (1957) и первым человеком в космосе (1961) . Во время руководства Хрущева с его стороны были проявления субъективизма и волюнтаризма. Увлечение Хрущева ракетной техникой чуть было не привело к расформированию артиллерийских войск. Хрущев - единственный правитель СССР, покинувший пост живым. 14 октября 1964 года, во время отдыха Хрущева в Пицунде, оппозиция в ЦК сняла его с должности генсека.

Правление нового генсека Брежнева ознаменовалось тотальной коррупцией, проникающей во все сферы общества: органы внутренних дел, прокуратура, партийное руководство, торговля и прочее. Уровень жизни народа рос за счет получения валюты от продажи нефти за границу. Тотальное распределение, подавление инициативы, предприимчивости, отсутствие экономического стимулирования труда, замена его политическими лозунгами приводят к застою легальной экономики и процветанию "теневой", в которой наличествовали все нормальные товарно-денежные отношения.

После смерти Брежнева в 76 лет (10 ноября 1982 года) начинается головокружительная "карусель": сначала генсеком становится 74-летний (председатель КГБ с мая 1967г.) Андропов. 9 февраля 1984 года Андропов умирает и генсеком становится 73-летний Черненко. Он не оставил практически никакой памяти о себе и 12 марта 1985 года опять же скончался.

С этого момента начинается правление Горбачева. Ему всего 54 года, по сравнению с предыдущими генсеками он выглядит довольно молодо. Народ после прихода Горбачева к власти ожидает перемен...

Советское время хронологически охватывает период с прихода к власти большевиков в 1917-м и до распада в 1991 году. В эти десятилетия в государстве был установлен социалистический строй и одновременно была предпринята попытка утвердить коммунизм. На международной арене СССР возглавил социалистический лагерь стран, также взявших курс на строительство коммунизма.

И последовавшая затем коренная ломка социальной, экономической, политической и культурной сфер общества совершенно изменили облик бывшей Российской империи. Так называемая диктатура пролетариата привела к тотальному господству одной партии, решения которой не оспаривались.

В стране была проведена национализация производства и запрещена крупная частная собственность. Вместе с тем в советское время в 1920 годы проводилась новая экономическая политика (НЭП), которая способствовала некоторому оживлению торговли и производства. Фото советского времени 1920 годов - превосходный источник по истории рассматриваемого периода, поскольку демонстрируют глубокие перемены, которые произошли в обществе после прекращения существования Российской империи. Однако этот период продолжался недолго: уже в конце десятилетия партия взяла курс на централизацию экономической сферы.

В начале своего существования государство очень большое внимание уделяло идеологии. Партийные воспитательные программы были нацелены на формирование нового человека в советское время. Период до 1930 годов, впрочем, можно считать переходным, поскольку тогда в обществе ещё сохранялась некоторая свобода: например, допускались дискуссии по вопросам науки, искусства, литературы.

Эпоха сталинизма

С 1930 годов в стране окончательно утвердился тоталитарный строй. абсолютное господство коммунистической партии, коллективизация и индустриализация, социалистическая идеология - вот основные явления эпохи. В политической сфере установилось единоличное правления Сталина, авторитет которого был непререкаем, а решения не подлежали обсуждению или тем более сомнению.

В экономике также произошли коренные изменения, которые стали знаковыми в советское время. Годы индустриализации и коллективизации привели к созданию в СССР крупного промышленного производства, бурное развитие которого во многом обусловило победу в Великой Отечественной войне и вывело страну в ранг ведущих мировых держав. Фото советского времени 1930 годов демонстрируют успехи в создании тяжёлой индустрии в стране. Но вместе с тем сельское хозяйство, деревня, село были ослаблены и нуждались в серьёзном реформировании.

в 1950-1960 годы

После смерти Сталина в 1953-м стала очевидной необходимость перемен во всех сферах жизни общества. Советское время в указанное десятилетие вошло в историческую науку под названием «оттепель». На в феврале 1956 года был развенчан и это стало сигналом к серьёзным реформам.

Была проведена широкая реабилитация пострадавших в тяжёлые годы репрессий. Власть пошла на ослабление в управлении экономикой. Так, в 1957 г. были ликвидированы промышленные министерства и вместо них созданы территориальные ведомства по контролю за производством. Начали активно работать и государственные комитеты по управлению промышленностью. Впрочем, реформы дали кратковременный эффект и впоследствии лишь увеличили административную неразбериху.

В сельском хозяйстве правительство пошло на ряд мер на повышения его производительности (списание долгов у колхозов, их финансирование, освоение целины). Вместе с тем ликвидация МТС, необоснованные укрупнение колхозов негативно сказались на развитии деревни. Советское время 1950 - первой половины 1960 годов стало периодом улучшения жизни советского общества, но вместе с тем вскрыло ряд новых проблем.

СССР в 1970-1980 годы

Правление Л.И. Брежнева ознаменовалось новыми реформами в аграрном и промышленном секторах экономики. Власть вновь вернулась к отраслевому принципу управления предприятиями, однако, внесла некоторые изменения в производственный процесс. Предприятия переводились на хозрасчёт, оценка их экономической деятельности теперь проводилась не по валовой, а по реализованной продукции. Эта мера должна была повысить заинтересованность непосредственных производителей в увеличении и улучшении производства.

Также из средств от частной прибыли создали фонды экономического стимулирования. Кроме того, были введены элементы оптовой торговли. Однако эта реформа не затронула основ экономики СССР и потому дала лишь временный эффект. Страна по-прежнему существовала за счёт экстенсивного пути развития и отставала в научно-техническом плане от развитых стран Западной Европы и США.

Государство в 1980-1990 годы

В годы перестройки была предпринята серьёзная попытка реформировать экономику Советского Союза. В 1985 году власть взяла курс на ускорение экономического развития. Основной упор был сделан не научно-техническое усовершенствование производства. Цель реформы заключалась в достижении мирового уровня экономики. Приоритет - развитие отечественного машиностроения, куда вливались основные капиталовложения. Однако попытка реформировать экономику командно-административными мерами потерпела неудачу.

Был осуществлён ряд политических реформ, в частности, власть устранила диктат партии, ввела двухуровневую систему законодательной власти в стране. Верховный Совет стал постоянно функционирующим парламентом, был утверждён пост президента СССР, провозглашены демократические свободы. Тогда же правительство ввело в обиход принцип гласности, т. е. открытости и доступности информации. Однако попытка реформировать устоявшуюся административно-командную систему окончилась неудачей и привела к всестороннему кризису в обществе, что и стало причиной распада Советского Союза.

Период с 1917-1991 года - это целая эпоха не только для России, но и для всего мира. Наша страна претерпела глубокие внутренние и внешние потрясения, и несмотря на это стала одной из ведущих держав в советское время. История этих десятилетий повлияла на политический уклад не только Европы, где сложился социалистический лагерь под главенством СССР, но и на события в мире в целом. Поэтому неудивительно, что феномен советского времени так интересует как отечественных, так и иностранных исследователей.

Понравилась статья? Поделитесь ей