Контакты

Вложения для бетанкур августин августинович. Августин бетанкур - биография, фотографии Деятельность в Нижнем Новгороде

Бетанкур I Бетанку́р (Bethencourt у Molina)

Агустин (Августин Августинович) , инженер-механик и строитель, член-корреспондент французской АН (1809). Испанец по происхождению. В 1781 окончил Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид). Его большое дарование и талант изобретателя проявились уже в студенческие годы. Б. усовершенствовал технологию прядения шёлка и производство шёлковых тканей. В 1798 Б. руководил строительством первого в Испании оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом. С 1800 генерал-инспектор созданного им Корпуса путей сообщения, а также всех дорог и мостов Испании, с 1803 главный интендант армии. В 1807 по политическим соображениям покинул Испанию. В 1808 был приглашен на службу русским правительством и зачислен в армию в чине генерал-майора. В 1816 Б. возглавил Комитет по делам строений и гидравлических работ в Петербурге. В 1819 главный директор путей сообщения России.

В России под руководством Б. было проведено много важных работ: переоборудование Тульского оружейного завода с установкой там паровых машин, созданных по его проекту; постройка в Казани новой литейной для пушек; переоборудование Александровской мануфактуры; углубление порта в Кронштадте и сооружение канала между Ижорским заводом и Петербургом с применением изобретённой им же в 1810 паровой землечерпательной машины. По планам и под непосредственным руководством Б. были сооружены здания Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге (ныне Гознак), Манежа в Москве, перекрытого уникальными по величине пролёта (45 м ) деревянными фермами (к архитектурной обработке отдельных деталей здания был привлечён архитектор О. И. Бове). В 1820 на территории Нижегородской ярмарки по проекту Б. был сооружен Гостиный двор. В 1818-1822 при участии Б. была построена первая крупная в России шоссейная дорога Петербург - Новгород - Москва. Б. способствовал улучшению устройства внутреннего судоходства России, содействовал распространению инженерного образования. По его инициативе в 1810 был учрежден в Петербурге Институт путей сообщения, которым Б. руководил до конца жизни.

И. З. Миттельман.

II Бетанку́р (Betancourt)

Ромуло (р. 22.2.1908, Гуатире, шт. Миранда), политический и государственный деятель Венесуэлы. Учился на юридическом факультете Центрального университета, но не окончил его, т.к. в 1928 за участие в движении против диктатуры Х. В. Гомес а (1909-35) был арестован, а затем выслан из страны. Вернулся в Венесуэлу в 1936 (в ссылке был также в 1939-41 и 1948-58). В 1941 основал буржуазно-националистическую партию Демократическое действие и стал одним из её лидеров. В 1945-47 возглавлял правительственную хунту. В 1959-64 президент Венесуэлы. Правительство Б. установило режим террора и насилия, запретило компартию (1962), заключило (1960) соглашение с США о строительстве на территории Венесуэлы стартовых площадок для запуска ракет, занимало враждебную позицию по отношению к революционной Кубе.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Бетанкур" в других словарях:

    Бетанкур фамилия испанского происхождения. Известные носители Бетанкур, Августин Августинович (исп. Agustín de Betancourt y Molina; 1758 1824) российский инженер механик и строитель испанского происхождения. Бетанкур, Альфонс… … Википедия

    Ромуло Эрнесто Бетанкур Белло президент Венесуэлы Дата рождения: 22 февраля 1908 Место рождения: Гуатира … Википедия

    Коммуна Бетанкур ан Во Béthancourt en Vaux Страна ФранцияФранция … Википедия

    Августин де Бетанкур и Молина исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina государственный деятель … Википедия

    Джон Грегори Бетанкур Джон Грегори Бетанкур (англ. John Gregory Betancourt; родился в 1963 в Миссури) автор научно фантастических, фэнтэзийных и детективных новелл и рассказов. Он является автором многих новелл, посвящённыx Стар Треку, а также… … Википедия

    Августин генер. лейтенант рус. службы (р. 1758, † 1824), уроженец о ва Тенерифа. Получив всестороннее научное образование в Париже, Б. был отправлен испанским правительством в наиболее культурные страны Зап. Европы для обозрения разных систем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Бетанкур - прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються … Орфографічний словник української мови

    Бетанкур Р. - БЕТАНКУ́Р (Betancourt) Ромуло (1908–1981), президент Венесуэлы в 1945–48 и 1959–64; в 1941 основал партию Демократич. действие … Биографический словарь


Портрет 1810 -х годов. Автор неизвестен.

Августи́н де Бетанкур и Молина , полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина (исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina) — испанский, затем российский государственный деятель и учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор, строитель, инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи.

Августин Бетанкур родился в Испании, на Канарских островах, на острове Тенерифе 1 февраля 1758 года. Происходил из древнего и очень влиятельного как в древние времена, так и по сию пору дворянского рода. Основателем рода был прославленный мореплаватель Жан (Хуан) де Бетанкур, нормандский дворянин, покоритель Канарских островов. К этому роду предположительно* принадлежал католический святой Педро де Сан-Хосе Бетанкур . Из живущих ныне представителей рода наиболее известны - Лилиан Бетанкур , владелица компании L"Oréal и колумбийский политик и сенатор Ингрид Бетанкур .

Образование Августин Бетанкур получил в Париже. Испанское правительство направляло Бетанкура во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с системами судоходства по каналам, с новыми паровыми машинами и другими открытиями в области техники. Затем в Лондоне он изучал машины по осушению золотых и серебряных рудников.

В 1798 году Бетанкуру была поручена организация испанского Корпуса инженеров путей сообщения. В Испании он назначался генерал-инспектором королевского кабинета машин, интендантом армии, главным директором почт.

В 1801 году Бетанкур покинул отечество и переехал в Париж. Во Франции он опубликовал ряд научных трудов по гидравлике и создал проект нового шлюза, предназначенного для небольших каналов. Осенью 1807 года Августин Бетанкур приехал в Россию и был принят на государственную службу с чином генерал-майора, но уже спустя два года стал генерал-лейтенантом.

Бетанкур блестяще подтвердил свою репутацию ученого и инже¬нера-механика: под его руководством был переоборудован и оснащен паровыми машинами Тульский оружейный завод, сооружен Таицкий водовод, снабжавший водой Царское Село; ему принадлежит принципиально новое решение устройства арочной системы мостов в Туле, Ижоре, Петергофе, в Петербурге на Каменном острове; он руководил постройкой и оборудованием литейного завода в Казани, составил проекты и руководил строительством знаменитой Нижегородской ярмарки. Одна из значительных работ Бетанкура — сооружение огромного экзерциргауза (помещения для военных упражнений в ненастную погоду) в Москве.

Особенно велик вклад Бетанкура в развитие инженерного образования в России. По его инициативе и проекту в 1809 году в Петербурге был основан первый в стране Институт инженеров путей сообщения. Для размещения этого учебного заведения государственной казной был приобретен дворец князя Юсупова на Фонтанке. Директором института по предложению Бетанкура был назначен французский офицер Сенновер. Попечителями были принц Ольденбургский и сам генерал-лейтенант Бетанкур, назначенный главным начальником института.

В 1816 году Бетанкур стал председателем вновь учрежденного в Петербурге Комитета по делам строений и гидравлических работ, по сути — учреждения, руководившего всеми строительными работами в городе.

С 1819 года он руководит Главным управлением путей сообщения. Этому талантливому инженеру принадлежит ряд изобретений. Он создал уникальную машину для очистки акватории Кронштадтского морского порта.

В 1820-м по инициативе Бетанкура были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения, что положило начало государственной системе специального средне-технического образования в России.

Августин Бетанкур был членом научных обществ России и Европы, его перу принадлежат научные труды, изданные в Париже, Лондоне, Петербурге и других городах Европы. Приспособления и механизмы, созданные им, нашли широкое применение в строительстве.

Бетанкур создал школу широко образованных инженеров. Его ученики принимали участие в строительстве Исаакиевского собора (в том числе знаменитый Монферран).

Бетанкур скончался 26 июля (14 июля по старому стилю) 1824 года. Он похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище и перезахоронен в 1979 году в Некрополе Александро-Невской лавры.


Могила А. А. Бетанкура на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В год 300-летия Санкт-Петербурга в дань памяти знаменитому ученому и инженеру — Августину Бетанкуру установлен памятник перед корпусом Петербургского государственного универси¬тета путей сообщения (ПГУПС), основателем и первым ректором которого он был. Автор проекта памятника — скульптор, заслуженный деятель культуры РСФСР академик Владимир Горевой.

Текст из книги:

Знаменитые кронштадтцы. - СПб.: Русская классика. 2012. - 336 с. Стр. 42 - 43.

Примечание:
* На Канарских островах фамилию Бетанкур носят как потомки племянника Жана де Бетанкура - Масио, сменившего дядю в качестве правителя Канар, так и потомки туземцев - гуанчей , которым Жан де Бетанкур при крещении давал свою фамилию

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Бетанкур - фамилия испанского происхождения.

Известные носители

  • Бетанкур, Августин Августинович (1758-1824) - российский инженер-механик и строитель испанского происхождения.
  • Бетанкур, Альфонс Августинович - Георгиевский кавалер ; генерал-майор ; № 9039; 26 ноября 1853.
  • Бетанкур, Альфредо (1914-2013) - сальвадорский писатель.
  • Бетанкур, Ана (исп. Ana Betancourt de Mora ; 14.12.1832 - 2.07.1901) - кубинская патриотка и участница войн за независимость Кубы, борец за права женщин.
  • Бетанкур, Джон Грегори (род. 1963) - американский писатель-фантаст.
  • Бетанкур, Жан де (1362-1425) - французский мореплаватель начала эпохи Великих географических открытий.
  • Бетанкур, Ингрид (род. 1961) - колумбийский политик, шесть лет (2002-2008) проведшая в плену военизированной группировки ФАРК .
  • Бетанкур, Карлос (род. 1989) - колумбийский профессиональный шоссейный велогонщик, c 2016 года выступающий за команду Movistar Team .
  • Бетанкур Куартас, Белисарио (род. 1923) - президент Колумбии с 1982 по 1986 год.
  • Бетанкур, Педро де Сан Хосе (1626-1667) - католический святой, миссионер, первый святой Канарских островов и Гватемалы.
  • Бетанкур, Ромуло (1908-1981) - президент Венесуэлы с 1945 по 1948 год и с 1959 по 1964 год.

См. также

__DISAMBIG__

Напишите отзыв о статье "Бетанкур"

Отрывок, характеризующий Бетанкур

– Да откуда же вы, что вы не знаете того, что уже знают все кучера в городе?
– Я от эрцгерцогини. Там я ничего не слыхал.
– И не видали, что везде укладываются?
– Не видал… Да в чем дело? – нетерпеливо спросил князь Андрей.
– В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
– Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован?
– А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает.
Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.

(Augustin de Bethancourt et Molina) - генерал-лейтенант, главный директор путей сообщения, инженер-строитель и писатель; род. на острове Тенерифе 2-го февраля 1758 г., ум. 14-го июля 1824 г. в С.-Петербурге. Бетанкур происходил по прямой линии от Иоанна де Бетанкура, открывшего в 1402 г. архипелаг Канарских островов. Первые годы молодости Бетанкур провел на родине, образование получил в Париже и вслед за тем явился на службу в Испанию, где вскоре обратил на себя внимание выдающимися способностями. Между прочим правительство командировало его во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с новыми открытиями и для обозрения различных систем судоходства по каналам, паровых машин и всего, относящегося к механике. Возвратившись из командировки, он представил множество чертежей и моделей, из которых составился в Мадриде превосходный кабинет. В 1797 г. по повелению Карла ІV Бетанкур был снова командирован в Лондон для изучения имеющихся там машин, приспособленных к осушке золотых и серебряных рудников, в которых испанское правительство особенно нуждалось ввиду предположенного возобновления разработки рудников в Америке. Усердие, с которым Бетанкур собирал все сведения, какие могли быть полезны его отечеству, возбудило сильное подозрение англичан; его арестовали и препроводили в Лиссабон; но отсюда он был отправлен королем в Париж для построения новых машин и инструментов, вместо отобранных у него в Англии. В 1798 г. его вызвали из Парижа для устройства телеграфной линии между Мадридом и Кадиксом и для учреждения корпуса инженеров дорог и мостов; вслед за тем он был последовательно назначаем на должности: генерал-инспектора основанного им корпуса, интенданта провинций, члена совета финансов, директора королевского кабинета машин, интенданта армии и главного директора почт. Возникшие в Испании беспорядки заставили Бетанкура покинуть отечество; в 1807 г. он приехал в Париж и здесь издал некоторые сочинения по гидравлике и механике, представив вместе с тем французской академии план нового шлюза для небольших каналов, что сделало его имя еще более известным. В 1808 г. он был принят на службу в Россию, с чином генерал-майора и с зачислением в свиту Его Величества.

Службу свою новому отечеству Бетанкур ознаменовал рядом заслуг. Главнейшими из них были следующие: тульский оружейный завод был преобразован и впервые мастерские его снабжены паровыми машинами; в Казани по проекту Бетанкура построен новый пушечный литейный завод; улучшены производства Императорской Александровской мануфактуры; устроены по особой арочной системе мосты в Ижоре, Петергофе, Туле и на Каменном острове; по его планам и под непосредственным его руководством сооружены многие здания, из которых особенно замечательна архитектура экзерциргауза в Москве (имеет 502 фута длины и до 150 - ширины); им же построен известный Таицкий водопровод, снабжающий водой Царское Село; наконец, важно его участие в устройстве экспедиции заготовления государственных бумаг, для которой им изобретено значительное количество машин. Сопровождая принца голштейн-ольденбургского в путешествии по России, он ознакомился с устройством внутреннего судоходства и подал многие советы к его улучшению. Особенного внимания заслуживает деятельность Бетанкура по насаждению в России инженерного образования. По его проекту в 1810 г. учрежден институт инженеров путей сообщения, которого он был первым инспектором, и в этом звании являлся полным хозяином заведения: он заведовал хозяйственной и учебной частью и еще находил время, по недостатку профессоров, читать лекции по инженерному делу. В 1811 г. Бетанкур составил новый проект организации института, утвержденный в главных чертах советом путей сообщения и действовавший до 1823 г. В 1816 г., уже в чине генерал-лейтенанта, он был назначен председателем вновь учрежденного в С.-Петербурге городского строительного комитета, а в 1819 г. - директором главного управления путей сообщения. Незадолго до последнего назначения, на него было Высочайше возложено составление проекта перенесения Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород, а затем и выполнение этого важного дела. Занимаясь над разработкой последнего полученного им от Государя поручения - по перестройке Исаакиевского собора, Бетанкур тяжко занемог и вскоре за тем скончался. Как ученый строитель Бетанкур известен рядом собственных изобретений, которыми он значительно обогатил область техники; из них особенного внимания заслуживает проектированная им для очистки Кронштадтского порта огромная машина (machine à draguer), замечательная по точности движений и по силе. Его перу принадлежат также несколько печатных трудов: "Mémoires sur la force expansive de la vapeur de l"eau", Paris, 1790; "Mémoires sur un nouveau système de navigation intérieure", Paris, 1807; "Essai sur la composition des machines", Paris, 1808; "Description de la salle d"éxercice de Moscou", S.-Pétersbourg, 1819. Бетанкур состоял членом многих ученых обществ как в России, так и за границей.

"Журнал Путей Сообщения", 1826 г., № 1, стр. 44-56. - "Русский Инвалид", 1824 г., № 167, стр. 667-668. - Гамель, "Описание Тульского оружейного завода, стр. 68, 70. - Словари: Зедделера, Старчевского, Геннади. - Соколовский, "Пятидесятилетие института корпуса инженеров путей сообщения" (СПб., 1859). - "Список лиц, окончивших курс наук в институте И. П. С. А. I" (СПб., 1883).

{Половцов}

Бетанкур, Августин Августинович

(1758-1824) - выдающийся инженер-строитель, француз по происхождению. Внес ряд усовершенствовании в строительную технику, писал по вопросам механики к гидравлики. Приглашенный в 1808 на службу рус. правительством, выполнил много важных работ: преобразовал Тульский оружейный завод, впервые снабдив его мастерские паровыми машинами, построил в Казани новый пушечный литейный завод, улучшил производство Александровской мануфактуры, построил по особой арочной системе мосты в Туле, Ижоре, Петергофе и в СПб на Каменном острове. По его планам и под его непосредственным руководством сооружено много замечательных зданий, из которых особенно заслуживают внимания: манеж в Москве, перекрытие которого составило эпоху в истории строительного искусства (в архитектурной обработке принял участие архитектор О. И. Бове), здание Экспедиции заготовления государственных бумаг, для которой Б. изобрел значительное количество машин, Гостиный двор на Нижегородской ярмарке. По его предложению Макарьевская ярмарка перенесена в Нижний Новгород. Б. способствовал улучшению устройства внутреннего судоходства России и содействовал распространению инженерного образования: по его инициативе и проекту в 1810 был учрежден Институт инженеров путей сообщения.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Бетанкур, Августин Августинович" в других словарях:

    - (наст. Агустин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина, Bethencourt y Molina) (1 февраля 1758, Пуэрто де ла Крус, Канарские острова 14 (26) июля 1824, Петербург), испанский и российский ученый, изобретатель, инженер… … Энциклопедический словарь

    - (1758 1824), инженер механик и строитель, основоположник теории машин и механизмов. По происхождению испанец. С 1808 на русской службе, генерал лейтенант (1809). Один из создателей Корпуса инженеров путей сообщения (1809 10) и института… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бетанкур (фамилия). Августин де Бетанкур и Молина исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina … Википедия

    Бетанкур Августин Августинович - (1758 1824) ген. лейт. рус. службы, инж. строитель, писатель. Род на о. Тенерифе, одном из о вов Канарского архипелага, к рые его прямой предок, нормандский дворянин Иоанн де Бетанкур, открыл и покорил в 1402. Образование получил в Париже, служил … Российский гуманитарный энциклопедический словарь - Бетанкур фамилия испанского происхождения. Известные носители Бетанкур, Августин Августинович (исп. Agustín de Betancourt y Molina; 1758 1824) российский инженер механик и строитель испанского происхождения. Бетанкур, Альфонс… … Википедия

    Бетанкур (фамилия): Бетанкур, Августин Августинович (исп. Agustín de Bethencourt y Molina; 1758 1824) российский инженер механик и строитель испанского происхождения. Бетанкур, Джон Грегори (англ. John Gregory Betancourt; род. 1963)… … Википедия

    Бетанкур (Bethencourt у Molina) Агустин (Августин Августинович) , инженер механик и строитель, член корреспондент французской АН (1809). Испанец по происхождению. В 1781 … Большая советская энциклопедия

Личное дело

(1758 - 1824) родился на Канарских островах в городе Пуэрто-де-ла-Крус. Учился в Мадриде, в королевской школе Сан-Исидро и одновременно в Академии благородных искусств Сан-Фернандо по классу рисунка. В 1783 году был направлен в ртутные шахты в Альмадене, где разработал проект улучшения организации работ. После этого Августин Бетанкур был отправлен в Горную школу в Париже. По дороге он проинспектировал строительство Арагонского канала.

Прибыв во Францию, Бетанкур направляется не в Горную школу, а в Высшую школу мостов и дорог, где получает инженерное образование. В 1787 году он окончил обучение, после чего посетил ряд стран Европы, где знакомился с техникой строительства дорог, каналов, рудников, организацией систем судоходства, работой различных предприятий. В 1790 году в Париже выходит первый крупный научный труд Бетанкура «О расширительной силе паров».

В Париже Бетанкур подготовил проект создания высшей школы инженеров в Испании. Он и его коллеги создали уникальную коллекцию действующих моделей машин, которая должна была использоваться при обучении. В 1791 году коллекция была перевезена в Испанию, где она стала Королевским кабинетом машин. Бетанкур стал директором этого кабинета, но его идея о высшей школе и не была реализована до 1802 года, поскольку первый министр королевства Мануэль Годой отказывался выделять на это средства. В 1799 года Бетанкур назначен генеральным директором путей сообщения Испании, вскоре он также занял должности интенданта провинций, члена совета финансов, интенданта армии и главного директора почт. Среди других дел, он добился открытия Мадридской школы инженеров дорог, каналов и мостов.

В 1808 году Бетанкур отправился во Францию, где совместно с Хосе-Марией Лансем подготовил фундаментальный труд «Курс построения машин». В 1809 году стал членом-корреспондентом Парижской Академии наук. Вскоре русский посол И. Муравьев-Апостол предложил Бетанкуру отправиться в Россию. В сентябре 1808 года в Эрфурте Бетанкур был представлен Александру I и принят на российскую службу в чине генерал-майора с зачислением в императорскую свиту, а также причислен к ведомству путей сообщения. В августе 1809 года он был произведен в генерал-лейтенанты, а также стал членом совета Корпуса инженеров путей сообщения.

За 16 лет службы в России Бетанкур сумел воплотить много проектов. Под его руководством был реорганизован оружейный завод в Туле, где стали применяться паровые машины. В Казани по проекту Бетанкура построили новый пушечный литейный завод. В 1816 году в Петербурге на Охте был построен первый лесопильный завод, оснащенный сконструированными Бетанкуром паровыми машинами, позднее по его образцу было построено много заводов по всей стране. Бетанкур сделал арочные мосты в Ижоре, Петергофе, Туле и Санкт-Петербурге. По его планам и под его руководством сооружены многие здания, среди которых здание Манежа в Москве. В 1816-1818 годах под руководством Бетанкура и по его проекту возведена ассигнационная фабрика «Экспедиция заготовления государственных бумаг» в Санкт-Петербурге, он же разработал технологию изготовления денежных купюр, предложил новый метод нанесения водяных знаков.

В ноябре 1818 года Бетанкур был назначен главным директором Управления водяными и сухопутными сообщениями и занимал этот пост до сентября 1822 года. При нем было сооружено шоссе Санкт-Петербург - Новгород - Москва, по которому открылось регулярное движение дилижансов. Он учредил первую в России транспортную проектную организацию - Комиссию проектов и смет Главного управления путей сообщения, а также контролирующий орган - Комитет для строений и гидравлических работ, в ведении которого был надзор за всеми стройками в Российской империи.

Чем знаменит

Августину Бетанкуру во многом принадлежит заслуга создания в России инженерного образования. По его предложению в Санкт-Петербурге был в 1810 году открыт Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Бетанкур до конца жизни был инспектором института, заведовал хозяйственной и учебной частью и читал лекции по инженерному делу. Выпускники становились инженерами путей сообщения и в зависимости от показанных успехах получали чин поручика или подпоручика. В 1820 году с целью подготовки мастеров и техников в составе института была создана школа путей сообщений с трехлетним сроком обучения. Ныне это учебное заведение стало Петербургским государственным университетом путей сообщения.

О чем надо знать

Самым известным сооружением, возведенным по проекту Августина Бетанкура в Москве, стало здание Манежа на Моховой. Оно строилось как экзерциргауз, то есть крытый плац для проведения военных смотров. Площадь здания составила почти 7,5 тысяч квадратных метров, а вместимость - более двух тысяч человек. Уникальным инженерным приемом стало безопорное деревянное перекрытие шириной 45 метров. Манеж был открыт 30 ноября 1817 года.

Прямая речь

«Мой любимый Пепе, огромное спасибо за письмо, которое наполнило меня наслаждением видеть твой почерк по прошествии стольких лет <…> Я оставил семью в Париже и прибыл сюда, как говорится, прощупать брод, и был прекрасно встречен Императором, который сделал мне через третьи руки очень выгодные предложения, если бы я захотел поступить к нему на службу <…> Император и все члены имперской семьи приняли меня с почестями, на которые я не мог ни претендовать, ни рассчитывать. Конечно, Император пригласил меня обедать с ним в любые дни, когда я захочу (очень немногие пользуются этой привилегией) …и дал мне чин полевого маршала, соответствующий тому, который я имел в Испании. <…> Но ничего из этого не радовало меня так, как независимость ни от кого, кроме его одной персоны, без посредства ни одного министра, так, каждый раз, когда он предлагал мне говорить с ним, я входил в его кабинет без необходимости просить ни у кого разрешения: я отправлял к нему дела, которые он поручал мне, и каждый день он делал мне новые испытания, довольный тем, как я ему служу».

«Главные усилия Бетанкура были направлены на воспитание ев-ропейски образованных и квалифицированных инженеров при смягченном социальном отборе кандидатов на обучение. Бетанкур не просто повторил в России западный опыт преподавания в высшей технической школе - он сделал значительный шаг вперед. Опираясь на достижения своих учителей (Монжа и его Политехнической школы, а также Перроне и его Школы мостов и дорог), Бетанкур создал тип высшего технического заведения, который через два столетия сохраняет свою ценность. Бетанкур создал школу русских инженеров, которая до сих пор сохраняет влияние на мировую техническую мысль. Такое образование, истинно высшее, инженеры стали получать впервые в мире. Интеллектуальный размах теоретика, опыт и талант инженера вкупе с большим педагогическим даром позволили Бетанкуру создать учебную систему с большими потенциальными возможностями. Институт Корпуса инженеров путей сообщения смог органически развиваться, выделяя из своих же студентов будущих своих профессоров, продолжающих традиции и успешно решающих как научные, так и педагогические проблемы. Все последующие технические вузы России ведут родословную от бетанкуровского Института. И примечательно, что русских инженеров XIX-XX веков уж в чем нельзя упрекать, так это в недостатке компетентности или в скудости воображения».

Иванов М. В., Ледяев А. П. Роль Бетанкура в становлении инженерной культуры России

«Универсальность личности Бетанкура проявлялась именно в том, что он вообще не оценивал интеллектуальную деятельность как отвлеченное теоретизирование. Она была лишь началом творчества, которое должно найти свое ощутимое воплощение. Бетанкур не отсиживался в кабинете. Он месил грязь в размытых российских колеях, окроплялся водой ремонтируемых шлюзов, счищал с мундира строительную пыль, проводил инспекции, устанавливал паровые машины на морских судах, сооружал леса для подъема колонн. Причем Бетанкур умел все делать сам - до последней инженерной мелочи. Он и отдыхал-то у токарного станка. Его руки были столь искусны, что он мог лезвием разрезать по дине волос пополам. Инженерное изобретательство Бетанкура было столь обильным, что можно только преклоняться перед сделанным им».

М. В. Иванов Культурная миссия Бетанкура в России

11 фактов об Августине Бетанкуре

  • Полное имя Августина Бетанкура - Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина. В России его звали Августин Августинович.
  • Родоначальником семьи Бетанкуров был барон Жан де Бетанкур из Нормандии, завоевавший в 1405 году Канарские острова и объявивший себя их королем, вассалом короля Кастилии. Ныне потомки этого рода живут во многих странах, существует ассоциация Бетанкуров, проводящая регулярные съезды.
  • Бетанкуру довелось заниматься и промышленным шпионажем. Во время поездки в Англию он сумел разузнать принцип работы паровой машины двойного действия Джеймса Уатта.
  • В 1798 году Бетанкур построил линию оптического телеграфа, соединившую Мадрид с портом Кадис.
  • Бетанкур стал одним из очень немногих людей, которых приняли на российскую службу без потери одного воинского чина. Когда в русскую армию хотел поступить молодой Наполеон, эта традиция стала единственным препятствием: терять чин Наполеон не захотел.
  • Первый проект Бетанкура в России - фонтан «Девушка с кувшином» со статуей работы П. Соколова в Екатерининском парке Царского Села. Фонтану посвящено стихотворение Пушкина.
  • В 1817 году Бетанкуру было поручено сооружение комплекса зданий для Нижегородской ярмарки. Эту задачу он выполнил в 1818 - 1823 годах, а в 1823 разработал генеральный план развития Нижнего Новгорода. Ныне в городе именем Бетанкура названа улица.
  • В 1809-1812 годах Бетанкур создал оригинальную механическую многоковшовую землечерпалку (machine à draguer) с паровой машиной для очистки русла рек и каналов. Землечерпалка, изготовленная на Ижорском заводе, выполняла дноуглубительные работы в Кронштадте.
  • Каменноостровский мост через Малую Невку, построенный по проекту Бетанкура в 1813 году, петербуржцы называли «мостом Бетанкура».
  • На могиле Бетанкура установлена колонна, увенчанная траурной урной, высотой 6,85 метра. Памятник изготовили на чугунолитейном заводе в Нижнем Новгороде по рисунку Монферрана.
  • В 2008 году вышел специальный выпуск научного журнала «Известия Петербургского университета путей сообщения», содержавший исследования, посвященные Августину Бетанкуру.

Материалы об Августине Бетанкуре

Понравилась статья? Поделитесь ей