Контакты

Кто служил на объекте 825. Музей подводных лодок — одна из важнейших достопримечательностей Балаклавы. История базы подводных лодок

Здравствуйте, это мой первый пост, в котором речь пойдёт о подземной базе подводных лодок в Балаклаве, более известной как объект 825 ГТС - сверхсекретный военный объект времён холодной войны в Балаклавской бухте.
Итак начну:
В период после Второй Мировой войны обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961



. В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528 (перевёрнутый номер в последствии получил объект), которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. Но потом, после постройки объекта и удачного его функционирования на протяжении 32 лет, а именно до 1993 года, как всем извстно распался Советский Союз, и база была частично заброш ена. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины. В период с 1993 по 2002 год база активно разворовывовалась на металл и всё, что можно было демонтировать и продать. С огласно приказу Государственного секретаря Министерства обороны Украины от 30 декабря 2002 г., был принят приказ о создании филиала Центрального музея Вооруженных Сил Украины — Военно-морского музейного комплекса „Балаклава“.

Объект 825 ГТС представлял собой сооружение противоатомной защиты первой категории и общей площадью около 15 тысяч кв.м. Автономность жизнедеятельности - 30 суток, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Предназначался для ремонта торпедных подводных лодок проектов А615, 613, 633, 633РВ. В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3000 человек. Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму. Название объекта 825 ГТС - не случайно. Как говорилось ранее, Балаклава была засекречена и, номер 825 - это ничто иное, как перевёрнутый номер строительной бригады, а ГТС - гидротехническое сооружение или городская телефонная станция (в целях конспирации).
А теперь хватит истории и, пойдёмте, лучше посмотрим, что это из себя представляет:

1. Вход в канал со стороны бухты. Вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим батопортом, который всплывал после поддува воздухом. Это позволяло полностью «закупоривать» подземный объект. Выход на северную сторону также перегораживался батопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море.

2. Главная галерея, ведущая к сухому доку.

3. А, если, посмотреть направо от галереи, то можно увидеть ещё одну штольню, в которой лежит, всего лишь, корпус от старой торпеды, ведущую в "закрытую" часть музея, а именно в минно-торпедную часть.
Могу смело заявить, что таких "закрытых" штолен, там довольно-таки много и, попасть в них не составляет ни малейшего усилия)

4. А, вот, собственно, и одно из закрытых от посторонних глаз помещений. Это и есть минно-торпедная часть. Минно-торпедная часть п редназначалась для подготовки и проверки торпед. Она включала в себя рабочие участки, где торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли их электрические схемы, аппаратуру самонаведения, герметичность корпусов.

Пройдя далее по этому залу можно наткнуться на бассейн (в котором до сих пор плавает торпеда), который видимо и предназначался для проверки герметичности снарядов.

6. А в этом месте когда-то дислоцировался ремонтный завод подводных лодок "Металлист".


7. Особым гидротехническим сооружением спеццеха был сухой док - бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом). При постановке подводной лодки в док батопорт открывали, лодку вводили в заполненную водой камеру дока, центровали и, после этого, закрывали затвор. Мощные насосы, расположенные под преддоковой площадкой, в течении 3 часов из дока откачивали воду. После откачки воды подводная лодка опускалась на кильблоки, ее корпус обшивался деревянными лесами и, начинались ремонтные работы. Средняя продолжительность докового ремонта лодки составляла 3-4 недели. После окончания ремонтных работ через кингстоны батопорта камеру дока заполняли водой, подводная лодка всплывала с кильблоков и, после открытия затвора, ее выводили кормой вперед в акваторию Балаклавской бухты.

8. Температура пол землёй составляет примерно 12-15 градусов.

9. Собственно, карта самого объекта, точнее 2х объектов. Одна часть - это объект 825 (предназначался для ремонта торпедных подводных лодок проектов А615, 613, 633, 633РВ ), а вторая - это 820 (ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами. ) Так же, в сети нашёл более точную карту, точнее дополнящую всю картину: http://www.bellabs.ru/Balaklava/Photos/Balaklava_Object-825_Scheme-2010.jpg


10. Водный канал, ведущий к северной стороне, где подлодки могли напрямую выйти в открытое море.

11. Собственно, сам выход. И, как я писал ранее, он тоже перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море.

12. Идём обратно)
Знаете что за отверстия справа в стене, которые идут по всему водному каналу? Это самые что ни на есть "дыры для взрывчатки". Если вдруг враг захочет завладеть базой, то на готове всегда был динамит, который с лёгкостью можно было взорвать, предварительно законсервировавшишь в частях 825 и 820!

13. Всё ещё по-прежнему водный канал, но этот как раз ведёт в сторону выхода в бухту.
Видите эти жёлтые лампы по бокам? Так вот, охранник мне поведал о том, что здесь, оказывается, снимали фильм (множество фильмов, а один из них называется "Солдаты удачи") и эти лампы - это самый настоящий съёмочный реквизит. Да и ещё кучу чего интересного рассказал)

14. Малый батопорт сухого дока объекта 825 ГТС.

15. Слева погрузочная площадка объекта 825 ГТС.

16. Тот же самый малый батопорт.

17.

18. Пройдя дальше, мы попадаем в объект 820(РТБ) "Арсенал". Ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами. На базе проходили службу около 150 военнослужащих. Арсенал состоял из технической площадки, локальной зоны, большого транспортного коридора, склада для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочной площадки. В арсенале строго соблюдался и поддерживался температурно-влажностный режим (от 5 до 15 °С влажность - 50-60%), а также максимально возможная звукоизоляция.
Противоударные гермоворота объекта 820, сделанные из листовой стали и залитые бетоном М-500. Выдерживают нагрузку 60кг/см2. Общий вес каждой двери 10 тонн. Ворота имеют электрический привод.


19. Подводники)

20. Фрагмент подводной лодки проекта 690 "Кефаль" с прибором ВИПС.

21. Пульт управления системами гидравлики, напором воздуха и всплытием погружением с подлодки 690 "Кефаль".

22. Ещё один зал объекта 820, который отдали под экспонаты. Насколько помните, базу хорошенько разграбили в 1993-2002. И то, что, в принципе, показать народу, кроме самой постройки и экспонатов, напоминающих о том времени, нечего - это нормально.

23. *** *** вкл. лох)
** ** ** вода в отсеке!

24. Множество помещений и рельсы с поворотным стендом, ведущие к водному доку. Одна такая тележка весит 996 кг, грузоподъёмностью 7 тонн и перемещалась вручную!

25. Людской ходок. Проще говоря, полукруглый обход гермоворот)

27. Один из выходов с базы или объекта 820, который искусно прикрыт старой маскировочной сетью.

28. А во дворе... Целый склад - когда-то торпед, но уже металлолома.

29. Если пройти от главного входа в музей буквально метров 150 и, перелезть через забор, то можно наткнуться на такое вот чудо. Это непосредственно входы в объект 825, а именно через них вносили/ввозили ГСМ.

30. Вот такие вот туннельчики)


А на этом всё. Спасибо за внимание)

При написании данного фотоотчёта использовались следующие материалы:
travelworld


10. Объекты 825 ГТС и 820 РТБ или Сверхсекретная подземная база подводных лодок в Балаклаве
11.
12.
13.
14.
15.

Вскоре после окончания Второй мировой войны между СССР и США началось противостояние, известное в истории как «холодная война». Время было непростое: противоборствующие сверхдержавы на полном серьёзе рассматривали возможность обмена ядерными ударами и по обеим сторонам Атлантического океана с упоением возводили многочисленные военные объекты, которые должны были эти удары пережить. Считается, что секретная директива о поисках места для базирования подводных лодок, способных в случае превентивного нападения со стороны США тоже «бахнуть, и не раз, так, чтобы весь мир - в труху», была разработана лично Сталиным. Поиск подходящего места продолжался в течение нескольких лет, в итоге выбор пал на тихую Балаклаву.

Узкий извилистый пролив, ширина которого в самом узком месте не превышала ста метров, укрытый от всех штормов и недоступный для посторонних глаз (со стороны моря Балаклавская бухта не просматривается ни под каким углом) — всё это сыграло свою роль, и в 1953 году в Балаклаве началось масштабное строительство. Город с историей в несколько тысяч лет был лишён своего статуса, оперативно стёрт со всех карт, превращён в ЗАТО и включён в состав Севастополя. В последующие восемь лет под горой Таврос, расположенной на западном берегу Балаклавской бухты, в условиях тотальной секретности был создан подземный комплекс, включавший в себя два объекта: 825 ГТС - специальный цех с сухим доком и морским каналом по ремонту подводных лодок, и 820 РТБ - арсенал для хранения и подготовки к боевому применению ядерного оружия.

Всего за время строительства было вывезено около 120 тысяч тонн породы. Для обеспечения секретности её удаление производилось по ночам баржами. Работы на объектах велись круглосуточно в четыре смены.

В 1961 году проект чуть не был свёрнут. Говорят, что во время осмотра почти готового комплекса Никита Хрущёв махнул рукой и сказал: «Лучше отдайте всё это виноделам!». С большим трудом руководству ВМФ удалось отстоять проект и в том же году обе его части были введены в строй.

Для сохранения конфиденциальности база подводных лодок была названа «городской телефонной станцией №825» (сокращённо «Объект 825 ГТС»), а арсенал — «ремонтно технической базой №820» (сокращённо «Объект 820 РТБ»). Комплекс представлял собой сооружение противоатомной защиты первой категории и мог выдержать прямое попадание ядерного снаряда с мощностью заряда свыше 100 килотонн (то есть в 5-7 раз мощнее атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму).

Свой закрытый статус Балаклава сохраняла до середины 1990-х годов. Вскоре после развала Советского Союза я с родителями отдыхал в Севастополе, и мы ездили в Балаклаву, чтобы погулять по . База подводных лодок (про существование которой тогда, понятно, ещё никто не знал) уже не функционировала, но охраняющие её зоркие военные выследили нас, гуляющих по разрушенной крепости с фотоаппаратом, заставили достать из него фотоплёнку и засветить её - уровень секретности тогда всё ещё оставался на самом высоком уровне.

В 1990-х годах разваленная империя резалась на куски и бесцеремонно сдавалась в цветмет. Украина объявила себя безатомной державой и база в Балаклаве стала никому не нужна. Уникальный комплекс, неожиданно оказавшийся в соседней стране, Черноморский флот, в отличие от Севастополя, отстоять не смог. В 1991 году отсюда ушла последняя подводная лодка, в 1994 году объект был официально покинут военными. В течение следующих девяти лет база оставалась без присмотра, всё что можно было продать — было разграблено и вывезено. В 2003 году то что осталось превратили в музей.

Вплоть до настоящего времени это — крупнейший из всех рассекреченных военных комплексов времён холодной войны.

В Балаклавской бухте плавают медузы, пустые бутылки и недокуренные хабарики. Сразу вспоминаются бессмертные слава Вадима Галыгина из Comedy Club: «Чтобы сделать , нужно в ванной на полу наплевать семечек, набросать бычков, под ванну насрать, в ванну нассать — вот вам Чёрное море!»

Так выглядит вход в подземный канал со стороны Балаклавской бухты. В случае необходимости он перекрывался 150-тонным батопортом — гидротехническим затвором, полностью закупоривавшим подземную базу. Сейчас он находится в открытом положении, то есть, утоплен в спецнишу.

В случае нападения объект должен был стать убежищем для жителей Балаклавы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся надписи рядом со входом.

Под защитой объекта смогли бы разместиться до 3000 человек. В этом случае полная автономность составила бы 30 суток.

Объект 825 ГТС включал в себя подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады горюче-смазочных материалов и минно-торпедный склад.

Все подземные помещения были защищены специальными воротами, полностью герметизировавшими внутреннее пространство. Ворота закрывались автоматически за 2 минуты. В случае выхода автоматики из строя существовали специальные двери, которые можно было открыть вручную за 12 минут.

По центру коридоров располагались транспортировочные рельсы для тележек.

Вдоль стен висят информационные плакаты, рассказывающие про подводные лодки времён СССР.

Слева и справа лежат старые корпуса мин и торпед.

В бетонных сводчатых галереях до сих пор витает дух холодной войны.

Коридор, ведущий к подземному доку, проложен полукругом. Считается, что ударная волна при прохождении через этот изгиб должна была ослабиться.

Примерно в этом месте находится наиболее мощный слой скальной пород над головой — 126 метров. Толщина бетонного свода достигает 3 метров. Рецепт и марка цемента, использовавшегося при строительстве, — до сих пор находятся под грифом «совершенно секретно».

Единственная действующая подводная лодка, демонстрирующаяся в музее, — Тритон-1М. Такие сверхмалые подлодки использовались для скрытной доставки и высадки водолазов, постановки мин, подводного патрулирования и выявления вражеских диверсантов, осмотра корпусов кораблей и других субмарин.

Тритон-1М производился на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Всего было выпущено 32 экземпляра. До наших дней сохранилось не более 7.

Экипаж подлодки состоял из двух человек. Дальность хода — 35 морских миль, предельная глубина погружения — 40 метров, автономность — 7,5 часов.

Подземный канал для подводных лодок имел глубину 8 метров, ширину от 12 до 22 метров, высоту арки — 18 метров.

В мирное время лодки заходили в канал исключительно в надводном положении и в ночное время. Погрузка снаряжения и боеприпасов осуществлялась на специальной подземной пристани. Несмотря на распространённое мнение, атомных подводных лодок на этой базе никогда не было.

В военное время здесь могли укрыться 9 малых или 7 средних субмарин.

В центре канала расположен сухой док — особое гидротехническое сооружение, отделённое от канала малым батопортом и предназначенное для ремонта и технического обслуживания внешних корпусов лодок.

В наполненную водой камеру дока заводили субмарину, после этого в течение четырёх часов вода откачивалась, и корабль вставал на кильбоки (специальные опоры). Далее в течение одного-двух дней подлодка обшивалась ремонтными лесами, и начинался её ремонт, который в среднем длился 3-4 недели.

С противоположной от объекта 825 ГТС стороны канала располагался объект 820 РТБ - арсенал для хранения и подготовки к боевому применению ядерного оружия.

Сейчас из одного объекта в другой можно перейти по перекинутому через канал мосту. В советские времена моста не существовало, оба объекта функционировали независимо друг от друга.

Объект 820 РТБ имел высочайший статус секретности, и ни один человек, несший службу на соседнем с ним объекте 825 ГТС, даже и не подозревал о том, что с другой стороны канала находится ядерный арсенал. Всё-таки, умели в то время государственные тайны хранить (а болтунов прилюдно вешали за яйца на ржавые гвозди, и правильно, к слову, делали).

Вход в арсенал преграждают двое ворот: жёлтые защитные из листового металла с бетоном внутри весом в 10 тонн каждая — на случай бомбового удара — и красные герметичные — для защиты от радиации, ядовитых газов и воды. Говорят, что при входе на объект 825 ГТС раньше тоже было двое ворот, но в 1990-х годах они были сданы в металлолом.

Все ворота имели электрический привод. В случае отключения электричества их можно было открыть и вручную.

В арсенале строго соблюдался температурно-влажностный режим (температура — от +5 до +15 градусов, влажность от 50 до 60 процентов). Так же в целях конспирации здесь была сделана максимально возможная звукоизоляция.

На объекте 820 РТБ постоянную службу несло около 150 военнослужащих.

Арсенал включал в себя техническую площадку, локальную зону, большой транспортный коридор, склад для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочную площадку.

В случае чрезвычайной ситуации (например, превентивного ядерного удара со стороны США) в арсенале включалась красная подсветка.


July 7th, 2013

Об этом месте не писал только ленивый. Интернет пестрит десятками отчетов о посещении этого места, но зачастую эти отчеты похожи один на другой: одни и те же фотки + информация из википедии, которую авторы даже не пытались хоть немного перефразировать. Я не люблю писать о местах, которые настолько известны и посещены сотнями тысяч если не миллионами. Но этот объект настолько масштабный и уникальный, что не написать о нем репортаж я просто не могу. Под катом более пятидесяти фотографий, которые вы все уже видели, плюс мои личные впечатления от посещения этого места - в прошлом одного из самых секретных военных объектов СССР.

Для начала немного истории этого места, которая берет свое начало в 50-х годах прошлого века, когда между двумя сверхдержавами - СССР и США развернулась гонка вооружений и обе страны вовсю начали наращивать ядерные арсеналы. Незадолго до своей смерти Сталин утвердил комплексный план защиты от атомного оружия основных промышленных и военных объектов страны. Тогда же начинается массовое строительство подземных бункеров, командных пунктов и прочих военных объектов, которые могли бы уцелеть во время атомных бомбардировок и затем дать ответный залп. Крым, как место базирование Черноморского флота, всегда был важнейшей стратегической территорией Российской Империи, а затем и СССР, поэтому за период холодной войны на этом полуострове было построено немало масштабных подземных объектов, самым крупным из которых стал Объект 825 ГТС.

Его строительство началось в 1957 году и завершилось в 1961-м. Работы шли ударными темпами круглосуточно. Для сооружения этого объекта было создано специальное строительное управление, а город Балаклава был засекречен и стерт со всех карт, превратившись в закрытый военный городок. Строили объект сначала военные строители, затем на помощь им пришли московские и харьковские метростроители. Строительство было настолько засекречено, что местные жители совсем ничего о нем не знали. Официально тут располагалось абстрактное гидротехническое сооружение (по другим версиям - городская телефонная станция), отсюда и название объекта - ГТС. При проходке подземных туннелей было вывезено около 120 тыс. тонн породы, которую вывозили по ночам на баржах в открытое море. За четыре года внутри горы Таврос был вырублен целый подземный город, вмещавший в себя место для стоянки девяти подводных лодок проекта 613 и 633 и завод "Металлист" для их ремонта и обслуживания а также арсенал для хранения торпед с ядерными боеголовками. Все входы в этот объект перекрывались огромными шлюзами, обеспечивающими полную герметичность и изоляцию от внешнего мира. Подземная база подводных лодок могла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось «пяти Хиросимам».

01. Под козырьком в центре кадра находится портал, через который подводные лодки заплывали внутрь объекта из Балаклавской бухты. Тут же сейчас находится вход в музейный комплекс.

02. Перед посещением музейного комплекса мы вначале купили билеты на катер с экскурсией по подземному каналу. Стоит эта экскурсия столько же, сколько и посещение музея - 4 евро с человека. Но по сути это выброшенные деньги. Все места, которые вы увидите с борта катера, вы потом посетите во время прогулки по подземным лабиринтам музейного комплекса. Так что не тратьте деньги и время и идите сразу в музей.

03. Начало подземного канала. Справа виден огромный 150-тонный плавучий батопорт, который перекрывал вход в подземный канал, что позволяло полностью изолировать объект от окружающего мира. В 90-х годах мародеры срезали почти все железо, так что от конструкции этого шлюза остался один лишь батопорт, который на тележке не укатишь и в руках не унесешь.

04. Масштабы объекта впечатляют с ходу. Длина этого канала - 505 метров, глубина от 6 до 8,5 метров, ширина - 22 метра. Удивительно, как в то время смогли все это построить? Ведь все эти туннели были пройдены в горе, состоящей из твердых мраморных пород!

05. Мародеры не смогли дотянуться лишь до вентиляционных труб над самим каналом - это то немногое, что осталось от первоначального облика объекта. Все остальные железные конструкции были полностью разграблены.

06.

07. В этом строго засекреченном месте работало от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Помимо обычных рабочих объект насчитывал около 50 человек военной охраны .

08. В этом месте на подводные лодки осуществлялась погрузка оружия. Помимо этого, на ремонтном заводе "Металлист" субмарины могли пройти все виды техобслуживания, ремонта, пополнить запасы воды и топлива, а также подзарядить аккумуляторы. Рядом с этим объектом, располагался подземный склад топлива, который на данный момент заброшен, разграблен и разрушен. В 2006 году он выглядел примерно так . Оба объекта были соединены между собой туннелем, который сейчас замурован.

09. Свет в конце туннеля - портал выхода подводных лодок в открытое море, находящийся с другой стороны горы.

10. Когда-то он тоже перекрывался батопортом, от которого не осталось и следа.

11. Так северный портал выглядит снаружи.

12. Именно отсюда боевые субмарины с ядерным оружием на борту выходили в открытое море.

13. Возвращаемся обратно.

14. Пока мы плывем по подземному каналу, мимо проплывают такие вот туннели, расходящиеся во все стороны от канала. Сюда мы еще вернемся во время осмотра музейного комплекса.

15. Красота!

16. Ну а теперь зайдем внутрь и посмотрим на то, что сохранилось от некогда огромного подземного города до наших дней.

Вскоре после распада Советского Союза геополитическая ситуация в мире изменилась и надобность в подобных объектах отпала. Объект 825 ГТС был закрыт в 1993 году и до 1995 года его грабили военные. Все ценное оборудование объекта было демонтировано и вывезено в неизвестном направлении. На грабеже завода наживали состояние многие военные чины, а грабить тут судя по масштабам было немало. После грабежа объекта военными его оставили без охраны и к окончательному разграблению подключилось местное население. Было спилено все металлическое, что под силу было демонтировать и унести. Лестницы, перила, канализационные люки, оставшиеся от грабежа военными остатки оборудования - все, до чего могли дотянутся руки местных жителей - все было вынесено. По ссылке находятся интересные свидетельства очевидцев, описывающие то, как выглядел объект в конце 90-х. Мародеры не смогли дотянутся лишь до вентиляционных труб и снять гермодвери, весом десятки тонн, которые без специальной техники не сдвинуть с места.

Во всем остальном музейный комплекс представляет собою по сути лишь многокилометровую сеть пустых бетонных туннелей, которые владелец - Военно-морские силы Украины, в собственность которых перешло то, что осталось от объекта в 2000 году, заполнил как мог. А как обстоят дела с фантазией и подходом к любому делу у любой государственной организации на постсоветском пространстве знают все.

17. Массивные гермодвери, представляющие собою сварные створки (из проката и листовой стали), заполненные бетоном. Вес одной такой створки составляет 10 тонн. Кроме них также сохранились в оригинале кронштейны электропроводки, которые можно заметить на фото - до них мародеры тоже не дотянулись.

18. В самом первом помещении выставлена техника, призванная рассказать о строительных методах применяемых при постройке объекта. Проходка туннелей при строительстве штолен проводилась буровзрывным методом. После очередного подрыва породы, грунт вывозили по ночам на баржах в море. Затем в образовавшейся полости устанавливался металлический каркас, который обкладывали деревом и пространство между деревянными досками и породой заливали бетоном.

19. Основной транспортный коридор объекта, длиной 300 метров, ведущий на территорию производственных площадей. В коридорах были проложены рельсы для транспортировки транспортных тележек с торпедами.

20.

21. Выход на преддоковую площадку. Площадка предназначалась для подвоза материалов, необходимых для ремонта подводных лодок. В этом помещении находился огромный расточный станок с фундаментом, длиною 15 метров, предназначавшийся для расточки сальников гребного вала подводной лодки. Тут же была стоянка электрокаров и спуск в насосную станцию для откачки воды из сухого дока при доковании подводной лодки.

22. На производственных площадях завода "Металлист" размещались: станочный парк, участки для проверки оборудования подводных лодок, складские и служебно-бытовые помещения а также пекарня, лазарет, столовая, узлы связи. В случае войны подземная база подводных лодок могла принять руководство, весь рабочий и обслуживающий персонал базы а также команды подводных лодок и обеспечить им полностью автономную жизнь на протяжении 30 дней.

23. Корпус корабельной мины и тележка для ее транспортировки.

24. Автомат по разливу газировки с которым все фоткаются. Будучи ребенком, я успел застать эти автоматы в моем родном городе и летом очень любил покупать в них газировку, особенно с сиропом. К середине 90-х они полностью исчезли.

25. А вот еще одно из интереснейших мест подземной базы - сухой док, длиною 102 метра. Перед постановкой подводной лодки на ремонт, док заполняли водой, выравнивая уровень воды в доке и канале. Затем батопорт, закрывающий вход в сухой док, отводили в сторону и подводная лодка заходила в док, после чего батопорт закрывали и откачивали воду из доковой камеры. Откачка воды мощными насосами занимала около 4-х часов. Лодка становилась на кильбоки, обшивалась строительными лесами и начинался ее ремонт.

26. Сейчас тут выставлен макет подводной лодки, для ремонта и обслуживания которых была предназначена эта база. Это место стало бы в разы атмосферней, если бы вместо макета в сухом доке находилась настоящая подводная лодка, в идеале открытая для посещения. Уверен, находись такой объект в какой-либо из европейских стран, именно так все и было бы. Но в Украине все несколько иначе. Несмотря на то, что в Севастопольской бухте догнивают несколько подводных лодок, которые рано или поздно будут порезаны на металл, пригнать и поставить одну из них в эту подземную базу никто и никогда не додумается. Хочется верить, что я ошибаюсь.

27. Подземный канал, вдоль которого мы проплывали на катере, ведущий к северному порталу базы.

28. А вот и выход в открытое море. Красота!

29. За стеной, идущей вдоль канала, расположены складские помещения. Доступа к ним нет, на железных дверях висят замки.

30. Переходим на другой берег подземного канала - тут располагается вторая часть подземной базы - арсенал или Объект 820. В нем хранились боеголовки для торпед и ракет, в том числе и ядерные. С тех пор, как была произведена первая закладка в 1959 году тут хранились ядерные заряды шести видов, суммарной мощностью более мегатонны. В 1992 году с обретением Украиной безядерного статуса все ядерное оружие с объекта было вывезено в Россию.

31. Шлюзовая камера арсенала, состоящая из противоатомных гермостворок с внешней стороны арсенала и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Внешние гермодвери весом по 10 тонн каждая и толщиной 60 см, способны выдержать давление до 60 атмосфер.

32.

33. Электропривод, закрывающий и открывающий створки гермодвери. Их тут два по одному на каждую створку.

34. Защитная герметичная дверь из листовой стали. По периметру она имеет резиновую прокладку, благодаря чему обеспечивается полная герметизация объекта 820. Чтобы не открывать дверь каждый раз, в ней предусмотрена калитка для прохода персонала. Вес двери 480 кг оказался неподъемным для мародеров и дверь сохранилась до нашего времени.

35. На территории арсенала выставлена экспозиция, посвященная военно-морскому флоту. В основном это модели боевых кораблей и подводных лодок, никакого отношения к объекту не имеющие и различные детали подводных лодок. Модели подводных лодок, выставленные тут, просто не смогли бы войти внутрь базы из-за своих габаритов. Ведь в скором времени после постройки подземной ремонтной базы она уже устарела. Подводные лодки к тому времени сильно изменились и увеличились в габаритах. Так что базу собирались даже закрыть и, по непроверенной информации из интернета, Хрущев, во время визита в это место, хотел организовать тут склад для хранения вина, в то время как объект был достроен на 90%, но его удалось переубедить.

36. Модель самой большой в мире подводной лодки проекта 941 "Акула".

37. Идем в самую главную и интересную часть арсенала - в хранилище ядерных торпед.

38. Эта часть арсенала являлась секретной и доступ в нее имели лишь расчеты состоящие исключительно из офицеров и мичманов. Именно тут осуществлялось хранение головных боевых частей изделий и проводились регламентные работы по их обслуживанию. Двери в стене в левой части фотографии ведут в подсобные помещения, в которых хранился инструмент, измерительная аппаратура и запасные части.

Но что тут делают эти информационные стенды, посвященные Вооруженным Силам Украины выполненные в лучших традиция социалистической пропаганды? Какое отношение имеют эти самые силы к этому объекту? Дремучий совок, к сожалению, жив и процветает.

39. Соседнее помещение - самое крупное в арсенале с рабочей площадью 300 квадратных метров. Тут проводилась сборка боеголовок. Сейчас тут располагается самая крупная экспозиция музея, посвященная флоту. Честно говоря, экспозиция довольно скучная и смотреть тут нечего.

40. Фрагмент корпуса подводной лодки. Вместо всей этой унылой экспозиции лучше бы поставили в подземном доке одну из ржавеющих подводных лодок.

41.

42.

43. Что в этом музейном комплексе прекрасно - это то, что везде можно совершенно свободно гулять. Для того, чтобы никто ничего не трогал и не лез туда, куда не полагается, в каждом из подземных залов дежурит охранник.

45. Центр арсенала. На фото поворотный круг для изменения направления движения транспортных тележек, на которых перевозили контейнеры с боеголовками. Вес одной такой тележки 996 кг, грузоподъемность 7 тонн. В соответствии с требованиям техники безопасности, тележки перемещались вручную.

46.

47. К посещению доступны далеко не все помещения подземной базы. Та часть, что недоступна для осмотра публикой, выглядит примерно так:

48. Техническая площадка на которой находились пульты управления системами вентиляции и кондиционирования воздуха, понижающая подстанция, служебные помещения, кладовая, медпункт и компрессорная. Тут также есть еще и подземный уровень на котором раньше размещались системы автономного жизнеобеспечения: дизель-генераторы, холодильные машины и кондиционеры. Доступа туда посетителям нет, потому что подземный уровень выглядит так, как помещения на предыдущей фотографии.

49.

50. Фильтровентиляционная установка. Учитывая то, что находится она прямо возле выхода, установлена она была уже после разграбления базы, иначе бы ее утащили одной из первых.

51. Для поддержания температурно-влажностного режима все двери арсенала были закрыты. Для прохода рабочих был предусмотрен небольшой коридор в обход противоатомных гермоворот. Коридор закрывался такими вот дверями.

52. На этом обход музейного комплекса заканчивается. Выход из него был хорошо замаскирован такой вот надстройкой.

53. Со стороны улицы все это закрывает высокий забор.

54. Возле выхода из подземного комплекса лениво тусуются местные кошаки.

55. Гора Таврос, под которой расположился этот уникальный в своем роде подземный комплекс. Это фото дает отличное представление о масштабах объектов, расположенных внутри горы. Красными точками я отметил места, которые уже показывал на фотографиях выше. Левая точка - северный портал для выхода лодок в акваторию Черного моря. Центральная точка - вход для персонала в объект 820 - арсенал. Он же на фотографиях 52-53. Правая точка - вход в подземный канал, через который подлодки заплывали внутрь базы из бухты. Сказать, что масштабы впечатляют - ничего не сказать!

Ну и в завершении немного мыслей по поводу этой невероятной подземной базы. Безусловно радует тот факт, что объекту не дали пропасть и превратиться в сеть заброшенных и заваленных мусором подземных нор, как это произошло с еще одним не менее масштабным объектом в Крыму. Тут создан музейный комплекс и каким бы он не был, есть надежда, что со временем он будет развиваться и улучшаться. Другое дело, что сейчас им управляют совковые чинуши из Министерства обороны, пик интеллектуальных способностей которых - это покрасить стены, повесить плакаты и провести освещение. У музея такого масштаба нет даже официального сайта!!! - и это в двадцать первом веке! О чем тут можно говорить! К сожалению, это типичная картина для постсоветского пространства - все, что находится в руках государства не развивается, а в худшем случае разваливается и деградирует. Про унылые экспозиции не имеющие в 90% вообще никакого отношения к этому месту я уже упоминал.

Я посетил много музеев на западе и видел, как должен выглядеть хороший музей. А музей с таким громадным потенциалом как эта подземная база способен снискать мировую известность и стать такой же визитной карточкой Крыма, как Эйфелевая башня - символом Франции. Может не самое корректное сравнение, но суть ясна. Это место должно быть не военно-морским музейным комплексом, а музеем холодной войны. Внутри должна стоять одна, а лучше несколько подводных лодок, открытых для посещения. В огромных залах должны находиться проекторы с трансляцией фильмов об атомных испытаниях, о Карибском кризисе, и прочей видеохроникой, рассказывающей о противостоянии двух супердержав СССР и США. Должно быть больше интерактива, должны быть звуковые и световые эффекты и еще много чего, например, помещения, которые можно арендовать для празднования торжества, свадьбы либо юбилея какого-либо предприятия или фирмы. Важные мероприятия города тоже могут проводиться в подземном комплексе. Ведь все это приносит деньги, которые можно пустить на совершенствование музея и создает дополнительную рекламу. Я писал о том, какой невероятный музей сделали немцы в обычной - месте, уступающему этой подземной базе в десятки раз.

Но всего этого не будет, потому что это Крым. Как и везде на постсоветском пространстве тут не принято вкладывать деньги в развитие и создание прекрасного, в улучшение того места, где ты живешь. Хозяйственный подход у государственных функционеров, продолжающих худшие традиции совка, отсутствует начисто. Но все же мне очень хочется верить, что у бывшей подземной базы для ремонта и обслуживания подводных лодок впереди большое будущее, что она будет развиваться и однажды превратится в жемчужину крымского музейного ландшафта, известную во всем мире.

Напоследок пару ссылок для особо любознательных на другие отчеты об этом месте:

Балаклава для туристов это не только бухта, яхты и лазурное море, но еще и неповторимое по своей сущности место - некогда военный секретный объект холодной войны, а сейчас военно-морской музейный комплекс "Балаклава" или попросту музей подводных лодок.

После Второй Мировой войны обе сверхдержавы - СССР и США наращивали свой ядерный потенциал. Тогда Сталин отдал Берии, который курировавал в то время «ядерный проект», секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус - город превратился в закрытый район Севастополя. Комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961. Название 825 ГТС не случайно. 825 возникло от перевернутого номера строительного управления 528, а ГТС - гидротехническое сооружение или для конспирации городская телефонная станция.

Вход в канал со стороны бухты перекрывал 150-ти тонный батопорт, который накачивался воздухом и отводился в сторону. На южной стороне канала находится такой же. Его откупоривали, когда необходимо было выпустить подлодку в море.

Объект функционировал на протяжении 32 лет до 1993 года, пока Советский Союз не распался. Независимая Украина объявила себя безатомной страной и данный комплекс стал не нужен. В период с 1993 до 2002 года без охраны он активно разворовывался, пока там не решили сделать музей, который открылся в 2004 году.

На входе фотографии с времен, когда объект еще активно работал.

Входной портал для персонала. Температура на объекте 12-15 градусов + высокая влажность, поэтому обязательно возьмите с собой теплые вещи.

Перед посещением объекта нам объясняют технику безопасности...

И историю строительства объекта. Строили его сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

Для погрузки разрыхленной породы в вагонетки использовалась породопогрузочная машина ППН-1С

Главная галерея, ведущая к сухому доку.

Данный объект в случае нападения во время холодной войны должен был служить и убежищем. Об этом свидетельствовали сохранившиеся надписи на стенах проходов.

Минно-торпедная часть, которая была сдана в эксплуатацию в декабре 1962 года.

Участок испытания торпед на герметичность имел бассейн-кессон для "купания" торпед. Дно кессона подсвечивалось фонарями, чтобы хорошо были видны пузырьки воздуха в местах разгерметизации.

В главной производственной части осуществлялась заправка торпед энерго-компонентами: керосином, водой, перекисью водорода.

На выходе из МТЧ - участок сдачи торпед на подводные лодки.

На первой фотографии запечатлен момент погрузки торпед в подводную лодку, на второй балаклавская бухта.

Вдоль прохода размещена небольшая выставка, где рассказывается о подлодках, которые служили и служат в ВМФ СССР и РФ.

Пришли на преддоковую площадку. Здесь когда-то дислоцировался ремонтный завод подводных лодок "Металлист".



В углу одиноко стоит смешная на вид сверхмалая подводная лодка "Тритон - 1М" - носитель легководолазов. Предназначалась она для подводной доставки водолазов в в районы проведения специальных операций ВМФ, исследовательских работ, спасательных операций, осмотра и ремонта подводных сооружений.

Морской канал внутри объекта. В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3000 человек.

Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Сухой док - особое гидротехническое сооружение спеццеха. Представлял собой бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом), предназначался для ремонта и технического обслуживания корпуса корабля.

В наполненную водой камеру дока заводили подводную лодку, закрывали затвор и в течении 4-х часов откачивали воду, пока корабль не встанет на кильблоки - специальные опоры. Далее в течении дня подлодка обшивалась лесами и начинался ее ремонт, которы в среднем составлял 3-4 недели.

Макет средней торпедной дизель-электрической подводной лодки Проект 613.

Слева видим погрузочную площадку.

Пошли в сторону ядерного арсенала - объект 820 РТБ. Это ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами

Вход в объект преграждают два вида ворот. Желтые ворота защитные из листового металла с бетоном внутри весом 10 тонн каждая на случай бомбового удара. Красные герметичные специальные для защиты от радиации, ядовитых газов и воды.

Освещение на случай ЧП.

Чувствуешь в этот момент себя жутковато, хотя и понимаешь, что никакого авиаудара по объекту не могло быть.

Выставка, посвященная военным преступления США.





Первый зал - ядерное хранилище. Вдоль стены скромно стоит Крылатая ракета Х-22 (Буря).

Перевозкой малых ракет производили на такой тележке, которая стоит на поворотном круге.

Такая тележка весит 996 кг с грузоподъёмностью 7 тонн и при этом перемещалась вручную.



Техническая площадка, которая сейчас используется как музей.







Поводная лодка 690 "Кефаль" в разрезе. Тут видно внешню оболочку и внутреннюю. Пространство между ними использовалось для наполение баластом.

Музей в Балаклаве будет очень интересен всем, кто интересуется военной техникой и историей. Я остался под огромным впечатлением, прикоснувшись к военной и государственной тайне времен СССР.

Объект 825ГТС расположен в пределах населенного пункта Балаклава - части городского округа Севастополя. Бывший военный объект расположен на Южном берегу Крыма на побережье Балаклавской бухты - одной из наиболее удобных для размещения надземных и подземных кораблей во всем Крыму. Точный адрес - Крымский полуостров, г. Севастополь, Балаклава, ул. Таврическая набережная, д. 22.

Как добраться

Чтобы добраться до Балаклавы на личном автомобиле, нужно выехать из Севастополя в восточном направлении на трассу Н19 Ялта - Севастополь. Через 1 км после развязки «Ялтинское кольцо» нужно взять правее и с основной дороги съехать на трассу, ведущую в Балаклаву. Далее следует двигаться в южном направлении по ул. Крестовского.

Вторая трасса, ведущая в Балаклаву из Севастополя - Балаклавское шоссе. Этот путь больше подходит для тех путешественников, которые едут в Балаклаву из южной части Севастополя. Балаклавское шоссе начинается от рынка «5-й километр» на юго-востоке Севастополя. После выезда из городской черты на развязке нужно взять правее и повернуть на улицу Новикова, ведущую прямо в центр Балаклавы. Оба варианта маршрута при отсутствии пробок займут не более 15-20 минут.

При въезде в Балаклаву нужно продолжать двигаться на юг в сторону моря. При приближении к Балаклавской бухте следует держаться правее, так как Таврическая набережная, где находится музей, располагается на западном берегу бухты.

Добраться общественным транспортом в Балаклаву не составит проблем. От остановки «5-й километр» в Севастополе до Балаклавы ходят автобусы и маршрутки №9, №94, №99. В Балаклаве необходимо выйти на остановке «Оболонь». От остановки до места назначения можно дойти пешком за 10-15 минут.

История музея холодной войны

Объект 825ГТС изначально предназначался для размещения подводных лодок Черноморского флота СССР. Впоследствии с развитием ядерного вооружения секретная база субмарин в Балаклаве стала одной из гарантий ответного удара в гипотетической ядерной войне между Советским Союзом и США.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР была принята доктрина, предусматривающая защиту критически важных объектов от ядерных ударов. Балаклава как пункт размещения подводных лодок Черноморского флота стала местом строительства противоядерного объекта, способного выдержать ядерный взрыв мощностью в 100 кт.

Плюсы Балаклавской бухты были неоспоримы: она достаточно глубока (от 10 до 35 м) для прохода подлодок, длинна - около 1,5 км и прикрыта с обеих сторон скальными выступами. Для размещения подземной базы руководство проекта выбрало гору Таврос на западном берегу Балаклавской бухты.

Строительство подземной базы субмарин началось в 1953 году и продолжалось 10 лет. В 1961 году был закончен объект 825ГТС - ремонтная часть, в последующие 2 года были введены минно-торпедное отделение и объект 820 - место хранения ядерного оружия. Первоначально комплекс строили военные, однако из-за сложности подземного строительства дальнейшее возведение было поручено работникам «Метростроя».

Для большей секретности подземная база строилась под кодовым названием 825ГТС. Официально здесь возводилась балаклавская телефонная станция, что и дало название второй части объекта (ГТС). Сам город Балаклава с населением в 18 тыс жителей был закрыт для свободного посещения, его имя было стерто со всех карт. Балаклава была передана в подчинение Севастополю и стала закрытым районом города.

База стала местом размещения и обслуживания подлодок 613-го и 633-го проектов. Появление подводных лодок более новых поколений, которые по своим размерам и характеристикам не могли помещаться в доки базы, поставило вопрос о переоборудовании или закрытии объекта. Однако этот вопрос так и не был решен.

На протяжении нескольких десятков лет объект 825ГТС оставался основной базой размещения субмарин ЧФ СССР и местом хранения и оборудования подлодок ядерным оружием. После развала СССР и раздела Черноморского флота между РФ и Украиной объект достался украинской стороне. С 1992 года база была оставлена, охрана снята, а ее основные ценности были разграблены мародерами. На протяжении десятка лет единственными посетителями объекта были охотники за цветным металлом и любители экстремальных ощущений.

В 2000 году объект перешел под управление ВМС Украины, однако лишь 3 года спустя на объекте появилась охрана, тогда же здесь был оборудован музейный комплекс «Балаклава». В 2014 году вместе со всем полуостровом объект перешел под юрисдикцию России.

Как попасть на объект

Сейчас на бывшей базе субмарин размещен Балаклавский музейный комплекс, принадлежащий севастопольскому Музею фортификационных сооружений. Бывший секретный объект сейчас доступен для посещения всем желающим, для этого нужно оплатить экскурсионные билеты. Посещающим доступны два варианта экскурсий:

  • пешеходная прогулка продолжительностью 1 час 20 минут протяженностью 900 м;
  • получасовая экскурсия на катере по 600-метровому судоходному каналу.

Водная экскурсия доступна в летний период с мая по октябрь, пешеходная - в любое время. Стоимость обоих видов экскурсий одинаковая.

Что внутри базы подводных лодок в Балаклаве

Подземная база субмарин в Балаклаве состояла из 4 сооружений:

  • гидротехническое сооружение - канал и сухой док (объект 825ГТС);
  • минно-терпедная часть, предназначенная для подвоза вооружения субмарин;
  • объект 920 «Арсенал» - место хранения ядерного оружия;
  • топливное хранилище.

Несмотря на то, что формально объектом 825 ГТС являются лишь подземный канал и сухой док, сейчас под этим именем обычное понимается все подземное сооружение в комплексе.

Общая площадь подземных помещений базы - более 5 тыс. км². Однако туристам открыты далеко не все из них - многие помещения заброшены и представляют опасность для посетителей, другие до сих пор засекречены. Однако большую часть бывшего сверхсекретного объекта можно посетить.

Общий туристический маршрут по всем подземным сооружениям составляет 900 метров. Самая впечатляющая часть подземного комплекса - туннель для входа и выхода подводных лодок. Вход и выход оборудованы 150-тонными батопортами - затворами для заполнения канала водой.

Залы музея

Сейчас в музейном комплексе доступны несколько залов с экспозициями. Пешеходная экскурсия начинается от восточного входа в комплекс.

    Первый транспортный зал, в котором расположена экспозиция «История строительства подземного комплекса» и «Подземный Севастополь». Здесь зрителям представлена техника, с помощью которой проводились буровзрывные работы, а также техника для вывоза горной породы.

    Главный транспортный коридор имеет протяженность 300 метров. На полу транспортного коридора установлены рельсы для перевозки тележек с торпедами. Здесь же можно осмотреть макет торпеды субмарины. В транспортном коридоре располагается выставка «Подводные силы России».

    Преддоковая площадка - место размещения станков и материалов, необходимых для ремонта субмарин. Сейчас на площадке размещена сверхмалая подводная лодка проекта «Тритон 1М».

    Сухой док для ремонта субмарин протяженностью 102 метра. В сухом доке расположен макет подводной лодки проекта 613.

    Главный подземный канал для входа субмарин протяженностью 600 метров, глубиной 8 метров и шириной от 16 до 22 метров. При экскурсии на катере туристы проплывают по каналу от входного батопорта до южного батопорта.

    Переход к арсенальной части музея - бывшему месту хранения ядерного оружия (объект 820). Арсенальная часть музея начинается с экспозиции ЦКБ «Черноморец». Перед входом в арсенальную площадку установлены защитные двери. Каждая створка которых достигает веса в 10 тонн. Здесь можно осмотреть макет тяжелого авианесущего крейсера «Киев».

    Следующий зал расположен в цехе регламентных работ «Арсенал» и посвящен экспозиции «История подводных сил ЧФ». Здесь можно осмотреть макет торпеды с ядерной боеголовкой, макет крылатой ракеты X-22 и макет атомохода проекта 941 «Акула».

    В следующем зале размещена выставка «Подводные силы ЧФ в годы Великой Отечественной войны». Зал расположен в бывшем помещении хранилища ядерных зарядов.

    Зал, расположенный в помещении бывшей технической зоне «Арсенала». Во время существования базы здесь располагались служебные и технические помещения, пульт управления и т. д.

    Выход из арсенальной части и подземного комплекса в целом. На выходе расположен палубный штурмовик ЯК-38, базировавшийся на авианесущем крейсере ЧФ.

Понравилась статья? Поделитесь ей