Контакты

Линии силы излучают благотворную энергию. Ley линия - Ley line Лей линии земли

Линии лей

Линии лей - предположительно линии по которым расположены многие места, представляющие географический и исторический интерес, такие как древние памятники и мегалиты, природные хребты, вершины и водные переправы. Их существование было предложено в 1921 году археологом-любителем Альфредом Уоткинсом.

Уоткинсом позже разработана теория, что эти линии были созданы для удобства сухопутного перемещения и навигации во времена неолита и существовали на на протяжении тысячелетий. В последнее время термин линии лей стал связан с духовным и мистических теориями о форме земле, включая китайский фэн-шуй.

Понятие «линии лей» обычно приписывается Уоткинсу, хотя стимулы и предпосылки для концепции были предложены английским астрономом Норманом Локьером.

30 июня 1921 года Уоткинс посетил деревню Блэкуордайн графстве Хирфордшир. Он с удивлением обнаружил, что несколько холмов с древними руинами, можно было соединить прямой линией. Воображение позволило ему увидеть систему прямых линий, соединявших все окрестные примечательные места.

Несколько лет спустя Уоткинс написал следующие слова, скорее всего отражающие его впечатления в тот летний день:

«Представьте себе волшебную цепь, протянутую от одного горного пика к другому, насколько хватает глаз, а затем вытравленную таким образом, чтобы она прикасалась к „высоким местам“ земли в ряде хребтов, холмов и косогоров. Затем представьте курган, круглый земляной вал или рощу деревьев на этих вершинах, а в низменных участках долины - другие курганы, окруженные водой, которая видна даже на большом расстоянии. Время от времени путь отмечают огромные стоячие камни, а на высоком берегу, ведущем к подножию горного хребта или вниз, к речному броду, - глубоко врезанную тропу, которая как будто образует направляющую метку на линии горизонта, когда вы поднимаетесь вверх».

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Линии лей" в других словарях:

    Исполнение австралийской этнической музыки в музее Сиднея. Австралийская народная музыка это музыка австралийских аборигенов и аборигенов островов Торр … Википедия

    Стрэтэйрн, Дэвид Дэвид Стрэтэйрн David Strathairn Имя при рождении: David Russell Strathairn Дата рождения: 26 января 1949(1949 01 26) (61 год) … Википедия

    Дэвид Стрэтэйрн David Strathairn Имя при рождении: David Russell Strathairn Дата рождения: 26 января 1949(1949 01 26) (63 года) … Википедия

    Человек сова, также известный как корнуэлльский человек сова или человек сова из Мавнана, существо криптид, которое якобы наблюдалось в середине 1976 года в деревне Мавнан, Корнуолл. Человека сову в криптозоологической литературе иногда… … Википедия

    История Румынии … Википедия

    Metroul Bucureşti … Википедия

    Куэн лунь, Кун лун (Kouen loun, K. lun, Kuo lun и Koul koun франц. географов; Künlun, Kuen Luen, Kwen lun немецких, Kuenlün, Kwenlun английских). Название К. лунь встречается в летописях (книга Sükung) китайской истории за 2300 лет до Р. Хр., как … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Банкротство - (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

    ГОЛОВНОЙ МОЗГ - ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Содержание: Методы изучения головного мозга..... . . 485 Филогенетическое и онтогенетическое развитие головного мозга............. 489 Bee головного мозга..............502 Анатомия головного мозга Макроскопическое и… …

    НЕРВЫ ЧЕЛОВЕКА - НЕРВЫ ЧЕЛОВЕКА. [Анатомия, физиология и патология нерва см. ст. Нервы в томе XX; там же (ст. 667 782) рисунки Нервы человека]. Ниже приведена таблица нервов, освещающая в систематическом порядке важнейшие моменты анатомии и физиологии каждого… … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Сакральная сила Земли и Неба: Драконы, Фэн-Шуй, НЛО, Биоэнергетика и Геомантия , Джойс Харгривз, Дэнни Салливан, Хью Ньюман и др.. Слово "геомантия" происходит от греческого γεωμαντεία и означает" предсказание по земле", искусство получать откровения и понимать ситуацию при помощи оккультных техник, относящихся к земле.…

Первооткрыватель леев.

Прошло уже более 75 лет с тех пор, как Альфред Уоткинс во внезапной вспышке озарения стал создателем идеи о леях. Археолог-любитель, фотограф и знаток сельской Англии, Уоткинс посетил деревню Блэкуордайн в своем родном графстве Хирфордшир в один из летних дней 1921 года. Взглянув на свою карту, он с удивлением заметил, что несколько вершин холмов, увенчанных древними руинами, можно было соединить прямой линией. Им овладело странное чувство, и разыгравшееся воображение позволило ему увидеть гигантскую систему прямых линий, соединявших все примечательные места в окрестностях.

Вершины холмов, церкви, стоячие камни, перекрестки дорог, средневековые замки, погребальные курганы, старинные колодцы и другие освященные временем места представали перед ним в переплетении линий, образующих сложную систему, похожую на паутину. Несколько лет спустя Уоткинс написал следующие слова, скорее всего отражающие его впечатления в тот летний день:

"Представьте себе волшебную цепь, протянутую от одного горного пика к другому, насколько хватает глаз, а затем вытравленную таким образом, чтобы она прикасалась к "высоким местам" земли в ряде хребтов, холмов и косогоров. Затем представьте курган, круглый земляной вал или рощу деревьев на этих вершинах, а в низменных участках долины - другие курганы, окруженные водой, которая видна даже на большом расстоянии. Время от времени путь отмечают огромные стоячие камни, а на высоком берегу, ведущем к подножию горного хребта или вниз, к речному броду, - глубоко врезанную тропу, которая как будто образует направляющую метку на линии горизонта, когда вы поднимаетесь вверх".

Для Уоткинса понятие о системе прямых линий, соединяющих точки древнего ландшафта, было чем-то гораздо большим, чем игра воображения. Напряженная работа над составлением карт для Военно-геодезического управления и полевые наблюдения убедили его в том, что "особые места" древней Британии действительно были расположены вдоль прямых линий.

Работа Уоткинса о леях, как он назвал эти линии, вызвала маленькую сенсацию, когда она появилась в виде книги, озаглавленной "Старый прямой путь", в 1925 году. Археологи энергично отрицали "нелепое" предположение о том, что древние люди были способны проложить огромную сеть линий по всей стране. В 1927 году, когда был основан ведущий британский археологический журнал "Аntiquity", его издатель отказался рекламировать книгу Уоткинса. Эта антипатия существует и в наши дни.
В то же время Уоткинс имел сотни преданных последователей, "охотников за леями", которые проводили много увлекательных часов, прослеживая ориентировки между древними курганами и монументами в сельской Англии.
На него произвел особенно сильное впечатление тот факт, что от большого кургана, известного под названием "Замок", можно было провести линии, точно проходившие через северные и южные края трех поселений железного века (Твин-и-Гаэр, Фенни-Фах и Пен-и-Краг).

Что такое леи?

Охота за леями привлекает людей с разным уровнем образования и интересов, от восторженных поклонников мистиков и оккультных наук до убежденных скептиков вроде доктора Дона Робинса, химика-исследователя из Института археологии при Лондонском университете. Робинс прочитал книгу Уоткинса из праздного интереса, а потом приехал на выходные дни в Хирфордшир и решил проследить некоторые из предполагаемых леев просто для развлечения. К своему удивлению, он обнаружил, что ориентировки не только существовали на самом деле, но и были "невероятно точными, с погрешностью не более нескольких ярдов в каждую сторону".

Робинс продолжил свои полевые изыскания на границе Уэльса. На основании базовых леев, уже определенных в этом районе, он предсказал наличие других узловых точек и обследовал линии в надежде обнаружить их. Конечно, он нашел приметные валуны, которые, по всей видимости, отмечали путь.

У многих людей есть сходный опыт. Проследив или обнаружив леи с помощью несложной методики наложения поверочной линейки на три или четыре характерные точки на крупномасштабной карте, они находили в полевых условиях другие точки, не обозначенные на картах. Для практичных "охотников за леями" это убедительное доказательство того, что они не гоняются за призраками, а изучают остатки систематической работы наших предков по расположению важных общественных и священных мест вдоль прямых линий, с какой бы целью это ни делалось. Но почему тогда, если охота за леями имеет успех, сама идея Уоткинса остается презираемой археологами?

Спор о самом существовании леев едва не затерялся в потоке гипотез об их природе и предназначении. Уоткинс интерпретировал леи в ясных и простых терминах, резко контрастировавших с утверждениями более поздних авторов. Его леи имели чисто практическую природу и символизировали одно из самых ранних открытий человечества: кратчайший путь между двумя точками проходит по прямой линии. Уоткинс считал, что леи возникли как доисторические торговые пути для перевозки соли, кремня и керамических изделий. Лишь впоследствии они приобрели культовое значение.

Многие последователи Уоткинса в деле "охоты за леями" этим не ограничились. Вместо того чтобы видеть в леях проявление человеческой деятельности, разного рода теоретики (с 1960-х годов и далее) описывали их как "линии космической силы", пути движения неизвестной энергии, протекающей по местности. Основная идея заключалась в том, что люди в доисторические и древние времена ощущали энергию линий и располагали свои монументы соответствующим образом. Многие считали, что лозоходство помогает определить направление потоков таинственной "земной энергии". Часто предполагалась связь с НЛО, где леи играли роль эфирных трамвайных линий, снабжающих энергией инопланетные корабли.

Такие рассуждения теоретиков Новой Эры не вызывают восторга у археологов, которые - плохо это или хорошо - стараются ограничивать свои исследования доказуемыми фактами. Очевидные успехи "охотников за леями" в полевых условиях тоже не слишком убеждают скептиков. Хотя один из критериев достоверности научной теории является ее способность предсказывать результаты будущих экспериментов, что и произошло с Робинсом, открывшим четыре "указательных камня", нескольких таких случаев еще недостаточно для доказательства существования леев. Скептики обоснованно полагают, что если у человека есть излюбленная теория, ему нетрудно собрать данные в ее поддержку. Они указывают на десятки случаев в истории науки, когда результаты экспериментов успешно "предсказывались" на основании неверной научной модели. На самом деле реальным тестом на достоверность научной гипотезы является не ее возможность привлекать доказательства в ее поддержку, а возможность опровергнуть ее. Итак, если утверждается, что прямая линия, соединяющая несколько древних монументов, не является простым совпадением, мы можем опровергнуть такое утверждение?

Уоткинс сам пытался справиться с этой проблемой:

"Когда мы говорим о том, что курганы, границы, маяки и межевые камни расположены по прямым линиям во всей Британии, на самом деле важно лишь одно обстоятельство: появились ли эти линии в результате случайного совпадения, своеобразного фантома воображения, или же по замыслу человека".

То, что его теория могла оказаться огромным мыльным пузырем, сильно беспокоило Уоткинса, и он решил провести простую статистическую проверку. Взяв карту района окрестностей Андовера в графстве Гемпшир в Южной Англии, он насчитал 51 церковь и стал искать леи между ними. Он обнаружил 38 линий, соединявших три церкви, 8 линий, соединявших четыре церкви, и одну линию, соединявшую пять церквей.

Для грубой проверки Уоткинс как попало нанес на лист бумаги размером с карту 51 чернильную точку и насчитал 34 совпадения для трех точек, но лишь одно совпадение для четырех точек. Для пяти точек совпадений вообще не было; Уоткинс был удовлетворен результатом. Он пришел к выводу, что линии, соединявшие только три точки, могут быть случайными, но построения из четырех точек убедительно указывают на то, что мы имеем дело с неким замыслом, а не с игрой случая".


Разумеется, пять точек на одной линии были еще более сильным аргументом. Однако археологов это не убедило. В конце концов, если леи предположительно являются остатками доисторической системы, то закономерности в расположении средневековых церквей, даже самые четкие и определенные, не имеют отношения к делу. Это приводит к другой, более широкой проблеме. Исследование Уоткинса о закономерностях расположения церквей в окрестностях Андовера является редкостью среди сотен других описанных им случаев в том смысле, что все узловые точки на линиях образованы монументами одного рода. Все церкви были построены в средние века или позднее. Однако типичная линия лей в представлении Уоткинса и других "охотников за леями" обычно состоит из весьма странного и сомнительного сочетания разных элементов, датируемых совершенно разными периодами: стоячие камни эпохи неолита и бронзового века (воздвигнутые от 3000 до 1000 года н. э.) вписываются в ту же схему, что и земляные форты железного века, построенные за несколько сот лет до н. э., или средневековые церкви.

Отвечая на критику, Уоткинс выдвинул встречный аргумент, согласно которому древние священные места часто использовались повторно с течением времени даже приверженцами других религий. Классическим примером является Иерусалим, наполненный синагогами, мечетями и церквями, построенными за последние две тысячи лет. Способность раннехристианской церкви включать обычаи, празднества и священные места других религий в свою традицию хорошо известна. В 601 году папа Григорий поспал в Британию гонца с интересным указанием для Августина (первого архиепископа Кентерберийского), который тогда пытался обратить в христианство англосаксонских язычников:

"Мы тщательно обдумали состояние дел в Англии и пришли к выводу, что храмы идолов в этой стране ни в коем случае нельзя разрушать. Августин должен уничтожить идолов, но сами храмы необходимо освятить, поставить алтари и разместить там священные реликвии. Таким образам, мы надеемся, что люди, хорошо видевшие, что их храмы не подверглись разрушению, могут отказаться от идолопоклонства и начнут приходить в эти места, как и раньше, чтобы познать и прославить истинного Бога".

Если исходить из предположения, что Августин выполнил задание папы римского, некоторые из наиболее ранних средневековых церквей в Англии должны быть построены на месте языческих храмов.

Линия лей, проходящая через Олд-Сэрам (по рисунку Пола Деверо и Иена Томсона). Узловые точки на линии имеют очень разные датировки, от доисторического монумента в Стоунхендже через форт железного века в Олд-Сэрам до средневекового собора в Сейлсбери.

Конечно, пример Августина возвращает нас лишь во времена англо-саксонских поселенцев в Британии, прибывших туда лишь в начале V века н. э. Но он хорошо иллюстрирует принцип постоянства использования священных мест. Известно, что некоторые христианские церкви были построены прямо на месте расположения мегалитических монументов. Один яркий пример можно наблюдать в городе Аррихинага в Испании, где огромный мегалит находится внутри церкви св. Михаила, построенной на месте его предполагаемого скита. В Северной Англии, во дворе церкви в Радстоне (графство Йоркшир), расположен самый большой стоячий камень на Британских островах высотой 25 футов. Есть много известных примеров, указывающих на то, что память о священных объектах сохранялась у местных жителей, несмотря на изменение религии. Покойный Глен Дэниэл, профессор археологии Кембриджского университета, однажды написал:

"Возможно, это звучит слишком прямолинейно, но мне трудно представить, почему христиане строили свои храмы на месте некоторых мегалитических сооружений, если не существовало настоящей традиции, подчеркивавшей их важное значение как особых и священных мест; - традиции, перешедшей из бронзового века и раннего железного века варварской Европы в исторические времена".

Все это звучит лестно для тех, кто верит, что леи образуют систему, начало которой было положено в доисторические времена. Однако этот аргумент, к сожалению, нельзя превратить в общее правило. Не говоря уже о том, чтобы разобрать сотни церквей и провести раскопки под ними, невозможно сверить предположение, что все они были построены в местах, уже считавшихся священными на заре британской истории. Довод о преемственности религиозной традиции не применим для многих монументов, предложенных Уоткинсом и другими авторами в качестве узловых точек леев. Некоторые земляные укрепления, построенные в железном веке, включали культовые центры, но было бы большой натяжкой утверждать, что это справедливо во всех случаях. А как быть со средневековыми замками и другими абсолютно светскими элементами культурного ландшафта, которые "охотники за леями" уверенно помещают на свои линии? Или, еще хуже то, как быть с неопределенными объектами - например, с прудами или "указательными камнями" (которые могли просто обозначать границы между полями)? Некоторые из них появились в XIX или даже в XX веке.

Принадлежность узловых точек леев к разным периодам историй и наличие множества разных функций всегда было слабым местом "охотников за леями". Как можно доказать, что конкретный элемент ландшафта, включенный в построение - например, природный холм, превращенный в крепость, - представлял собой нечто большее? Никак, если отказаться от логически абсурдного заключения, что он представляет нечто большее, потому что попадает на линию.

Здесь мы вступаем в царство "фантомов", о которых говорил Уоткинс, в область путаных логических доводов, замыкающихся друг на друге. Поскольку никто не может вразумительно объяснить, чем на самом деле являются леи, и лишь немногие "охотники за леями" согласны друг с другом, как можно доказать или опровергнуть их существование? Если леи были созданы человеком, то "доказательства" их существования разбросаны в обозримом историческом периоде продолжительностью 5000 лет и выглядят крайне неубедительно. Если леи не были созданы человеком и их узловые точки отмечают пути движения неизвестной земной или космической энергии, "доказательство их существования представляет собой все ту же неубедительную мешанину различных построек и монументов, сооруженных за тысячи лет людьми, которые испытывали осознанное или неосознанное влечение к подобным местам. Скептики могут с полным основанием утверждать, что на Британских островах, изобилующих археологическими и архитектурными памятниками, многие святилища, монументы и заметные точки ландшафта просто должны располагаться по прямым линиям, хотя бы по чистой случайности.

Это лишь некоторые из проблем, вставших перед исследователями леев в 1970-е годы. С другой стороны, у них было одно преимущество перед Уоткинсом. Благодаря новому методу углеродного анализа было доказано, что культуры, создавшие великие мегалитические монументы по обе стороны Атлантического океана, не зависели от более "цивилизованных" регионов Эгейского моря и Ближнего Востока, как считалось ранее. В то же время работа таких исследователей, как Александр Том, хотя и не подтвердилась в некоторых деталях, навеки рассеяла миф, будто каменные круги в Британии и континентальной Европе сооружены полудикими варварами. Становится все более ясно, что строительство подобных монументов требовало значительного инженерного искусства.

Истинная природа и степень развития "мегалитической науки" остается неясной. Но, по крайней мере, больше никто всерьез не утверждает, что доисторические бритты не обладали достаточными способностями или организованностью для расположения монументов по прямым линиям, даже на больших расстояниях, каким бы бессмысленным ни казалось это занятие из современной перспективы.

В 1970-х годах "охотники за леями" могли сравнить результаты наблюдений Уоткинса в сельской Англии со структурами, существование которых было неопровержимо доказано, но уже не в Европе, а в Южной Америке (линии на плато Наска в Перу и сходные линии в западной Боливии).

Археология больше не может отрицать существования загадок; пора приступить к их обсуждению и интерпретации. Широкое использование аэрофотосъемки позволило обнаружить, что Британия, к примеру, буквально усеяна следами "хенджей", погребальных курганов и других доисторических земляных сооружений в количестве, значительно превосходящем ожидания исследователей. Разумеется, "охотников за леями" очень радует, что их, казалось бы, узкоспециализированное занятие теперь становится частью гораздо более широкой картины. С учетом недавних открытий новое отношение к леям кажется вполне оправданным.

Современное исследование леев возглавляет Пол Деверо, который стал главным редактором английского периодического издания "Лей Хантер" в 1976 году. Преисполнившись решимости раскрыть тайну, Деверо начал составлять каталог всех леев, сведения о которых появлялись в печати, и попросил своих читателей сообщать ему неопубликованные подробности о недавно обнаруженных линиях. Затем Деверо и его коллеги приступили к проверке сотен предполагаемых леев. Для начала они воспользовались подробными картами, чтобы отсеять самые одиозные экземпляры. После нескольких месяцев работы выяснилось, что "эти линии большей частью либо были очень неточными, либо проводились между крайне сомнительными точками, вроде сельских ферм".

Некоторые из наиболее известных леев проходят вдоль дорог. Возможно, самая большая из предполагаемых линий была обнаружена английским писателем Джоном Мичеллом, чья провидческая работа "Взгляд через Атлантику", опубликованная в 1969 году, сыграла ключевую роль в возрождении интереса к леям. Линия лей св. Михаила была открыта Мичеллом, когда он обратил внимание на линейное построение между двумя холмами - Барроубридж-Мамп и Гластонбери-Тор - и направлением на восход солнца в первый день мая.

Отметив, что на вершинах Барроубридж-Мамп и Гластонбери-Тор находились средневековые церкви, посвященные св. Михаилу, Мичелл продолжил линию в обоих направлениях и обнаружил, что она проходит через множество других мест, имеющих ассоциации либо со св. Михаилом, либо с местными преданиями о драконах. Линия проходила от кургана св. Михаила на границе Корнуолла в юго-западной Британии, через Гластонбери и ряд других мест, связанных с именами св. Михаила и св. Георгия, далее через центр крупнейшего доисторического комплекса в Эйвбери и, наконец, через знаменитое аббатство св. Эдмунда в Бери, упираясь в восточное побережье около Лоустофта. Эта линия протяженностью четыреста миль пересекает южную Британию поперек в самом широком месте, что само по себе производит сильное впечатление.

Хота Мичелл утверждал, что линия была "замечательна своей длиной и точностью", на самом деле это не совсем так. Центральный отрезок, проходящий от Барроубридж-Мамп через Эйвбери к церкви св. Георгия в Огбурне действительно очень точен: погрешность составляет не более нескольких ярдов в каждой узловой точке. Однако его продолжения на юго-запад и северо-восток далеко не такие точные; некоторые пункты отклоняются от прямой линии более чем на полторы мили. Это было больше похоже на "коридор", чем на линию, и, не смотря на привлекательность идеи, наиболее прилежным "охотникам за леями" в конце концов пришлось отказаться от лея св. Михаила. (Другой проблемой, которую никто из них не затрагивал, является огромное количество церквей, посвященных св. Михаилу в Южной Англии. Их так много, что между ними можно провести линии практически в любом направлении.)

Линий, выдержавшие картографический экзамен, были проверены в полевых условиях Полом Деверо и его коллегами, Описание 41 лея, которые сочли достойными изучения, было опубликовано в 1979 году в книге Деверо "Пособие для охотников за леями". Он пришел к выводу, что наилучшими потенциальными леями были наиболее короткие линии и что лей должен включать по меньшей мере пять узловых точек (хотя для очень короткой линии было достаточно и четырех).

В тоже время Деверо инициировал серьезные исследования в области статистики, которая всегда была больным местом "охотников за леями". Статистическая формула, недавно выведенная математиком из Кембриджского университета Майклом Берендом, показывает, что случайные линейные построения между точками возникают гораздо чаще, чем можно было бы ожидать. Воспользовавшись формулой Беренда, математик Боб Форрест, известный своим благосклонным отношением к проблеме леев, проанализировал "хорошие" леи, которые Деверо выделил с помощью картографического анализа и полевой работы. Общие выводы, представленные в журнале "Нью Сайентист" в 1982 году, вероятно, были потрясением для многих ревностных "охотников за леями".

"Старое утверждение многих энтузиастов о том, что территория Британии вдоль и поперек исчерчена леями, почти наверняка является ложным… Подавляющая часть работы, проделанной "охотниками за леями" за последние пятьдесят лет, сводилась к выявлению случайных построений и ориентировок".

Тем не менее, Деверо и Форрест полагали, что некоторым линиям все-таки удалось выжить, побывав в жерновах статистики. Несомненно, лучшими из них являются две линии, проходящие через "Стрелы Дьявола": группу из трех стоячих камней бронзового века в окрестностях Барроубриджа в графстве Йоркшир на севере Англии. Эти гигантские монолиты, возможно, воздвигнутые в период между 1800 и 1200 годом до н. э., сами по себе весьма примечательны. При весе около 30 тонн каждый и высоте от 18 до 22 футов, они являются самыми высокими стоячими камнями на Британских островах за исключением монолита в Радстоне. Их название происходит от местной легенды, согласно которой дьявол однажды попытался уничтожить соседний городок Элдборо, а камни были его стрелами, которые пролетели мимо цели.

Линия лей от "Стрел Дьявола", проходящая через хенджи Кэна и Хаттон-Мур (по рисунку Пола Деверо и Иена Томсона).

Три камня, расположенные по немного изогнутой линии, образуют исходный пункт для некоторых интересных построений. Одна линия, протягивающаяся на 5 миль в северо-западном направлении, проходит через края двух камней, пересекает Кэна-хендж, погребальный курган и еще один хендж в Хаттон-Мур. Другая линия проходит от центральной "Стрелы Дьявола" через Нанвик-хендж и три хенджа в Торнборо, протягиваясь на расстояние примерно 11 миль. (В отличие от Стоунхенджа большинство доисторических хенджей представляли собой земляные валы, хотя камни иногда использовались для разметки входа.)

Линия лей от "Стрел Дьявола", проходящая через хенджи Торнборо (по рисунку Пола Деверо и Иена Томсона).

Этот комплекс производит очень внушительное впечатление. По расчетам Боба Форреста, вероятность случайного возникновения линейных построений крайне мала. Более того, в отличие от очень неоднородных леев, все монументы на линии "Стрел Дьявола" являются доисторическими: хенджи принадлежат к периоду палеолита (около 3000-2500 г. до н. э.), а курган и стоячие камни - к бронзовому веку (монументы этих двух периодов часто бывают связаны между собой). По выражению Деверо, "было бы мошенничеством утверждать, что это случайное совпадение".

Сочетание леев, проходящих через "Стрелы Дьявола", увеличивает их статистическую значимость (по рисунку Пола Деверо и Иена Томсона).

Пять других предполагаемых леев имели статистически доказанное значение. Для Деверо это обстоятельство стало долгожданным успехом в охоте за леями. Хотя статистика никоим образом не подтверждает "реальность" леев, она в принципе допускает существование некоторых линий. Деверо был убежден, что при наличии достаточных ресурсов он сможет провести дополнительные исследования и определить новые линии, которые не возникли в результате случайного совпадения.

Однако статистика не оказалась спасательным кругом, на который надеялся Деверо. Проблема заключалась в том, что изобретение математических формул для определения случайности или закономерности в линейном расположении объектов было сравнительно новым предприятием. Оно требовалось все более сложного математического моделирования, при котором приходилось принимать в расчет значительное количество факторов. Одну из основных трудностей представляла разница в размере узловых точек, или элементов линейного построения. Некоторые "мишени" (например, стоячие камни) были относительно небольшими, другие (церкви) - более крупными, а третьи (земляные валы и форты) - просто очень большими. Ясно, что расчет вероятности линейного построения объектов с погрешностью в несколько ярдов - это одно дело, но расчет вероятности "случайного попадания" в огромный земляной комплекс вроде холма-форта Олд-Сэрам, занимающего площадь 27 акров, который является одним из излюбленных мест "охотников за леями", - совсем другое. Стоунхендж, другая популярная узловая точка для леев, занимает площадь 2,5 акра, хотя он считается отдельно стоящим монументом.

Вот лишь отдельные факторы, которые приходилось учитывать Бобу Форресту и Майклу Беренду в начале 1980-х годов, когда они продолжили поистине геркулесову работу по статистической оценке леев. Было опробовано несколько методов, включая один, разработанный для документального фильма Би-би-си под названием "Странное происшествие на Старом прямом пути", съемки которого происходили в феврале 1986 года. С помощью специальной программы на компьютере была смоделирована копия крупномасштабной карты с таким же взаимным расположением объектов, как на реальной местности. Эта процедура оказалась очень полезной для оценки "настоящих" леев. Вместе с другими методами она позволила ученым прийти к выводу, что более раннее предположение, согласно которому короткие линии редко бывают случайными, "вполне могло быть совершенно неверным".

Благодаря этому исследованию даже некоторые из первоначальных "статистически значимых" леев стали выглядеть менее убедительно. К ним относились леи в Сейнтбери около Костуолда и Крайгирн в окрестностях Абердина, которые, вместе с построениями от "Камней Дьявола", служили показательными примерами для статьи в журнале "Нью Сайентист". Всего лишь через три года обе эти линии снова были поставлены под сомнение. Наверное, не удивительно, что, приступив к исследованию без всякой предубежденности, Боб Форрест начал терять интерес к предприятию в целом - впрочем, как и Майкл Беренд.

В 1994 году Деверо опубликовал исправленное и дополненное издание своего справочника о леях и с некоторым сожалением упомянул о "кончине" линии в Сейнтбери как о статистически доказанном факте. К этому времени он утратил веру в способность статистики доказать правоту "охотников за леями" и обратился к другим аргументам. Одним из них было то обстоятельство, что ряд леев, протягивавшихся в приблизительно меридиональном направлении, имел сходную особенность; все они включали такие элементы, как "священные холмы", церкви, старинные кресты и одну из гигантских меловых фигур, вырезанных на фоне окружающего ландшафта. Вполне естественно, что скептики остались глухи к этому доводу, в котором автор снова возвращался к идее линий, соединяющих культурные памятники разных исторических эпох.

Деверо выступил с другим, более сильным доводом: он утверждал, что строгий статистический анализ в конечном счете вряд ли уместен для решения этой проблемы. Когда Форрест пропустил лучшие британские леи через свою статистическую мясорубку, осталось лишь два действительно "значимых" примера: те линии, что начинались от "Стрел Дьявола".

Однако, как отмечал сам Форрест в 1981 году; мы должны внимательно относиться одновременно к переоценке и недооценке точности, с которой доисторические люди располагали свои монументы. Возможно, жесткие требования статистического анализа просто не соответствовали требованиям того времени. Предположим ради интереса, что леи были сконструированы доисторическими строителями. Если мы предположим, что они могли сооружать линейные построения с такой же точностью, какая достижима в наши дни - со всеми преимуществами современного картографического оборудования, аэрофотосъемки, детальных карт и компьютерных программ, - то, мягко говоря, перегнем палку.

Проще говоря, хотя статистическая школа исследования леев (поощряемая самим Деверо) позволила выполнить очень важные эксперименты, исследователи, вполне могли выплеснуть младенца вместе с водой.


Так или иначе, лучшие "охотники за леями" сами загнали себя в угол, логически доказав слабую вероятность их существования. Стоит ли тогда ставить крест на этой истории? Может быть, и нет.

Не исключено, что мы можем достигнуть более позитивного результата, если просто откажемся от термина "леи". Прямые линии, которые начинаются от "Стрел Дьявола", почти наверняка возникли не случайно; по некой причине целая группа хенджей и стоячих камней была расположена вдоль двух пересекающихся линий. Следует признать правоту Деверо, утверждавшего, что "такие построения... не возникают на пустом месте".

Однако есть ли необходимость называть "леями" визирные ориентиры между "Стрелами Дьявола" и другими доисторическими памятниками в окрестностях? Линия длиной 8 миль, образованная тремя хенджами в Торнборо и одним в Нанвике, видна достаточно четко. Эти четыре хенджа даже сходны друг другом: каждый имеет два входа - на северо-западной и во-восточной стороне. Археологи согласны с тем, что хенджи расположены в ряд, но, по их мнению, это произошло потому, что все хенджи находятся на дне долины, которая на данном участке тянется почти по прямой линии. Если охотники "охотники за леями" правы, то несколько сотен лет спустя, когда были воздвигнуты "Стрелы Дьявола", одна из них была специально расположена так, чтобы продолжить это построение. Но даже тогда у нас нет веских оснований вводить термин "леи", со всеми ассоциациями, которые он вызывает, - от "прямого пути для торговли солью" Уоткинса до мистических линий земной энергии. "Доисторическое линейное построение с неизвестной целью" - звучит гораздо лучше.

Что касается открытия впечатляющих линейных построений доисторического периода - официальная археология ныне опередила "охотников за леями". Пока последние сосредотачивали свои усилия на анализе постоянно уменьшающегося количества коротких и довольно необъяснимых линий, полевые археологические работы позволили открыть грандиозные линейные структуры, наложенные на ландшафт, по сравнению с которыми леи могут показаться крошечными. Речь идет о курсусах.

Первый курсус был открыт в 1723 году знатоком древностей Уильямом Стакли примерно в полумиле к северу от Стоунхенджа. Стакли считал, что это была римско-британская трасса для лошадиных скачек, и, соответственно, назвал ее cursus (от лат. "ипподром, скаковой круг"). Поскольку курсусы не содержат никаких структур и представляют собой сильно вытянутые прямоугольники, образованные параллельный линиями валов и канав, их трудно обнаружить, если наблюдатель находится на уровне земли. Большинство из примерно 50 курсусов, известных до сих пор, были открыты с помощью аэрофотосъемки за последние несколько десятилетий. Следы, найденные в канавах, позволяют датировать их периодом неолита, между 3400 и 3000 годом до н. э. Длина некоторых курсусов не превышает нескольких сотен ярдов, другие простираются на милю или еще больше. Замечательный образец был обнаружен неподалеку от лондонского аэропорта Хитроу - длиной более двух миль; по сравнению с ним взлетно-посадочные полосы кажутся маленькими.


Курсус в Стоунхендже, с рисунка Уильяма Стакли.

Причина, побудившая людей эпохи неолита соорудить эти огромные структуры, остается абсолютно непонятной, хотя их форма наводит на мысль, что они использовались для религиозных процессий. Раскопки, проведенные на колоссальном Дорсетском курсусе длиной шесть с половиной миль, позволили сделать некоторые выводы. Курсус был построен таким образом, что он включал два более ранних погребальных кургана, известных как "длинные курганы" (из-за их формы); по обе стороны от оконечности курсуса есть еще несколько "длинных курганов". Профессор Ричард Брэдли, археолог из Ридингского университета, предложил рассматривать Дорсетский курсус как доисторическую "Аллею мертвых". Предположительно, духи умерших и тех, кто хотел пообщаться с ними, путешествовали по этим громадным ритуальным переходам. Вопрос о том, были ли все курсусы построены с одной целью, до сих пор обсуждается.

Некоторые курсусы очень прямые - например, тот, что в районе Стоунхенджа. По обе стороны от него расположены погребальные курганы, и, если провести воображаемую линию на восток от оси его северной канавы, она пройдет через другие монументы: мегалит, известный под названием "Кукушкин камень", и Вудхендж, небольшой хендж эпохи неолита, заключавший в центре круг стоячих бревен вместо камней. Это построение впервые было замечено Археологом Дж. Ф. Сю Стоуном в 1947 году. Трудно сказать, имеет ли оно важное значение; район Стоунхенджа так богат древними монументами, что продолжение линии от курсуса, в какую бы сторону она ни была направлена, почти наверняка пройдет через какой-нибудь памятник.

Форма других курсусов далека от прямолинейной. Многие, такие как Дорсетский курсус, представляют собой гигантские полумесяцы, соединяющие еще более древние ритуальные объекты. Некоторые изгибаются то в одну, то в другую сторону по неизвестным причинам. Но среди курсусов, которые идут по прямой линии, как в районе Стоунхенджа, есть такие, которые несомненно "указывают" на другие элементы древнего ландшафта вроде курганов и стоячих камней.

В некотором смысле курсусы являются "настоящими леями", обнаруженными археологами. Забавно, что, если бы они не сохранились в столь осязаемом виде, никакой статистический анализ не смог бы доказать их существование по той простой причине, что они редко бывают совершенно прямыми. Доисторические люди явно не разделяли страсть современных охотников за леями" к прямолинейным построениям. Еще большая ирония заключается в том, что, будучи ритуальными монументами для процессий живых и мертвых, курсусы по своей природе гораздо более таинственны, чем абсолютно прямые маршруты "торговых путей", представавших перед мысленным взором Уоткинса, когда он думал а леях.

Пути для духов?


Пол Деверо, старейшина британских "охотников за леями", недавно рекомендовал отказаться от всеобъемлющего термина леи для оздоровления процесса исследований. К нему присоединился Дэнни Салливан, нынешний главный редактор журнала "Лей Хантер", который, в своей публичной лекции в апреле 1997 года, категорически заявил, что "такой вещи, как леи, не существует". В частности, он осудил распространенную веру в существование леев как маршрутов движения таинственных земных энергий.

Это не означает, что Деверо, Салливан и новые "охотники за леями" отказались от идеи строительства монументов по прямым линиям. Отвергая практику Уоткинса, объединявшего всевозможные прямые линии в одну систему, они, тем не менее, полагают, что прямолинейные построения, принадлежащие к разным эпохам и сооруженные с различными целями, необходимо тщательно исследовать.

К группе реальных построений, содержащих только доисторические памятники, принадлежат и линии хенджев в Торнборо. Здесь открываются новые манящие возможности. К примеру, для курса в районе Стоунхенджа Деверо предложил гипотетическое продолжение на восток от Вудхенджа, вплоть до природного холма под названием Биконхилл. Справедливо это или нет, такой подход является шагом в правильном направлении; при наличии курсуса у исследователей, по крайней мере, есть твердая основа для дальнейших построений.

Деверо также преложил выделить и изучить класс средневековых линейных построений. С точки зрения здравого смысла уместно предположить, что построение, обнаруженное Уоткинсом при исследовании церквей в Андовере, было создано в средние века, а не пытаться увязать его с предполагаемой системой линий, соединяющих монументы разных эпох вплоть до неолита. По наблюдениям Деверо, леи, которые ранее проводились между церквями, на самом деле соединяют не религиозные памятники как таковые, а примыкающие к ним кладбища. В поддержку этой идеи он собрал впечатляющий объем фольклорного материала о "путях духов", почерпнутого из традиционных культур по всему свету.

К примеру, в Голландии многие прямые пути до сих пор известны под названием мертвых дорог (Doodwegen). Они были проложены голландцами в средние века для того, чтобы соединять деревни с кладбищами; по этим дорогам двигались похоронные процессии. Переноска тел по прямому пути к месту захоронения была не только обычаем, но фактически законодательно установленным предписанием в средневековой Голландии. Местные власти несли ответственность за содержание дорог и регулярно расчищали их до установленной ширины 6 футов.

В Германии существовало поверье, что человек чаще всего может встретиться с духами на прямых тропах, по которым они путешествуют. Не отклоняясь в сторону, эти "пути духов" проходят через горы, долины, реки и болота, заканчиваясь (или начинаясь) на кладбище.

Сходные представления существуют не только в Европе, но Южной Америке и на островах Тихого океана. Деверо воспользовался этой информацией для переоценки традиционных представлений о британских церковных леях. Он считает, что многие из них могли быть средневековыми тропами для похоронных процессий или "духовными путями" иногда совпадающими с "прямыми тропами", открытыми Уоткинсом. Антропологические данные позволяют объяснить, почему считалось, будто духи передвигаются по прямым линиям. Деверо заметил, что шаманы (жрецы или знахари многих племенных обществ) совершают так называемые внетелесные путешествия в состоянии транса, часто вызванном употреблением галлюциногенных препаратов. В некоторых описаниях говорится, что их души "летают" по прямым путям, когда выходят из тела. Возможно, шаманский опыт положил начало распространенной вере в то, что духи (как живых, так мертвых) путешествуют по прямым линиям.

Недавно теория Деверо получила частичное подтверждение в результате независимого исследования линий на плато Наска. Группа историков и археологов выступила с предположением, что создатели линий действовали под руководством шаманов, чьи духи "летали" над местностью и определяли направление. Затем линии использовались в качестве ритуальных дорог для процессий, обращавшихся к богам с просьбой одарить землю животворной влагой.

Несмотря на то, что Деверо собрал любопытные образцы британского фольклора в поддержку своей теории, ему еще предстоит доказать идею о "путях духов". Легко представить, что если люди верили в духов, движущихся по прямым линиям, то они прокладывали прямые дорожки между деревнями и кладбищами для того, чтобы указывать направление душам умерших. Можно понять, каким образом эта вера превратилась в обычай, предписывающий переносить тела покойников по тем же тропам. Но к чему устанавливать связь между кладбищами? Для удобства сообщения между духами умерших?

Немецкий "охотник за леями" Ульрих Магин предложил совершенно иной подход к линейным построениям между церквями. Изучив такие построения на своей родине, он утверждает, что многие из них могли появиться в результате раннесредневекового обычая располагать церкви по сторонам света относительно главного собора. Таким образом, церкви возводили к северу, востоку, югу и западу от собора, создавая так называемый "соборный крест". Со временем количество таких построений увеличивалось. По словам Магина, семь церквей в Вормсе расположены на линии длиной лишь две мили, которая на протяжении одной трети идет параллельно дороге. Он подчеркивает, что этот обычай был принят только в средние века и не имеет ничего общего с идеей Уоткинса о "развитии" или смене предназначения священных мест, начиная с доисторических времен. Он также отмечает различие между этими построениями и теорией Деверо: "Эти линии предназначались не для умерших людей, а для Святого Духа, увеличивая благодатную силу собора".

Несмотря на свою спекулятивность, новые подходы, предложенные Полом Деверо и другими авторами, безусловно, заслуживают изучения - и здесь нужно полагаться на энтузиазм "охотников за леями". Всегда были и будут ложные пути и ошибочные гипотезы, но напряженная полевая работа является лучшим методом проверки любых теоретических построений в области археологии.

Было бы большой глупостью считать, что нам уже нечего узнать о том, как древние люди - будь то в эпоху неолита или средние века - располагали свои священные монументы. Здесь старомодная "охота за леями" все еще может сыграть важную роль, потому что немногие люди способны в любую погоду с таким энтузиазмом бродить по глинистым полям Британии и континентальной Европы, как последователи Уоткинса, и немногие обладают столь глубокими знаниями о деталях и историческом развитии местных ландшафтов. Возможно, для археологов и "охотников за леями" настало время зарыть топор войны и попытаться объединить свои знания и ресурсы. Результаты могут быть очень интересными.

Материал подготовила Мораг
по статье Питера Джэймся и Ника Торпа
из книги "Тайны древних цивилизаций".

Здесь мы будем рассматривать линии лей и их связи с местами силы.

Говоря о линиях лей далее, мы будем подразумевать под ними все перечисленные выше геометрические фигуры. Это так, для простоты восприятия данных. Теперь настало время подробнее разобраться в вопросе объектов, которые соединяют между собою эти линии. В классических примерах леи соединяют различные древние культовые места, такие как храмы, святилища, кладбища и крепости (или городища). Это также могут быть дольмены, менгиры и различного вида сейды. Либо это будут места, никак не обозначенные искусственными объектами, но явно выделяющиеся по своим природным характеристикам. Например: горы, озера, мертвые поляны и просто аномальные зоны.

Центры лей, места, обладающие энергетикой, дают начало по меньшей мере семи (возможно больше) линиям-леям и располагаются над магнитными полями или подземными источниками, первичными спиралями или сходящимися первичными геодезическими линиями - кратчайшими путями между двумя точками на неровной поверхности. Возможно, древние язычники знали об энергии, излучавшейся землей, и в соответствии с этим располагали свои священные поляны.

В начале 80-х годов XX века ученые определили, что энергия, заключенная в этих местах - это та жизненная сила, которую классифицируют как мужскую или женскую силу (инь и янь, плюс и минус), зависящую от уровня ее вибрации. Она присутствует во всех живых тканях. В центрах лей эта энергия может быть естественной или искусственной. Искусственные заряды могут быть вызваны в камнях или металлах при управлении ими. Естественный или искусственный, этот заряд со временем постепенно исчезает, если его не фиксируют ударами молота, нагреванием или помещением его в магнитное поле. Камни, использовавшиеся в постройке мегалитических монументов, церквей, святых колодцев и храмов, заряжались специальным образом, а потом этому заряду придавали форму ударами топоров и стамесок. Дж.Хэйвлок Филдер (Fidler, J. Havelock (John Havelock), английский ученый, специалист по сельскому хозяйству, пользовавшийся «волшебной лозой», утверждает, что магнетизм заряда соотносится с числом ударов и пространственностью камня. В то же время заряд мегалитов поистине огромен.

Кремационные ямы и захоронения (такие, которые были обнаружены в Стоунхедже), жертвенные ямы и алтари, а также костры обладают такими зарядами. Филдер считает, что некоторые мегалиты, возможно, были заряжены язычниками и колдунами, которые использовали обряд с применением манипуляций с психической силой. Зарядить можно и саму землю, а заряд зафиксировать ударами. В британском фольклоре есть легенды, рассказывающие о древних обычаях «битья приходских границ», в которых церковный священник и мальчики-певчие должны были обойти приход по периметру и бить при этом землю прутьями. Скорее всего, существовало поверье, что это должно поднять защитную энергию и создать барьер вокруг прихода.


Филдер также обнаружил, что, тогда как геомагнетические силы, окружающие центры лей, излучают наибольшую энергию, энергия, излучаемая самими камнями, причиняет ущерб живым существам. Это, по всей видимости, было вызвано самими леями, которые перенаправляли энергию к другим центрам, где ее можно было бы нейтрализовать. Также заряды одновременно можно было преднамеренно скрыть. Было показано, что определенные сорта дерева, такие как вяз, металлы, такие как железо, минеральные вещества вроде соли, кристаллов кварца, аметиста, яшмы и кремния, могут маскировать заряженные камни. Интересно отметить, что железо, соль, вяз почитаются в фольклоре за их защитные свойства против колдовства, болезней, демонов и несчастий.

Огромные голубые камни Стоунхеджа содержат в себе осколки кристаллов кварца. Эти камни дважды разбирались и собирались во время различных фаз постройки монумента, - вероятно, строители таким образом определяли наиболее благоприятную конфигурацию. Силу уменьшают также осколки кварца, разбросанные посреди заряженных камней.

Местами Силы, соединенными с помощью линий лей, могут быть также и менее значимые фигуры лей местного масштаба - узлы лей (спираль, пентаграмма). Либо, как это часто случается центром узла лей становится камень основания какого-либо города. А иногда - и целого государства.

Лей-линии на Ближнем Востоке

Одни из самых древних линий лей, образующих города и государства, мы можем обнаружить при раскопках древнейших городов Ближнего Востока.

Начнем с цивилизации Шумера. Такие древние города Шумера как Сиппар, Ларак, Ниппур и Шуруппак располагаются в точности на одной прямой, пересекающей их ровно под углом 45 градусов к меридиану. А если провести по карте окружность, взяв за центр город Ниппур, а радиусом выбрать расстояние Ниппур-Ларак, то можно обнаружить, что эта окружность пересекает нашу прямую как раз в том месте, где находился город Шуруппак. Выходит, эти два города находились на одинаковом расстоянии от Ниппура. Такая же картина получается, если радиусом окружности будет расстояние Ниппур-Сиппар. В этом случае окружность становится существенно больше и пересекает нашу прямую уже в другом месте (к юго-востоку). Там тоже раньше был город под названием Бад-Тибира, который также располагался на нашей прямой линии. Помимо названных городов на нашей прямой на периметр окружности попадает также много других городов древнего Шумера.


Совпадение? Возможно. Хотя есть интересная тероия, высказанная в свое время Захарией Ситчиным, о том, что такое расположение объектов очень напоминает комплексы сооружений у современных космодромов и аэродромов, создающие так называемый воздушный коридор для посадки авиалайнеров.

Такие древние города Шумера как Сиппар, Ларак, Ниппур и ШуруппакТеперь возьмем Иерусалим. Проведем через него такую же воображаемую линию только на этот раз в направлении юго-запад - северо-восток. Линия идет через территории Сирии и Турции и приводит нас не куда-нибудь, а непосредственно к вершине небезызвестной нам по библии горы Арарат. И, конечно же, совсем неудивительно, что, продвигаясь вдоль по этой линии, мы обнаруживаем множество древних городов и поселений.

Так вот, если мы продолжим нашу первую линию, связывающую города Шумера, по направлению на северо-запад, она пересечет нашу Иерусалимскую линию точно под углом 90 градусов на территории современной Сирии. На этих территориях археологами было обнаружено более сотни древних городов.

Интересно в этой связи рассмотреть относительно недавнее открытие, сделанное на указанных территориях в Сирии. Дело в том, что в месте пересечения указанных нами линий находится так называемая Пупочная гора - один из многих «пупов Земли», известных науке. При раскопках на этой горе археологами был обнаружен храмовый комплекс Гёбекли Тепе - Пупочная гора с одним из самых древних в мире святилищ. По предварительным оценкам специалистов, храмовый комплекс на этой горе был построен примерно 12 тысяч лет назад в период докерамического неолита.

Установлено, что на этом месте никто не жил, поскольку не обнаружено никаких останков жизнедеятельности людей. То есть это было исключительно храмовое место. Но вот что это был за храм, и какой религии он принадлежал - ученые пока объяснить затрудняются.

Храм на Пупочной горе представляет из себя ряд пятидесятитонных колонн, расположенных кругами, плюс каменные стены вокруг.

«Конечно сегодня, в начальном этапе раскопок, когда серьёзный анализ открытия ещё не возможен, нам остаётся только спекулировать о той религии, которая объединила людей в постройке гигантского храма. Клаус Шмидт предполагает что скорее всего это было нечто элементарное, он считает, что Гёбекли Тепе - храм культа смерти. Oднако он отклоняет мысль о том, что антропоморфные фигуры на рельефах колонн изображают предков. На лицах нет ни ртов ни глаз, поэтому исследователи считают, что на колоннах изображения Богов и демонов и существ других миров. В самих колоннах учёные тоже видят фигуры Богов. Они считают что в Т-образных силуэтах вертикальная часть символизирует тело, а горизонтальная перекладина - голову. Но то, что чаще прочих рельефов на колоннах встречаются изображение животных, наводит и на мысль о тотемных аспектах культа. Kлаус Шмидт предаёт особое значение ритуальному танцу в религиозной традиции храма на Пупочной Горе.

И хотя такие трактовки нельзя назвать окончательными, Клаус Шмидт говорит, что «с высокой вероятностью на Пупочной Горе танцевали шаманы».

Отдельного рассмотрения с точки зрения лей заслуживает и сам Иерусалим. Вокруг этого города тоже можно провести окружности, соединяющие многие важные места древности, такие как пирамиды Гизы и небезызвестный Баальбек. Сторонники идей археоастрономии считают эти сооружения творением рук древних астронавтов, коих люди стали впоследствии именовать богами (см. Захария Ситчин «Лестница в Небеса»). Вероятно, эти древние боги и были первыми, кому удалось измерить Землю, положить ей «основание» и «меру», и протянуть по ней «вервь» (Ветхий Завет, Иов 38: 4 −5.). Возможно, та самая «вервь» и есть сеть линий лей, соединяющая между собой естественные места Силы Земли.

Среди не до конца изученных памятников древнего Израиля можно также выделить сооружение, состоящее из трех каменных кругов, обнаруженное на территории Голландских высот и получившее название Колесо Духов (Гальгаль Рефаим).

По сути, это сооружение носило те же функции, что и английский Стоунхендж. То есть вы-полняло функции календаря. Здесь, как и в каменном Стоунхендже, древние люди наблюдали даты равноденствия и солнцестояния. А также вели иные астрономические наблюдения.

Древний Египет с его величественными пирамидами Гизы, дворцами и храмовыми комплексами, также входит в систему лей-линий. Как правило, это тоже круговые линии. Одна из них связывает, например Великую Пирамиду с Иерусалимом. Другая ведет строго на восток в направлении взгляда бессмертного Сфинкса. А если через Великую Пирамиду провести меридиан (линия Север-Юг), то он условно разделит всю сухопутную часть Земли на две примерно равных по площади части. Впрочем, к Египту мы ещё вернемся.

Лей-линии в Европе

Довольно много линий лей можно найти на территории Европы. Отчасти это объясняется тем, что там их искали и исследовали больше чем в других уголках мира.

Первая такая линия была обнаружена ещё первооткрывателем лей Альфредом Уоткинсом. Знаменитый каменный круг Стоунхендж расположен к северо-западу от города Солсбери. От Стоунхенджа прямая линия тянется через холм каменного века Олд-Сэрам и проходит через собор города Солсбери, затем через Клиэрбери-Ринг и Фрэнкенбери Кэмп. Все эти пункты связаны с доисторическими временами, а на месте собора Солсбери когда-то происходили языческие ритуалы.

Причем линии, образующие Стоунхендж- Замок Гроувли-Крепость Олд-Сэрам, создают равносторонний треугольник, сторона которого составляет 9,656 км. (6 миль).

Больше всего доступной и легкопроверяемой информации сегодня можно найти о линиях Европы, о которых упоминает исследователь Эрих фон Деникен. Это линии, проходящие через ряд культовых сооружений вблизи современных городов.

Этот «звездный» путь любой желающий может самостоятельно обнаружить, просто прочитав названия городов, находящихся на линии. Тут везде неизменно присутствует корень «звезда». Слово «звезда» на латыни звучит как «стелла», на французском - «этуаль», на испанском - «эстрелла». Теперь вновь взглянем на карту. Мы увидим там такие населенные пункты, как Лез Этелль в Каталонии недалеко от Лузенака, Эстиллон к югу от Пиренеев, Лизаррага возле Памплоны, Лисьелла рядом с Бергеном в Леоне и Астер в Галисии. Название каждого из них содержит корень слова «звезда». Даже в названии конечного пункта Сантьяго-де-Компостела содержится слово «звезда».

Далее. В Дании ряд замков викингов располагается на одной линии. Это такие известные замки как Эскехольм, Фюркат, Аггерсборг и самый известный - Треллеборг. Такую закономерность случайно обнаружил датский пилот Пребен Ханссон, пролетая на самолете над местами раскопок этих сооружений.

Любопытно, что, как заметил Ханссон, если продолжать эту линию в южном направлении, то далее она проходит через Берлин, Альпы и территории бывшей Югославии, а вскоре достигает греческий город Дельфы (опять Дельфы). А там, как известно, тоже располагался Пуп Земли. Такое вот нехитрое совпадение.

Все это - толстые и довольно известные линии. Помимо указанных, существует, конечно, и великое множество тонких и менее известных лей, расположенных на территориях Европы. Как правило, они соединяют между собой разного рода дольмены, менгиры и сейды. А также разнообразные храмовые комплексы, которые строились, как известно, на местах древних языческих святилищ.

Лей-линии в России

На территориях Российской Федерации равно как и на территориях бывшего Советского Союза тоже можно встретить множество мест Силы, соединенных между собой сетью лей линий. Погоня за линиями лей началась в России в период 80-90-х годов ХХ века. Были обнаружены некоторые закономерности в расположении рядов культовых сооружений в районах Подмосковья. Например, один из российских исследователей данного явления Станислав Ермаков обнаружил в Подмосковье ряд пунктов со схожими названиями.

«Первые результаты появились буквально на третий день работы над картой Московской области! Названия населенных пунктов, которые начинаются на шипящие согласные, как оказалось, распределены на местности вовсе не хаотично. Будучи отмеченными на карте, они образуют полосу, которая имеет ширину около 40 км, ориентированную с северо-запада на юго-восток (от Твери к Рязани). Отчетливо прослеживаются три линии, перпендикулярные основной. И основная линия, и „ответвления“ четко следуют основной полосе выходов на поверхность фаменского и верхнефаменского ярусов девонской системы, сложенных преимущественно известняками и песчаниками. Некоторые похожие закономерности прослеживаются и при изучении особенностей распределения на местности других близких названий населенных пунктов. Что это? Случайность? Едва ли. Конечно, едва ли полосу шириной в сорок (!) километров можно назвать леей. Внутри самой полосы их гораздо больше. Но, думается, и в этом случае мы имеем дело с незаметными на первый взгляд эффектами, связанными с силовой структурой планеты».

Есть также данные о нахождении исследователем Антоном Платовым линий лей в районе древнего Куликова поля. Они пересекаются на одном из центральных памятников Поля - Цыган-Камне - и идут почти перпендикулярно друг другу в уже знакомых нам направлениях с северо-запада на юго-восток и с северо-востока на юго-запад. Довольно четкими маркерами этих леев, помимо пяти православных храмов и самого Цыган-Камня, являются погребальный курган, ранние захоронения которого относятся к бронзовому веку, место средневековой русской крепостцы (Дорожен-город) и еще одна группа священных камней.

Говоря о священных камнях, невольно вспоминаешь древние дольмены и сейды, которые в изобилии встречаются на территориях Западного Кавказа и на побережье Черного моря. Здесь они встречаются в таком изобилии, что становится трудно составить и уложить их какую-либо систему линий лей. Судите сами: на терииториях Северо-Западного Кавказа их - тысячи. Примерная дата создания этих сейдов - с 3500 по 1400 год до н.э., т.е. дольменам от 5500 до 3400 лет.

Среди мегалитических построек Кавказа можно выделить как отдельностоящие дольмены так и разного рода сейды. Отличительной особенностью кавказских дольменов является неожиданная домикообразная конструкция с маленькими круглыми отверстиями.

Причем, интересная деталь, строителям мегалитических сооружений Кавказа не были чужды и такие нетипичные для этих мест конструкции как пирамиды, схожие по пропорциям со знаменитой пирамидой Хуфу (Хеопса).

Особняком среди кавказских мегалитов стоит уникальный мегалитический комплекс Псынако-1 (Туапсинский район, долина реки Пшенахо. Примерно в километре вверх по долине Пшенахо от станицы Анастасиевки на правом берегу). Псынако-1 - это объект, который можно приравнивать по значимости к таким известным структурам как Стоунхендж или Нью-Грейндж.

Вообще Россия богата на мегалитические сооружения. Большие территории позволяют нам находить подобные памятники древности практически во всех уголках нашей родины.

Есть данные по Ленинградской области, районы Мурманска, Архангельска.

Существует целая алея менгиров в Челябинской области (около пос. Черкассы, 2 км к северо-западу).

Есть ещё священный Конь-Камень в Тульской области (на р. Красивая Меча).

Большие скопления сейдов были обнаружены в районе горы Кивакка (в северо-западной Карелии), на островах Архипелага кузова и на Соловецких островах в Белом море, Гора Кучинтундра, северо-запад Мурманской области. Здесь тоже есть сейды…

Гора Нинчурт, Ловозерские тундры Кольский полуостров. Одиночный сейд из плитняка на вершине горы.

Город Аркаим в южном Урале - легендарная прародина Ариев. Город волхвов, город - календарь, город - круг. Один из первых городов древней, некогда единой расы.

Далее идут загадочные места Пермской области, Сибири и, конечно, известные во всем мире священные вершины Алтайских гор. Кстати, соединив некоторые вершины Алтайских гор, получим уже знакомую нам линию, пересекающую меридиан под углом 45 градусов. Если продлить эту линию чуть-чуть на северо-запад, она проходит аккурат через Салаирский кряж (тоже вполне известное место Силы) и далее прямиком в Новосибирск.

Затем в нашем списке мест Силы следует Дальний Восток, Якутия и вулканический пояс Камчатки. В общем, много есть в России мест Силы, и, соответственно, много лей-линий проходит через её территории.

Астролог Александр Дань

http://www.astrofatum.ru/2014/07/mesta-sily/praktika/ley-lines-world/

http://www.astrofatum.ru/2014/07/mesta-sily/praktika/ley-lines-asia-east/

http://www.astrofatum.ru/2014/07/mesta-sily/praktika/ley-lines-europe/

http://www.astrofatum.ru/2014/07/mesta-sily/praktika/ley-lines-russia/

Понравилась статья? Поделитесь ей