Контакты

Сколько раз нужно повторять английские слова, чтобы запомнить? Закономерности запоминания и повторения Как повторять материал

Если многократно считывать информацию с книги или монитора компьютера, это не будет являться повторением. Это лишь повторное восприятие, которое не дает надежного запоминания. Припоминание текстовой информации необходимо для ее закрепления в памяти. Несколько повторений подряд при заучивании материала малоэффективны для его запоминания. Чтобы осознанно сохранять информацию в памяти, необходимо помнить следующее.

Перечислим следующие основные закономерности запоминания:

  • После процесса запоминания длинного ряда в общей сложности по памяти хорошо воспроизводятся его начало и конец. Специалисты называют это явление «эффектом края».
  • Ассоциативная связь впечатлений и их последующее воспроизводство зависят от того, насколько эти впечатления представляют собой логически связанное целое или разрозненные части.
  • Несколько повторений подряд при заучивании материала малоэффективны для его запоминания. Лучше распределять такие повторения во времени (например, в течение нескольких часов или дней).
  • Новое повторение лучше всего содействует запоминанию выученного раньше.
  • С углублением внимания к запоминаемой информации число повторений, нужных для его заучивания наизусть, может быть уменьшено, но недостаток внимания не может быть компенсирован ростом количества повторений.
  • Без особого труда прекрасно запомнится то, что интересует человека. Особенно явственно эта закономерность обнаруживается в зрелом возрасте.
  • Лучше запоминаются исключительные, удивительные впечатления, чем обыкновенные события, с которыми мы часто сталкиваемся.
  • Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Со временем оно может видоизмениться. Вступая в связь с прочими впечатлениями и оказывая на них воздействие, первичное впечатление претерпевает определенные изменения.

При запоминании материала необходимо помнить следующее:

  • Люди в среднем помнят 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% увиденного и услышанного одновременно; 70% того, что говорят; 90% рассказанного и сделанного одновременно.
  • Запоминать нужно осознанно.
  • Интересуйтесь только тем, что хотите запомнить, не стараясь удержать в памяти как можно больше.
  • Всю информацию для запоминания классифицируйте и располагайте в логическом порядке.
  • Не стоит заучивать незнакомый материал сразу полностью. Заучивая по частям, вы сэкономите время.
  • Нерешенные задачи и незавершенные дела запоминаются проще, так как незавершенные действия создают в подсознании определенное напряжение и мешают сосредоточиться на чем-то другом.
  • Совершенствованию памяти и мышления способствует хорошо развитая речь.
  • Запоминаемый материал не только читайте, но и пересказывайте.
  • Работайте в таком порядке: один раз прочитать, затем три раза пересказать. Чтение без пересказа с целью запоминания информации - часто пустая трата времени.
  • Пересказ - это и развитие речи, и тренировка памяти. При пересказе мозг активно обрабатывает информацию, а при повторном чтении сил требуется немного. Мозг «узнает» знакомый материал.
  • Хороший эффект достигается при обратном пересказе, когда клетки головного мозга работают еще активнее.
  • Сочетание визуальных и вербальных образов с записями облегчит вам процесс запоминания.
  • Услышанное вспоминается быстрее, чем увиденное, но последнее более устойчиво. А вот конкретные данные лучше фиксировать.
  • Сухие понятия отягощают процесс запоминания.
  • Превратите процесс запоминания в забавную и познавательную игру. Тогда запоминание будет прочным, а воспроизведение - несложным.
  • Беспокойное состояние человека может мешать припоминанию.
  • В идеале источник информации должен находиться со стороны правого уха, которое передает слуховые импульсы в речевые центры быстрее левого.
  • Утром (с 6 до 8 ч.) хорошо запоминаются незначительные факты, а после полудня (с 12 до 15 ч.) - не только мелкие, но и существенные.
  • Периоды отдыха при запоминании снимают усталость, повышают интерес к предмету.

Если многократно считывать информацию с книги или монитора компьютера, это не будет являться повторением. Это лишь повторное восприятие, которое не дает гарантии того, что образованные ассоциации в последующем будут активизированы. Припоминание текстовой информации необходимо для ее закрепления в памяти.

Усвоенную информацию можно повторять по-разному: пересказать ее кому-либо, перечитать или прослушать повторно. Но если вы однажды осмыслили содержание полученной информации и проговорили его, то можете быть уверены: информация осталась в памяти.

С течением времени нервные образования, в которых хранится вся информация, не исчезают, не уменьшаются, но ухудшается пропускная способность нервных волокон, по которым проходит сигнал во время припоминания. Это приводит к тому, что вы с трудом будете «доставать» информацию из нервных образований.

Бороться с этим можно следующим образом:

  • повторять содержание текста;
  • обновлять взаимосвязи между отдельными мыслями и фактами текста.

Чтобы осознанно сохранять информацию в памяти, необходимо помнить следующее:

  • чем больше времени проходит после чтения (или последнего повторения), тем меньше становится объем информации в памяти. Быстрее информация уходит из памяти именно в первые минуты после усвоения;
  • медленнее информация забывается после очередных повторений;
  • чем проще и интереснее информация, тем легче она усваивается, тем меньше времени и усилий затрачивается на повторение и восстановление информации в памяти;
  • ранее усвоенная информация быстрее восстанавливается в памяти после каждого последующего повторения;
  • с каждым повторением информация откладывается в памяти все в большем объеме;
  • чем меньше времени пройдет после последнего повторения, тем быстрее и легче восстанавливается информация.

Оптимальными перерывами между повторениями можно назвать следующие:

  • первое повторение - через 15-20 мин после окончания работы с текстом. Причем трудный материал лучше повторить через 10-12 мин., а легкий или интересный - через 25-30 мин.;
  • второе повторение - через 6-10 ч. после первого повторения (сложный материал - через 4-5 ч., легкий - через 11-14 ч.);
  • третье повторение - через 20-30 ч. после второго (интересный материал - через 36 ч., а трудный - через 16-18 ч.).

Если материал для запоминания большой, разбейте его на два неравных раздела и работайте с каждым из них отдельно, выбрав один из вариантов:

  • В течение двух дней : первый день - изучение и повторение частей первого раздела, второй день - изучение и повторение второго раздела.
  • В течение трех дней : первый день - изучение и повторение первого раздела, второй день - изучение и повторение второго раздела, третий день - повторение всего материала.
  • В течение пяти дней : первый день - изучение и повторение первого раздела, второй день - одно повторение первого раздела, третий день - изучение и повторение второго раздела, четвертый день - одно повторение второго раздела, пятый день - повторение всего материала.

Чтобы сохранить полученную информацию, необходимо ее периодически повторять :

  1. Повторить сразу же после ее восприятия , так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие за восприятием. После запечатления информации припомните ее и сравните с первоисточником. Этот процесс называется контрольным припоминанием . Прежде чем закреплять определенные сведения в своей памяти, убедитесь, что они находятся там без ошибок. Если при запоминании обнаружились пропуски или неточности, поработайте лишь над той информацией, которая припомнилась с ошибками или вообще исчезла из памяти. Только при полной уверенности, что вся информация находится в памяти, можно приступать к ее закреплению.
  2. Промежутки времени между повторениями необходимо удлинять . Если первое повторение делают сразу после запоминания, то второе - примерно через 40-60 мин., третье - в этот же день (примерно через 3-4 ч.), четвертое - на следующий день.

Не пугайтесь большого количества повторений. Извлекать из памяти намного интереснее, чем пытаться запомнить что-то обычным методом. Мысленное повторение можно осуществлять где угодно: за обедом, на прогулке, при поездке в любом транспорте. На каждое новое повторение времени затрачивается меньше. Чтобы восстановить в памяти изученное, достаточно бывает лишь беглого взгляда.

Принятое в средней бесконечное повторение отупляет: слишком часто и однообразно повторяется одно и то же. Каждое повторение должно отличаться друг от друга.

Оптимального временного ритма повторения для всех не существует. Для того чтобы найти свой ритм, необходимо делать повторения достаточно часто, с тем чтобы ничего не забыть, но и не слишком часто, чтобы энергия не тратилась впустую. Когда вы начинаете забывать материал, наступает идеальный момент для повторения.

Согласно кривой Эббингауза, уже в первый час после запоминания теряется 60% информации, 65% забывается в течение 10 часов, 80% - через 6 дней. То есть информация забывается сперва очень быстро, затем скорость забывания экспоненциально падает.

Источник: Esquire

Итак, в течение первого часа теряется около 60% информации. Но что это значит на самом деле? В экспериментах Эббингауза речь шла о забывании последовательности слогов, но в реальной жизни мы обычно не запоминаем ни слоги, ни последовательности. Например, читая статью, мы запоминаем некоторые факты и образы, которые нарисовал наш мозг во время чтения, а также эмоциональное впечатление от текста и от фактов. И, конечно, мы не помним прочитанное слово в слово. Кривая забывания в данном случае означает следующее: если вас попросят пересказать статью близко к тексту сразу после чтения, то вы воспроизведёте Х информации, а если бы вас попросили сделать это через час, то вы бы воспроизвели только 0,4Х, то есть на 60% меньше. Попросят через неделю - останется 0,2Х.

То же самое касается разговоров, лекций, книг, фильмов и даже прожитых дней. Со временем в нашей памяти остается только самое «важное». Слово «важное» я беру в кавычки, потому что информация, которую наш мозг посчитал важной, не обязательно будет нам полезна в будущем. Например, попробуйте сейчас мысленно представить рядом с собой небольшого розового слона - размером с собаку. Слон протягивает шероховатый хобот и обвивает его вокруг вашей руки. Вы пытаетесь высвободить руку, но слон усиливает хватку. Информация о слоне, которую вы только что прочитали, не имеет никакой практической ценности для вас, и тем не менее, вы будете помнить об этом завтра. Может быть, вы запомните этого розового слона даже на несколько месяцев, а вот числовые данные о процентах забываемой информации могут забыться уже через час.

Источник: imaginistry.com

Какая информация запоминается легче всего?

Во-первых, очень хорошо запоминается образная информация, потому что на языке образов мы начали думать еще до того, как научились разговаривать.

Во-вторых, мы запоминаем то, что вызывает эмоции. Образ розового слона вызывает больше эмоций, чем, скажем, цифра 60.

В-третьих, мы запоминаем то, что имеет смысл, поддается логике. То есть мы можем понять и запомнить смысл кривой Эббингауза - скорость забывания экспоненциально уменьшается со временем, - но не запомним конкретные цифры.

В-четвертых, нам проще запоминать то, что можно связать с чем-то уже имеющимся в нашей памяти. Например, чтобы запомнить, что через час теряется 60% информации, можно провести ассоциацию - в часе 60 минут.

В-пятых, легче запоминается информация, которая встречается чаще. Розовый слон и цифра 60 какой раз уже мелькают перед вашим мысленным взором…

Есть ещё множество факторов, влияющих на запоминание. Я перечислил лишь основные из них в довольно обобщенной форме. Все эти факторы формировались в процессе естественного отбора тысячелетиями в условиях, заметно отличающихся от тех, в которых мы живем сейчас. Важно было запомнить, как выглядит хищный зверь и как от него спастись, а не какие-нибудь цифры или текст. Тем не менее, за счёт использования специальных приемов запоминания - мнемотехник - можно воспользоваться «слабостями» нашего мозга и подсунуть ему информацию в том виде, в котором он воспримет её как важную. И запомнит. Вопрос - на какое время.

Наскальные доисторические рисунки в пещере Шове, Франция. Источник: Википедия

Как я проверял, на какое время запоминается информация

Когда я решил запомнить 22 528 знаков числа пи, мне было интересно узнать, как долго я буду помнить все эти цифры. Надо сказать, запоминал я совсем не цифры, а образы, которые заранее подобрал для цифр. Например, образ розового слона, хватающего вас за руку, в моей системе кодирует число 7450. Подобным способом я закодировал все 22 528 цифр - закодировал теми самыми образами, которые так легко хранит наша память.

Что интересно по части образной информации - она не забывается так быстро, как слоги, по которым строилась кривая Эббингауза. Через час вы не забудете 60%, вы будете помнить ровно столько, сколько вы запоминали. На следующий день вы также ничего не забудете - должна пройти хотя бы неделя. Здравый смысл подсказывает, что образная информация всё-таки вписывается в кривую забывания, просто эта информация забывается не так быстро. Вместо часа должно пройти дня 3-4, вместо дня - месяц. Это мне и хотелось проверить - как будут забываться 22 тысячи знаков пи, переведенные в образы.

Поскольку я повторял число пи много раз (думаю, около 50 раз, и продержал его в памяти более полугода), кривая забывания для этой информации в теории должна была измениться: ведь скорость забывания экспоненциально уменьшается. В соответствии с данным принципом даже разработан метод интервального повторения, смысл которого в том, чтобы повторять информацию через увеличивающиеся промежутки времени.

На данной картинке, например, повторение проводят при забывании 10% информации. С каждым следующим повторением ждать этого момента приходится всё дольше, и в теории через несколько таких подходов срок следующего повторения будет настолько велик, что можно перестать беспокоиться о забывании. Например, вы запомнили 100 слов. Их нужно будет повторить через час, через день, через 3 дня, через 9 дней, через месяц, через 3 месяца и т.д. На двенадцатом подходе срок следующего повторения превысит сотню лет.

Если же повторять вы перестанете слишком рано, то информация продолжит забываться, хотя и не по такой крутой экспоненте, как если бы вы вообще не повторяли.

Политика в отношении обработки персональных данных

ВВЕДЕНИЕ

1.1 Настоящий документ определяет политику ООО "ФРИСКУЛКЛАБ" (далее – Компания) в отношении обработки персональных данных (далее – ПДн).
1.2 Настоящая Политика разработана в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь о персональных данных.

1.3 Действие настоящей Политики распространяется на все процессы по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, извлечению, использованию, передачи (распространению, предоставлению, доступу), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению персональных данных, осуществляемых с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Обработка персональных данных осуществляется на основе следующих принципов:

1) Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе;

2) Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;

3) Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместных между собой;

4) Обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

6) При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к заявленным целям их обработки.

7) Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

8) Компания в своей деятельности исходит из того, что субъект персональных данных предоставляет точную и достоверную информацию во время взаимодействия с Компанией и извещает представителей Компании об изменении своих персональных данных.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

3.1 В Компании производится обработка персональных данных клиентов и клиентов-посетителей Интернет-магазина Компании. Для данных категорий субъектов персональных данных определены цели обработки их персональных данных.

3.2 При использовании информации, размещенной на официальном сайте Компании (далее – Сайт), технические средства Сайта автоматически распознают сетевые (IP) адреса и доменные имена каждого пользователя информации.

3.3 Упомянутые в пункте 3.2 сведения и электронные адреса лиц, пользующихся интерактивными сервисами Сайта и (или) отправляющих электронные сообщения в адреса, указанные на Сайте, сведения о том, к каким страницам Сайта обращались пользователи информации, и иные сведения (в том числе персонального характера), сообщаемые пользователями информации, хранятся с использованием программных и технических средств Сайта для следующих целей:

Сведения о пользователях информации, накапливаемые и хранимые в технических средствах Сайта, используются исключительно для целей совершенствования способов и методов представления информации на Сайте, улучшения обслуживания пользователей информации, выявления наиболее посещаемых страниц и интерактивных сервисов Сайта, ведения статистики посещений Сайта.

Также персональные данные субъектов персональных данных обрабатываются в целях осуществления продаж товара посредством Сайта, либо через магазин и оказания последующих услуг, таких как доставка товара, сборка и гарантийное обслуживание.

3.4 В Компании производят обработку следующих категорий персональных данных:

Данные, указанные в п.3.3, а также персональные данные, полученные с использованием различных технологий, таких как cookie-файлы, flash cookie-файлы и веб-маяки при посещении Сайта;

Регистрационные данные, указываемые покупателем на Сайте – фамилия, имя, отчество, номер телефона, адрес доставки, индекс, адрес электронной почты.

3.5 Вне пределов, указанных в пункте 3.3, информация о пользователях информации не может быть каким-либо образом использована или разглашена. Доступ к таким сведениям имеют только лица, специально уполномоченные на проведение работ, указанных в пункте 3.3 и предупрежденные об ответственности за случайное или умышленное разглашение либо несанкционированное использование таких сведений.

3.6 Какая-либо информация, являющаяся производной по отношению к сведениям, перечисленным в пункте 3.2, представляется для последующего использования (распространения) исключительно в обобщенном виде, без указания конкретных сетевых адресов и доменных имен пользователей информации.

3.7 Рассылка каких-либо электронных сообщений по сетевым адресам пользователей информации, а также размещение на Сайте гиперссылок на сетевые адреса пользователей информации и (или) их интернет-страницы допускаются исключительно, если такая рассылка и (или) размещение прямо предусмотрены правилами использования соответствующего интерактивного сервиса и на такую рассылку и (или) размещение получено предварительное согласие пользователя информации. Переписка с пользователями информации, не относящаяся к использованию интерактивных сервисов Сайта либо иных информационных разделов Сайта, не производится.

УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1 Обработка персональных данных осуществляется с соблюдением принципов и правил, установленных Федеральным законом «О персональных данных». Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
1) Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
2) Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Республики Беларусь или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Республики Беларусь на оператора функций, полномочий и обязанностей;
3) Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Республики Беларусь об исполнительном производстве;
4) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
5) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
6) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
7) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, при условии обязательного обезличивания персональных данных. Исключение составляет обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации;
8) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных, либо по его просьбе (далее – персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);
9) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
4.2 Компания может включать персональные данные субъектов в общедоступные источники персональных данных, при этом Компания берет письменное согласие субъекта на обработку его персональных данных.
4.3 Компания может осуществлять обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, состояния здоровья, при этом Компания обязуется брать письменное согласие субъекта на обработку его персональных данных
4.4 Биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных) в Компании не обрабатываются.
4.5 Компания осуществляет трансграничную передачу персональных данных только на территорию иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных.
4.6 Принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, не осуществляется.
4.7 В условиях лицензии на осуществление деятельности Компании отсутствует запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
4.8 При отсутствии необходимости письменного согласия субъекта на обработку его персональных данных согласие субъекта может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей получить факт его получения форме.
4.9 Компания вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора (далее – поручение оператора). При этом Компания в договоре обязует лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Компании, соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
4.10 В случае если Компания поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Компания. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Компании, несет ответственность перед Компанией.
4.11 Компания обязуется и обязует иные лица, получившие доступ к персональным данным, не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

5 ОБЯЗАННОСТИ КОМПАНИИ

В соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» Компания обязана:
Предоставлять субъекту персональных данных по его запросу информацию, касающуюся обработки его персональных данных, либо на законных основаниях предоставить мотивированный отказ, содержащий ссылку на положения Федерального закона.
По требованию субъекта персональных данных уточнять обрабатываемые персональные данные, блокировать или удалять, если персональных данных являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
Вести Журнал учета обращений субъектов персональных данных, в котором должны фиксироваться запросы субъектов персональных данных на получение персональных данных, а также факты предоставления персональных данных по этим запросам.
Уведомлять субъекта персональных данных об обработке персональных данных в том случае, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных. Исключение составляют следующие случаи:
1. Субъект ПДн уведомлен об осуществлении обработки его ПДн соответствующим оператором;
2. ПДн получены Компанией на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект ПДн;
3. ПДн сделаны общедоступными субъектом ПДн или получены из общедоступного источника;
4. Компания осуществляет обработку ПД для статистических или иных исследовательских целей, для осуществления профессиональной деятельности журналиста либо научной, литературной или иной творческой деятельности, если при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта ПДн;
5. Предоставление субъекту ПД сведений, содержащихся в Уведомлении об обработке ПД нарушает права и законные интересы третьих лиц.
В случае достижения цели обработки персональных данных незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между Компанией и субъектом персональных данных либо если Компания не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных №152-ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.
В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между Компанией и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных Компания обязана уведомить субъекта персональных данных.
В случае поступления требования субъекта о прекращении обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке немедленно прекратить обработку персональных данных.
Осуществлять обработку персональных данных только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Разъяснять субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с Федеральным законом.
Уведомлять субъекта персональных данных или его представителя о всех изменениях, касающихся соответствующего субъекта персональных данных.

6 МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ ИХ ОБРАБОТКЕ

6.1 При обработке персональных данных Компания принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
6.2 Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:
определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Республики Беларусь уровни защищенности персональных данных;
применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
учетом машинных носителей персональных данных;
обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
оценкой вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения законодательства Республики Беларусь в области персональных данных, соотношение указанного вреда и принимаемых мер, направленных на обеспечение выполнения законодательства Республики Беларусь в области персональных данных.

Отказ от ответственности

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, Администрация отказывается от каких-либо заверений и гарантий, предоставление которых может иным образом подразумеваться, и отказывается от ответственности в отношении Сайта, Содержимого и их использования.

Ни при каких обстоятельствах Администрация Сайта не будет нести ответственности ни перед какой стороной за какой-либо прямой, непрямой, особый или иной косвенный ущерб в результате любого использования информации на этом Сайте или на любом другом сайте, на который имеется гиперссылка с нашего cайта, возникновение зависимости, снижения продуктивности, увольнения или прерывания трудовой активности, а равно и отчисления из учебных учреждений, за любую упущенную выгоду, приостановку хозяйственной деятельности, потерю программ или данных в Ваших информационных системах или иным образом, возникшие в связи с доступом, использованием или невозможностью использования Сайта, Содержимого или какого-либо связанного интернет-сайта, или неработоспособностью, ошибкой, упущением, перебоем, дефектом, простоем в работе или задержкой в передаче, компьютерным вирусом или системным сбоем, даже если администрация будет явно поставлена в известность о возможности такого ущерба.

Пользователь соглашается с тем, что все возможные споры будут разрешаться по нормам права. Пользователь соглашается с тем, что нормы и законы о защите прав потребителей не могут быть применимы к использованию им Сайта, поскольку он не оказывает возмездных услуг.
Используя данный Сайт, Вы выражаете свое согласие с «Отказом от ответственности» и установленными Правилами и принимаете всю ответственность, которая может быть на Вас возложена.

Заполняя форму на нашем сайте - вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности. Также вы соглашаетесь с тем, что мы имеем право разглашать ваши личные данные в следующих случаях:

1) С Вашего согласия: Во всех остальных случаях перед передачей информации о Вас третьим сторонам наша Компания обязуется получить Ваше явное согласие. Например, наша Компания может реализовывать совместное предложение или конкурс с третьей стороной, тогда мы попросим у Вас разрешение на совместное использование Вашей личной информации с третьей стороной.

2) Компаниям, работающим от нашего лица: Мы сотрудничаем с другими компаниями, выполняющими от нашего лица функции бизнес поддержки, в связи с чем Ваша личная информация может быть частично раскрыта. Мы требуем, чтобы такие компании использовали информацию только в целях предоставления услуг по договору; им запрещается передавать данную информацию другим сторонам в ситуациях, отличных от случаев, когда это вызвано необходимостью предоставления оговоренных услуг. Примеры функций бизнес поддержки: выполнение заказов, реализация заявок, выдача призов и бонусов, проведение опросов среди клиентов и управление информационными системами. Мы также раскрываем обобщенную неперсонифицированную информацию при выборе поставщиков услуг.

3) Дочерним и совместным предприятиям: Под дочерним или совместным предприятием понимается организация, не менее 50% долевого участия которой принадлежит Компании. При передаче Вашей информации партнеру по дочернему или совместному предприятию наша Компания требует не разглашать данную информацию другим сторонам в маркетинговых целях и не использовать Вашу информацию каким-либо путем, противоречащим Вашему выбору. Если Вы указали, что не хотите получать от нашей Компании какие-либо маркетинговые материалы, то мы не будем передавать Вашу информацию своим партнерам по дочерним и совместным предприятиям для маркетинговых целей.

4) На совместно позиционируемых или партнерских страницах: Наша Компания может делиться информацией с компаниями-партнерами, вместе с которыми реализует специальные предложения и мероприятия по продвижению товара на совместно позиционируемых страницах нашего сайта. При запросе анкетных данных на таких страницах Вы получите предупреждение о передаче информации. Партнер использует любую предоставленную Вами информацию согласно собственному уведомлению о конфиденциальности, с которым Вы можете ознакомиться перед предоставлением информации о себе.

5) При передаче контроля над предприятием: Наша Компания оставляет за собой право передавать Ваши анкетные данные в связи с полной или частичной продажей или трансфертом нашего предприятия или его активов. При продаже или трансферте бизнеса наша Компания предоставит Вам возможность отказаться от передачи информации о себе. В некоторых случаях это может означать, что новая организация не сможет далее предоставлять Вам услуги или продукты, ранее предоставляемые нашей Компанией.

6) Правоохранительным органам: Наша Компания может без Вашего на то согласия раскрывать персональную информацию третьим сторонам по любой из следующих причин: во избежание нарушений закона, нормативных правовых актов или постановлений суда; участие в правительственных расследованиях; помощь в предотвращении мошенничества; а также укрепление или защита прав Компании или ее дочерних предприятий.

Вся личная информация, которая передана Вами для регистрации на нашем сайте, может быть в любой момент изменена либо полностью удалена из нашей базы по Вашему запросу. Для этого Вам необходимо связаться с нами любым удобным для Вас способом, использую контактную информацию, размещенную в специальном разделе нашего сайта.

Если Вы захотите отказаться от получения писем нашей регулярной рассылки, вы можете это сделать в любой момент с помощью специальной ссылки, которая размещается в конце каждого письма.

Давным-давно в одном из московских институтов провели следующий эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй - три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей - два чтения и два пересказа, в четвертой - один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала была столь разительной, что вывод был сделан однозначный: «Повторное (и многократное) чтение материала - пустая трата времени. Для эффективного запоминания важно активно повторить (пересказать) материал.» Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти.

Повторение является важнейшим этапом закрепления запоминаемого текстового или речевого материала и его прочного сохранения. Повторение - важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Исследования психологов позволили выявить некоторые закономерности процесса повторения . Перечислим их.

  • Во-первых, установили, что заучивание протекает неравномерно : вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое снижение. При этом это снижение носит временный характер, т.к. с новыми повторениями увеличивается способность к припоминанию.
  • Во-вторых, заучивание идет скачками . Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании. А потом при последующих повторениях происходит резкое увеличение объема запоминаемого материала. Это можно объяснить тем, что следы, оставляемые каждый раз при восприятии, сначала бывают недостаточными для припоминания. Потом же, после нескольких повторений, влияние этих следов сказывается сразу. И, как следствие, человек припоминает большое количество информации.
  • В-третьих, если материал легкий для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение приводит к незначительному увеличению объема запомненного материала. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть, запоминается быстро. А оставшаяся, более трудная часть, требует большего количества повторений.
  • В-четвертых, если материал сложный, то процесс запоминания протекает сначала медленно, а потом быстро. Это можно объяснить тем, что эффект от первых повторений недостаточен, и объем запоминаемого материала увеличивается лишь при многократных повторениях.
  • В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении заученного материала прочность и длительность его сохранения многократно возрастают.

Кроме указанных выше закономерностей процесса повторения существуют еще условия, способствующие повышению эффективности запоминания. Прежде всего, очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным . Для этого перед обучающимися ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу и т.д. Следует отметить, что при активном повторении активизируются сформировавшиеся связи. В результате процесс запоминания протекает более качественно. Примером активного повторения может служить пересказ после прочтения текста.

Пересказ - это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. А во время повторного чтения (пассивное повторение) активность мозга очень мала. Школьные учителя хорошо знают: среди учеников, у которых выработалась привычка пересказывать выученный материал, не бывает троечников. Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти.

Давным-давно в одном из московских институтов провели следующий эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй - три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей - два чтения и два пересказа, в четвертой - один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала была столь разительной, что вывод был сделан однозначный: «Повторное (и многократное) чтение учебного материала - пустая трата времени! Для эффективного запоминания важно активно повторить (пересказать) материал.»

Следует отметить разницу между мнемотехническим повторением и повторением в привычном значении этого слова.

Обычно мы повторяем, чтобы запомнить, а мнемонисты повторяют, чтобы сохранить уже запомненное. Они запоминают материал без ошибок еще до повторения и повторяют для того, чтобы сохранить его в памяти. Точную информацию можно повторить по-разному. Выделяют два уровня мысленного повторения.

  • Первый уровень. Мысленно повторяются только вертикальные последовательности ассоциаций («ключи») . Так, например, на последовательность предметов («метод Цицерона») может быть закреплена любая последовательность, к примеру, список дел. Вспомнив последовательность предметов, мы вспомним и список дел. На такое мысленное повторение уходит обычно всего несколько секунд.
  • Второй уровень. Повторение с припоминанием всей информации. При этом вспоминаются не только вертикальные последовательности, но и горизонтальные. Весь материал повторяется мысленно от начала до конца. В том случае, если вы запоминали большой объем точной информации и на его воспроизведение понадобится много времени, то вам нужно разбить его на части. Сначала повторите первую часть, потом сделайте перерыв. Затем вторую часть и сделайте перерыв, и т.д. Довольно часто у обучающихся не хватает терпения или сил повторить весь большой материал, они быстро устают и начинают очередное повторение с самого начала. Поэтому мы рекомендуем повторять с того места, где вы остановились, т.е. прекратили повторение.

Другим важным условием эффективного запоминания и сохранения материала в памяти является его правильное распределение во времени . В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком времени.

Проводимые исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и силы, способствуя более прочному усвоению знаний. В одном из исследований две группы школьников заучивали стихотворение разными способами: первая группа - концентрированным, вторая - распределенным. Полное заучивание при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе - только 10, т.е. в 2,4 раза меньше. При этом распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные педагоги повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года. А для того, чтобы не снизилась активность обучающихся, они используют разные приемы повторения, включая материал в новые связи.

Заучивать материал сразу, до конца и полностью мы бы не советовали. Куда полезнее при первом знакомстве с материалом заучить не все. А лишь спустя некоторое (пусть и небольшое) время можно обратиться к нему уже с целью заучивания. Такой нехитрый прием приводит к заметному уменьшению количества повторений, необходимых для полного овладения материалом. С чем же это связано?

В психологии существует такое понятие, как реминисценция . Суть этого явления состоит в том, что в процессе отсроченного воспроизведения появляются элементы, которые не были воспроизведены тотчас после предъявления материала. Другими словами, через некоторое время вспоминается больше, чем вспомнилось сразу. Таким образом, продуктивность отсроченного воспроизведения (через некоторое время) гораздо выше непосредственного после запоминания. В промежутках между запоминанием и воспроизведением происходит дополнительное неосознаваемое закрепление информации.

Чем более полно и жестко запоминается материал, тем меньше вероятность возникновения реминисценции, улучшения отсроченного воспроизведения. Это, впрочем, и естественно: если вы «задолбите текст намертво», дословно, то улучшаться отсроченному воспроизведению уже некуда, а вот ухудшаться - это, пожалуйста, что оно исправно и делает. Именно с этим обстоятельством и связано требование - не сразу, по строчке, по абзацу или как вы привыкли работать, заучивая какой-либо текст, доводя воспроизведение до абсолютного результата. Это во всех отношениях вредно.

Эксперимент. Попробуйте испытать себя сами. Один материал зазубрите до полного его «омертвения», а другой заучите процентов на 60-70 и устройте перерыв, дайте памяти возможность в этой специально вами устроенной паузе в череде утомительных повторений без вашего сознательного участия самой поработать над материалом.

Теперь о временных аспектах повторения . Природа памяти такова, что созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут при условии однократного восприятия, если их не закрепить повторением. Поэтому первое мысленное повторение необходимо делать сразу после запоминания. Что касается остальных повторений, то временные рамки зависят, прежде всего, от запомненной информации. Если вы запоминали текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно сделать через 15-20 минут после первого, третье - через 6 - 8 часов (в день запоминания), четвертое - на следующий день, через 24 часа. Если же вы запоминали точную информацию, то второе повторение нужно сделать через 40-60 минут, третье - через 3 - 4 часа (в день запоминания) и четвертое - в течение следующего дня. Вас не должно пугать большое количество повторений. Повторять из памяти намного проще и интереснее, чем пытаться безрезультатно запомнить что-то обычным методом. Мысленно повторять можно где угодно: за обедом, во время прогулок, в транспорте. При запоминании точной информации вы можете целый день «крутить ее в голове». Таким образом, реализуется принцип интенсивного обучения - обучения без перерывов, с «погружением» в предмет.

Принципы рационального повторения

Основные приемы запоминания могут быть разделены на две большие группы: методы, связанные с интеллектуальной работой над запоминаемым материалом, и методы, представляющие собой чисто мнемотехнические приемы, применяемые там, где материал не подлежит смысловому анализу или где требуется специальное заучивание терминов, фактов и т.п. Познакомьтесь с принципами рационального повторения информации.

1. Необходимо повторять информацию сразу же после ее восприятия (например, прочтения), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять. В первый день не обязательно «вгрызаться» в каждую запятую. Достаточно беглого, быстрого прочтения с элементарной целью не столько понять, сколько почувствовать, что вообще нам предстоит заучить. И главное, если вспомнить все, что ранее говорилось на тему повторения, то становится ясно, что дни, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, каким бы он ни был, может быть, даже важнее для его запоминания, чем «рабочие дни». В эти дни якобы безделья, хотите вы этого или нет, вы думаете о том, над чем работаете, у вас формируется отношение к заучиваемому материалу, а это и есть самое главное в заучивании.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом , при этом следует придерживаться строгого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации буквально «пропитаться» установкой на определенную длительность хранения информации в доступном виде, чтобы экзамен не прошел по схеме «прокукарекал, а там хоть и не рассветай».

Эта схема рассчитана на повторение материала, усвоенного в течение семестра или учебного года, и не может быть применена в тех случаях, когда в процессе подготовки информация заучивается впервые, поскольку в течение учебного года или семестра учащийся или студент не работал над ним. Практический опыт показывает, что время, отведенное на подготовку к экзамену, не так уж редко используется не для повторения, обдумывания, организации и систематизации пройденного, а как раз для экстренного, да еще в стрессовой ситуации выучивания предмета. Чтобы повысить продуктивность этого процесса, в таких обстоятельствах учащиеся нередко беспощадно эксплуатируют свою память, не считаясь с возможностями и особенностями своего организма. Самое печальное, что кажущиеся успехи в усвоении знаний при этом - иллюзия, которая существует только при наличии особого эмоционального состояния в связи со сдачей экзаменов. Исчезает эта часть программы воспроизведения - исчезают и знания, то есть становятся недоступными воспроизведению. Исчезают, потому что о ключе к их воспроизведению не позаботились. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее воспроизведения рекомендуем вам повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и еще раз на следующий день, через 24 часа. Главное, что для лучшего запоминания количество повторений должно выбираться с некоторым запасом.

4. Советуем применять комплексный учебный метод. Большие количества информации можно запоминать с помощью частного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой и т.п., обрекая, таким образом, заучиваемый материал на интерференцию с самим собой. Кроме того, в ситуации «шинковки» материала на самостоятельные, не связанные между собой по смыслу куски, то есть при использовании частичного учебного метода, информация дробится и вырывается из общего контекста, из, как правило, все-таки существующей общей логики заучиваемого рассказа, теоремы и чего угодно. Это формальное деление только по признаку объема (размера) того или иного запоминаемого фрагмента, лишь затрудняет запоминание и приводит к увеличению числа повторений.

При комплексном учебном методе вся информация, например текст, сначала запоминается целиком, в общем, пусть и не детально, как это в конце требуется, - и затем уже как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями материала и само их содержание в этом случае запоминаются куда быстрее и основательнее, а обязательное число повторений заметно сокращается. И все-таки при работе с большим по объему материалом трудно бывает хорошо запомнить текст как одно целое. Текст приходится запоминать частями. Но и в таком случае правильнее всего сначала быстренько «пробежать» весь текст целиком и лишь после этого разбить его на достаточно большие разделы, каждый из которых объединен одной темой и в каждом из которых намечена, осмыслена, пусть даже придумана тематическая ассоциация с разделами последующими. В результате при первом воспроизведении повторяется уже заученная ранее часть и запоминается следующая. При втором - повторяются первые части и запоминаются следующие, и так далее до полной победы, победы куда более легкой, быстрой и впечатляющей.

  • Лидерство и Менеджмент

Ключевые слова:

1 -1

В этой статье Вы узнаете о том, как лучше запоминать информацию благодаря надежным способам, которые уже помогли многим людям в учебе, чтении и обучении в целом.

Если Вы читаете научную литературу, чтобы изучить какую-то конкретную тему (скажем, инвестиции или интернет-маркетинг) или подготовиться к экзаменам, Вам помогут несколько правил, которые будут постоянно увеличивать Ваши возможности запоминать и воспроизводить материал.

Используйте эти правила каждый день и увеличивайте свой учебный потенциал.

Как лучше запоминать информацию:

Правило № 1: Сначала быстрое чтение, потом — детализированное

Обычно люди стараются запомнить все детали из прочитанного материала за один присест, но лучший способ выучить сложную информацию – это разделить процесс чтения на два или три этапа.

Сначала пробегите глазами по тексту, который Вам нужно прочитать (две-три страницы будет в самый раз), читая поверхностно. Не заставляйте себя запоминать что-либо во время первого чтения.

Теперь вернитесь к этому же материалу, читая медленно в этот раз. Произносите трудные слова вслух. Подчеркивайте сложные слова или ключевые понятия.

Если Вы все еще чувствуете себя озадаченным, пройдитесь по материалу в третий раз. Вы будете поражены тем, как много информации поместилось в Вашей голове!

Правило № 2: Делайте заметки

Изучая новый материал (на лекции, вебинаре, просто читая что-то), делайте заметки.

Спустя некоторое время, перепишите свои заметки в тетрадь, собирая и обобщая при этом всю информацию. Вы заметите, что Вы, вероятно, записали часть информации или материалов, которая казалась Вам очень важной во время лекции, но теперь уже не представляет интереса.

Опирайтесь на концепты, которые Вы записали, но не четко объяснили, записывая свои мысли. Посмотрите определения ключевых слов и внешних ресурсов. Запишите информацию, которую Вы нашли, в таком виде, в каком Вам удобно. Это закрепит информацию в вашей памяти.

Правило № 3: Учите других

Мы лучше всего запоминаем, когда учим других. Вот почему учебные группы могут быть очень эффективными, если их правильно использовать. Вместо того, чтобы использовать свою группу только для выполнения каких-либо заданий, попросите своего партнера «прогнать» Вас по пройденному материалу, заставить Вас устно еще раз повторить то, что Вы выучили.

Найдите в классе человека, который плохо учится, и станьте для него неформальным наставником.

Если Вы не можете найти такого «ученика», расскажите Вашему партнеру или соседу по комнате о том, что Вы узнали в классе. Не повторяйте материал, который Вы уже хорошо знаете.

Выберите информацию, с пониманием которой у Вас возникли проблемы, и заставьте себя объяснить ее кому-то за обедом или во время прогулки с собакой. Это позволит Вам действительно понять всю суть материала, который Вы учили.

Правило № 4: Говорите сами с собой

Хотите – верьте, хотите – нет, но слушая собственный голос, Вы сможете легче запоминать новые факты. Запишите на диктофон, как Вы читаете ключевые слова и определения вслух, а позже прослушайте. Этот трюк сделает Ваше самообучение более эффективным. У Вас будут задействованы несколько чувств одновременно — слуховые, вербальные и визуальные — плюс Вы будете более внимательны, так как чтение вслух требует концентрации.

Есть еще одна забавная хитрость. Она заключается в том, чтобы сделать из гибкой ПВХ трубы «телефонную трубку», которую Вы могли бы подносить ко рту и прикладывать к уху во время чтения вслух. Хотите – верьте, хотите – нет, но концентрированный звук собственного голоса, проходящий через этот «телефон», будет проще запомнить, чем Ваш обычный голос во время чтения материала вслух.

Правило № 5: Используйте визуальные подсказки

Многие из нас запоминают все с помощью визуального канала. Вы можете фактически запечатлеть в своем сознании образ формулы, определения или понятия, и сможете легко вспомнить нужную информацию во время теста или в случае необходимости.

Используйте эту функцию Вашей памяти, рисуя картинки на карточках или используя различные цветные маркеры, когда записываете информацию, необходимую для запоминания.

Например, если Вам нужно запомнить латинский или греческий корень слова, Вы можете рисовать картинки, которые символизируют значения этих слов. Латинское слово «аqua» означает воду, так что Вы можете написать «aqua» голубым маркером и нарисовать рядом каплю. Латинское слово «spec» означает смотреть, так что Вы можете нарисовать рядом очки.

Карточки также являются полезным инструментом для визуального запоминания, особенно если Вы используете картинки и цвета, чтобы сделать их. Вы на самом деле может вспомнить слово или формулу просто потому, что вспомните, как Вы мучились, решая каким цветом стоит написать это определение – оранжевым или зеленым. Цвет может вызвать Вашу зрительную память, что и поможет Вам получить доступ к информации.

Посмотрите интересное видео про визуальные заметки, помогающие быстро запоминать информацию:

Правило № 6: Используйте шокирующий стимул

Было ли у Вас когда-нибудь ощущение во время учебы, что Вы просто неспособны запомнить важную информацию?

Хотите – верьте, хотите — нет, но использование какого-нибудь шокирующего физического стимула поможет Вам понять, а затем и запомнить сложный материал.

Согласно исследованию, проводимо на тему: «Как лучше запоминать», если положить руку в миску с ледяной водой во время учебы, то это поможет запомнить, а потом вспомнить нужную информацию. Это происходит потому, что отрицательные раздражители активируют часть Вашего мозга, отвечающую за память (предположительно это происходит для того, чтобы мы лучше запоминаем негативный опыт, чтобы не повторять его, но это так же эффективно работает при обычном запоминании информации).

Вы можете использовать ледяную воду, что-то горячее или умеренную боль, чтобы помочь себе запомнить сложную информацию. Попробуйте щипать себя за руку, держа мешочек со льдом в руке, или держите чашку горячего чая во время учебы, чтобы стимулировать Вашу память. Главное не навредить себе по-настоящему!

Правило № 7: Жуйте жвачку

Учителя могут запрещать жевание резинки на своих уроках, потому что они не хотят потом отдирать ее из-под столов, но сам процесс жевания жвачки может помочь Вам лучше учиться и справляться с тестами.

Одно исследование изучало эффект от жевания резинки во время теста (на примере выпускников). Исследование показало, что жевание резинки помогло ученикам закончить тест на 20 минут раньше.

Другое исследование было проведено на восьмиклассниках, сдававших годовой экзамен по математике. Результаты показали, что ученики, которые жевали резинку, получили за тест оценку на 3 процента выше, чем их товарищи, не жевавшие резинку.

Как жвачка помогает лучше запоминать информацию?

Процесс жевания жвачки стимулирует приток крови к мозгу и помогает Вам оставаться бодрым.

Какие жвачки лучше действуют?

Не имеет значения, жуете ли Вы жвачку с сахаром или без. Значение имеет ее вкус. Переходите на жвачки со вкусом мяты, поскольку мята действует как психический стимулятор и поможет Вам чувствовать себя спокойным и сконцентрированным.

Правило № 8: Участвуйте в работе класса, даже когда чувствуете дискомфорт

Возникли проблемы с определенным понятием?

Большинство из нас предпочитают отсидеться где-нибудь в уголке и остаться незамеченными в классе, пока нам не разложат весь материал по полочкам. Но эта привычка всегда будет мешать Вам в процессе обучения. Поднимите руку, задайте вопрос или добровольно поучаствуйте в обсуждении темы, с которой у Вас возникли затруднения.

Вы не посещаете групповые занятия? Найдите кого-то, кто понимает нужную Вам тему, и обратитесь за советом или помощью. Пусть вас беспокоит то, что Вы что-то не понимаете.

Дискомфорт, который Вы чувствуете во время выполнения этих действий, повысит Ваши возможности запоминания. Вы получите ответы на Ваши вопросы и легко сможете вспомнить материал позже, когда будет больше всего нужно.

Правило № 9: Выделяйте и перефразируйте то, что читаете

Читая трудный для понимания текст, Вам может показаться, что у Вас уже буквы плывут перед глазами. Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова и понятия во время чтения.

Произносите слова или понятия вслух в то время, как выделяете их, а затем запишите (при этом перефразировав) материал в тетрадь. Это поможет вам переварить всю информацию, а не просто поверхностно пробежаться по ней глазами.

Правило № 10: Придумывайте стишки или песни

Вам, конечно, не нужно будет проделывать этот трюк с большинством материала, но Вы можете открыть для себя пользу в придумывании стихотворений, рифм или запоминающихся песен, которые помогут запомнить особо сложные формулы.

Вам может оказаться легче запомнить формулу, если Вы придумаете для нее музыкальное оформление.

Как формулы помогают лучше запоминать информацию?

Многие формулы не имеют для нас никакого смысла. Они выглядят как список случайных цифр и букв, или кажутся набором случайных инструкций, которым не хватает связующего элемента.

Если Вы превратите формулу в песню или стих, Вы осознаете то, что когда-то казалось иррациональным, и это осмысление материала позволит Вашему мозгу лучше воспринять информацию и сохранить ее таким образом, чтобы потом к ней можно было легко получить доступ.

Правило № 11: Ищите ассоциации

Аналогичным образом, метод ассоциаций может помочь Вам отыскать связь между датами или отдельными фактами, которые необходимо запомнить в определенном порядке.

Найдите способ связать дату и имя, чтобы в этом был какой-то смысл, используя игру цифр или слов. Вы, наверное, уже когда-то делали что-то подобное, когда Вам нужно было запоминать пароль или номер телефона.

Найдите способ связать число с именем таким образом, чтобы это имело смысл для Вас и вопрос, как лучше запоминать информацию, не будет для Вас таким острым.

Правило № 12: Делайте перерывы во время учебы

Если Вы постоянно учитесь на протяжении длительного периода времени, то можете заметить, что Ваша производительность падает по мере того, как долго Вы просиживаете за занятиями. Исследования доказывают, что во время учебы необходимо делать 10-минутный перерыв каждый час, чтобы максимизировать производительность.

С чего должен состоять такой перерыв?

Обязательно встаньте, пойдите в туалет, выпейте чего-то или перекусите. Лучше всего покинуть комнату, в которой Вы сидите, и немного подвигаться, чтобы улучшить кровоток. Если у Вас есть такая возможность, попрыгайте или сделайте растяжку, чтобы получить прилив адреналина и взбодриться. После этого можете опять браться за работу.

Правило № 13: Найдите практическое применение

Возникли проблемы с запоминанием формулы или теории?

Проблема в том, что Вы, вероятно, не нашли практическое применение для этого понятия в жизни, поэтому ваш мозг все никак не хочет его запоминать.

Представьте, как можно использовать на практике эту формулу или понятие для решения реальной проблемы. Если это возможно, разыграйте или мысленно представьте себе влияние этой проблемы в практической плоскости. Это поможет Вам понять формулу или понятие и в случае надобности легко вспомнить.

Правило № 14: Создайте физический образ

Некоторые концепции трудно понять, пока Вы не увидите их физический образ или иллюстрацию идеи.

Например, оценить важность микроскопического анализа Вы сможете, взглянув на изображение цепи ДНК или анатомии клетки. Если вы не можете создать физический образ или картинку, найдите изображение в Интернете. Это поможет Вам отчетливо представить проблему.

Правило № 15: Читайте важную информацию перед сном

Наш мозг продолжает работать, даже когда мы спим. Перечитайте свои конспекты перед сном еще раз, чтобы Ваш мозг смог лучше усвоить материал в то время, когда Вы спите.

Не читайте ничего, что вызывает у Вас тревогу или огорчает (так Вы рискуете нарушить свой сон). Вместо этого используйте этот трюк, чтобы закрепить основные понятия и информацию, которая понадобиться Вам позже.

Правило № 16: Практикуйте дыхательные упражнения

Стресс подавляет способность к концентрации и усложняет доступ к информации, которую Вы уже выучили.

Вот почему Вы спокойно можете понять принцип, находясь в классе, но затем зайти в тупик во время написания теста. Вы знаете, что информация находится где-то на задворках Вашего разума, но Вы просто не можете получить доступ к ней. Это происходит потому, что стресс отключает Вашу возможность концентрироваться на чем-либо, у Вас остаётся только реакция «бей или беги».

Чтобы побороть стресс, делайте на протяжении от трех до пяти минут.

Найдите тихое место, установите таймер, закройте глаза, а затем сосредоточьтесь исключительно на своем дыхании. Вдохните как можно глубже, задержите дыхание, пока не почувствуете небольшой дискомфорт, а затем медленно выдохните, пока Вы не почувствуете полного облегчения.

Повторяйте в том же духе, не беспокоясь ни о чем и фокусируя все внимание на том, как приятно просто дышать, пока таймер не прозвонит.

Попробуйте выше перечисленные способы запоминания информации и найдите самые эффективные для Вас.

Удачи в усвоении новой информации!

Вас это заинтересует:

Понравилась статья? Поделитесь ей