Контакты

Творческие работы в рамках уроков русского языка. Производные предлоги Словарный диктант по теме правописание производных предлогов

Сборник диктантов по русскому языку для 7-го класса.

Частицы

Диктант №1

Как ни вслушивайся, не услышишь ни одного постороннего звука. Ни чайки не кричат, ни пароходы, проходящие мимо, не нарушают безмолвия. Даже ветер, весь день раскачивавший кроны деревьев, затих. Лишь шумит прибой, не смолкая ни на минуту. Вправо и влево стелется ровная гладь, и нет ей ни конца ни края. Волны, обгоняя одна другую, стремительно накатываются на берег и так же быстро убегают прочь.

Невозможно не залюбоваться этой величественной панорамой. Шафранный полумесяц выглянул из-за туч и осветил морскую гладь. Свет серебряных звезд зажигает миллионы вспыхивающих и тут же гаснущих искр. Как прекрасно вокруг, как загадочно! Именно эта загадочность привлекает и завораживает.

Не раз задумывался я над тем, в чем очарование моря, и не смог найти ответа. Кто только не пишет о море, не поет о нем! не один художник брался за кисть, чтобы передать неповторимость морской стихии. Много поэтов и композиторов пытались постичь тайны моря, но не один гений не проник в них до конца. Разве есть на свете что-нибудь более величественное и прекрасное, чем эта движущаяся, дышащая, сверкающая громада?! (160 слов)

Диктант №2.

В начале лета я несколько дней провел в одиночестве, никем и ничем не нарушаемом. Ввиду того что разлилась река, мне пришлось отложить отъезд.

Старинный дом был окружен огромным запущенным садом. В течение многих часов я наблюдал за расцветающими деревьями, подрастающими цветами. Каких только красок, звуков, запахов не было вокруг!

Куда ни посмотришь, всюду благоухает акация, радуют глаз кусты жимолости. Нельзя не восхищаться нежными нарциссами, невозможно не залюбоваться порхающими шоколадными бабочками и стрекозами с бледно-лиловыми крылышками. Ни на минуту не смолкают птичьи трели, кузнечики и цикады также стрекочут, привлекая внимание. Устремляются ввысь деревья, тянутся навстречу солнцу, дарящему тепло. Как ни всматривайся, на ярко-синем небе не увидишь ни тучки, ни облачка.

Куда меня только не забрасывала судьба! Но где бы я ни был, какими бы красотами ни любовался, очарование того незабываемого лета не изгладилось из памяти до сих пор. (133 слова)

Диктант №3

Несмотря на то, что днем солнце припекало, как-то сразу стало свежо и ветрено. Пригорки и холмы, овеваемые ветром, принимают бледно-лиловый оттенок. Сизо-алый закат, догорающий как-то нехотя, холоден и неярок. Нет ни пурпурных, ни оранжевых красок. Сколько ни всматривайся, не увидишь ничего броского, радующего глаз.

Пронизывающий насквозь ветер, не стихающий в течение всего вечера ни на минуту, не оставил на палубе ни одного пассажира. Не раз выходил я из каюты, но не решился подойти к борту.

Где я только не был, по каким морям не плавал! Но в этот поздний час невозможно было не содрогнуться, глядя на темно-синюю ледяную воду, не имеющую ни конца ни края.

Сумерки, все больше сгущаясь, поглощают последние краски. Ночь с мутно-бледной луной, что плывет в облаках, холодна так же, как вчера. (123 слова)

Сочинительные союзы

Диктант №1

Как-то чересчур быстро наступила осень. До чего изменился лес, еще совсем недавно наполненный звуками и красками лета! Ни цветы не пестреют, ни трава не зеленеет. Шуршит золотистой листвой березка, клен тоже вот-вот станет багряным. Лишь ели зеленеют по-прежнему да радуют глаз своими пышными кронами.

Не только деревья, но и птицы чувствуют поступь осени. Поднимаются ввысь птичьи стаи, и далеко окрест разносятся их прощальные крики. То ли дикие гуси гогочут, перекликаясь в пути, то ли курлычут о чем-то своем журавли. И не разберешь: не то это прощальный плач, не то призывный клич.

А как все-таки хорошо вокруг! Солнце не то чтобы теплое, но яркое, а дни хотя и ветреные, но все еще теплые. Осень набирает силу, вступая в свои права, то приостанавливается, замедляя ход.

Прохладен осенний воздух, зато до чего свеж! И, вдыхая его, уже не столько грустишь о лете, сколько радуешься осени. (145 слов)

Предлог

Диктант №1

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей. (106 слов)

Диктант №2

Вследствие того, что деревенька, в которую я по ошибке заехал, находилась в стороне от центральной проезжей дороги, здесь было необычайно трудно сыскать хоть какой-нибудь попутный транспорт. В течение недели шли дожди, и выбираться было невозможно. Я уже начал раскаиваться в предпринятой мной затее, как вдруг на помощь мне пришел случай.

На рассвете мимо трактира пронеслась, поднимая причудливое облако быстро рассеявшейся пыли, на станцию коляска, которая привезла к поезду управляющего имением, находившимся недалеко от тех мест, куда я направлялся. Об этом мне сказала выглянувшая из распахнутого настежь окна хозяйка трактира. Когда коляска возвращалась обратно, я кинулся навстречу, и кучер, несмотря на небольшой крюк, который ему предстояло сделать ввиду того, что разлилась река, согласился подвезти меня.

В продолжение всего пути меня переполняли удивительные чувства, навеваемые ощущениями от быстрой езды и красотой окружающей природы. Сначала мы ехали вдоль извивающейся реки, в течении которой повсюду встречались пороги, затем полем, стелющимся по обеим сторонам дороги. В заключение путешествия мы пересекли не так давно посаженный лиственный лесок, где и располагался выстроенный в виде старинного средневекового замка помещичий дом.

Давно, мой друг, не катался я в коляске! (165 слов)

Диктант №3

В течение нескольких часов пароход, ни на минуту не замедляя ход, плывет на юго-запад. Южная ночь, наступившая как-то внезапно, поглотила яркие краски заката и окрасила все вокруг в темно-синий цвет. Небо блестело плотными лиловыми облаками, не оставляющими ни малейшего просвета. Сколько ни всматривайся, не заметишь ни одной звездочки. Месяца тоже не видно. Ничто не нарушает тишину, лишь плещутся о борт, накатываясь одна на другую, неугомонные волны.

Около полуночи над бескрайней равниной моря вышел оранжевый печальный полумесяц, рассеявший непроглядную мглу. Тут же на воду легла неширокая, но искрящаяся и переливающаяся шафранная дорожка. Неожиданно налетевший ветер порыл ее мелкой рябью и погнал прочь. Несмотря на месячный свет, немного скрасивший темноту, все вокруг по-прежнему пустынно и уныло. (113 слов)

Основные орфограммы: правописание причастий, наречий, производных предлогов .

Итоговые диктанты .

Диктант №1

Вечерняя заря догорает. Небо, кое-где покрытое облаками, расцвечено багряными, оранжевыми, ярко-желтыми красками. Воздух, настоянный на травах, прозрачен и свеж. Сквозь распахнутые настежь окна виден сад с колышущимися от ветра деревьями и цветочными клумбами в виде правильных многоугольников. Вдали просматриваются луга, заросшие некошеной травой.

Лучи заходящего солнца проникают сквозь тонкие тканые гардины, освещают золоченую и посеребренную посуду, окрашивают в мягкие тона светло-серые стены и беленый потолок. Последний солнечный луч, не спеша скользя по паркету, замирает и как-то нехотя гаснет. Повсюду царит ничем не нарушаемая тишина. Сколько ни вслушивайся, не услышишь ни звука.

Неожиданно из-за горизонта появляется туча и в течение нескольких минут закрывает полнеба. Быстро сгущается темнота. Внезапно небо озаряется зигзагообразной молнией, а затем раздается громовой раскат. На землю падают первые капли, и тут же обрушивается равномерным шумом падающий ливень. Потоки воды хлещут по листьям, сгибают тоненькие деревца, пригибают к земле цветы. Гром, катящийся откуда-то издалека, не прекращается ни на минуту. В окно врывается насыщенный сыростью ветер. Вздрагивающие, трепещущие молнии по-прежнему сверкают, будто стараясь заглянуть в комнату. (164 слова)

Диктант №2

Ввиду того что недавно построенная мазаная хата, к которой я пробирался, находилась на самом берегу моря, мне в течение долгого времени пришлось плутать по нетоптаным горным тропинкам. Панорама, открывшаяся моему взору, была поистине великолепна.

Море, плещущееся внизу, волны, с бешеной силой бьющиеся о прибрежные скалы, усеянный звездами купол неба, горы, громоздящиеся одна на другую в виде гигантских пирамид, - все было величественно и торжественно. Куда ни глянешь, на всем лежит таинственный покров ночи.

Преодолев крутой подъем, я приблизился к тесаному частоколу, приоткрыл окованную железом калитку и, пройдя по дорожке, заросшей еще не скошенной травой, заглянул внутрь помещения.

Посреди комнаты стоял некрашеный стол, на краю которого еле-еле теплилась зажженная кем-то керосиновая лампа. Лавка, сколоченная из плохо струганных досок, примостилась в углу, занавешенном не спущенной до конца домотканой шторой. Деревянная полка, заставленная глиняной посудой, пристроившаяся сбоку плетеная корзина, несколько крупно рубленных поленьев – вот все, что я смог рассмотреть в сумраке, слегка рассеявшемся от света горящей лампы. (150 слов)

Экзаменационная работа для 7-го класса

В течение сентября шли, ни на день не прекращаясь, по-осеннему затяжные дожди. Плотные меловые облака низко нависали над землей. Сколько ни всматривайся, не увидишь на небе ни малейшего просвета. Все вокруг было как-то уныло и невзрачно: поля убраны, трава скошена, деревья, еще недавно расцвеченные бордовыми, багряными, оранжевыми красками, сбросили свою листву. Никем не убранные листья устлали аллеи и тропинки, покрыли мокрые от дождя крашеные скамейки. Сад опустел, лишь вороны важно расхаживали по дорожкам, каркая и изредка взмахивая крыльями. Ветер, наполненный сыростью, пронизывал насквозь.

В эти безрадостные непогожие дни в доме было особенно уютно. Жарко натопленная печь прогревала стены, окна, занавешенные ярко-желтыми шторами, и недавно беленный потолок. Слева от печи лежали березовые поленья, и от них исходил сладковатый, слегка дурманящий запах.

Стол был накрыт к чаю. Посередине возвышался золоченый самовар, граненые стаканы в серебряных подстаканниках стояли на белоснежных салфетках, небольшая, но изящная стеклянная вазочка наподобие цветка была до краев наполнена яблочным вареньем. Все было готово к приему гостей. (160 слов)

(По материалам газеты «Русский язык» №2 (122), январь 1998 года – приложения к газете «Первое сентября»)


Задание 1. Запиcать, раскрыв скобки.

(В) течени… года, (в) следстви… дождя, (в) последстви… он заболел, (в) роде облака, (в) продолжени… часа, (в) начале романа, (в) виду шторма, (в) начале подумай, (на) счет банка, (в) отличи… от других, (в) виде шара, (не) смотря под ноги, (не) смотря на непогоду, спросить (на) счет поездки, (не) взирая на потери, сделать (во) что (бы) то (ни) стало, (по) причине засухи, (в) заключени… вечера, оказался (в) заключени…

Задание 2. Определить частеречную принадлежность выделенных слов, записать, раскрыв скобки.

Каждый раз он говорит одно и (то) же. Сад небольшой, (за) то тенистый. Не ругайте его, ему (и) так стыдно. О людях надо судить (по) тому, что они в жизни сделали. Я ухожу, по(тому) что уже поздно. (По) этому расписанию поезд уже не ходят. Я (то) же ничего не слашал об этом. Что (бы) много знать, надо учиться. Коротко и ясно, (от) того и прекрасно. Не знаю, что(бы) такое приятное вам сказать. Мы так(же) пойдем на концерт. И (так), выводы ясны. Что (бы) вы мне посоветовали? Он работал так (же) хорошо, как и все. При (том) доме был парк, при (чем) старинный.

Ответы :

1. В течение года, вследствие дождя, впоследствии он заболел, вроде облака, в продолжение часа, в начале романа, ввиду шторма, вначале подумай, на счет банка, в отличие от других, вроде шара, не смотря под ноги, несмотря на непогоду, спросить насчет поездки, невзирая на потери, сделать во что бы то ни стало, по причине засухи, в заключение вечера, попал в заключении.

2. Каждый раз он говорит одно и то же. Сад небольшой, зато тенистый. Не ругайте его, ему и так стыдно. О людях надо судить по тому, что они в жизни сделали. Я ухожу, потому что уже поздно. По этому расписанию поезд уже не ходят. Я тоже ничего не слашал об этом. Чтобы много знать, надо учиться. Коротко и ясно, оттого и прекрасно. Не знаю, что бы такое приятное вам сказать. Мы также пойдем на концерт. Итак, выводы ясны. Что бы вы мне посоветовали? Он работал так же хорошо, как и все. При том доме был парк, причем старинный.

Диктант №1

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.

Диктант №2

Вследствие того, что деревенька, в которую я по ошибке заехал, находилась в стороне от центральной проезжей дороги, здесь было необычайно трудно сыскать хоть какой-нибудь попутный транспорт. В течение недели шли дожди, и выбираться было невозможно. Я уже начал раскаиваться в предпринятой мной затее, как вдруг на помощь мне пришел случай.

На рассвете мимо трактира пронеслась, поднимая причудливое облако быстро рассеявшейся пыли, на станцию коляска, которая привезла к поезду управляющего имением, находившимся недалеко от тех мест, куда я направлялся. Об этом мне сказала выглянувшая из распахнутого настежь окна хозяйка трактира. Когда коляска возвращалась обратно, я кинулся навстречу, и кучер, несмотря на небольшой крюк, который ему предстояло сделать ввиду того, что разлилась река, согласился подвезти меня.

В продолжение всего пути меня переполняли удивительные чувства, навеваемые ощущениями от быстрой езды и красотой окружающей природы. Сначала мы ехали вдоль извивающейся реки, в течении которой повсюду встречались пороги, затем полем, стелющимся по обеим сторонам дороги. В заключение путешествия мы пересекли не так давно посаженный лиственный лесок, где и располагался выстроенный в виде старинного средневекового замка помещичий дом.

Давно, мой друг, не катался я в коляске!

Диктант №3

В течение нескольких часов пароход, ни на минуту не замедляя ход, плывет на юго-запад. Южная ночь, наступившая как-то внезапно, поглотила яркие краски заката и окрасила все вокруг в темно-синий цвет. Небо блестело плотными лиловыми облаками, не оставляющими ни малейшего просвета. Сколько ни всматривайся, не заметишь ни одной звездочки. Месяца тоже не видно. Ничто не нарушает тишину, лишь плещутся о борт, накатываясь одна на другую, неугомонные волны.

Около полуночи над бескрайней равниной моря вышел оранжевый печальный полумесяц, рассеявший непроглядную мглу. Тут же на воду легла неширокая, но искрящаяся и переливающаяся шафранная дорожка. Неожиданно налетевший ветер порыл ее мелкой рябью и погнал прочь. Несмотря на месячный свет, немного скрасивший темноту, все вокруг по-прежнему пустынно и уныло.

Основные орфограммы: правописание причастий, наречий, производных предлогов.


^ СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ПРЕДЛОГ

Словарные диктанты

I. Бросился мне навстречу; она не пришла на встречу; плыть навстречу кораблю; надо было торопиться на встречу с одноклассниками; навстречу летели брызги; гнал навстречу стадо; шли навстречу путникам.

II. Говорили насчет экскурсии; надо иметь это в виду; спонсоры перевели деньги на счет школы; ввиду приближающихся холодов; проплыть в виду пристани; распорядиться насчет обеда; стоять в виду берега.

III. Вследствие плохой погоды; в следствии допущены ошибки; не приехал вследствие болезни; вследствие дождей река вышла из берегов; расширяется вследствие перегрева; вследствие переутомления; обнаружены факты в следствии по делу; включено в следствие по делу; озеро образовано вследствие землетрясения; в следствии не было обнаружено ошибок.

IV. В продолжение лета; в продолжение фильма введены новые герои; новые герои действуют в продолжении фильма; заниматься в течение года; лодка попала в течение реки; в течении реки много поворотов; отсутствовать в течение недели; улучшения в течении болезни; в течение минуты; путешествовать в продолжение месяца; видеть изменения в течении ручья; встретиться с героями в продолжении фильма.

V. Отвечал, не смотря в книгу; собрали хороший урожай, несмотря на засуху; судно вышло в море, несмотря на непогоду; поднимались по склону, не смотря вниз; принялись за работу, несмотря на усталость; говорил с отцом, не смотря на него; соревнования продолжались, несмотря на снегопад.

^ Правописание производных
предлогов и союзов

Словарный диктант

В течение длительного времени; изменения в течении реки; в продолжение целого лета; вследствие сильных дождей; в следствие вкралась ошибка; в следствии допущена ошибка; новые герои действуют в продолжении романа; новые герои включены в продолжение романа; узнать насчет экскурсии; перечислить на счет школы; вместо благодарности; в место укромное положить; в заключение доклада; много лет декабристы находились в заключении в Сибири; несмотря на неудачу; шел, не смотря по сторонам; отвечал, не смотря на написанное; ввиду приближения холодов; имей это в виду; в течение пяти лет; испортился ввиду перегрузки; проплыть в виду города; расширяется вследствие перегрева; отстал ввиду болезни; в течение минуты; не приехал вследствие болезни; поднимались на вершину, не смотря вниз; отвечал, не смотря в учебник.

^ Предупредительный диктант

1) В течении реки пеной вскипала вода на порогах. 2) Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. 3) Ошибка произошла вследствие незнания условий местности. 4) Почти в течение всего месяца шли дожди. 5) О продолжении разговора не могло быть и речи. 6) Жара давала себя чувствовать, несмотря на вечер. (А. Казанцев) 7) Он пролежал так несколько часов, в течение которых отступало море. (А. Казанцев) 8) Он отвечал, не смотря в записанный на листке план. 9) Вследствие глубокого снега лоси не ходили по тайге, а стояли на тех местах, где застала их непогода. (В. Малов) 10) В продолжение нескольких дней еще будет осыпаться листва. 11) Ввиду плохой погоды рейсы самолетов были отменены. 12) Вы поможете мне в продолжении моих поисков?

^ СОЮЗ

Слитное написание
союзов также, тоже, чтобы

Словарный диктант

Он тоже пришел и рассказал то же самое; он тоже ученик талантливый; говорить то же, что и другие свидетели; так же хвастлив, как и брат; он тоже готов идти; у него тоже была собака; что бы мне почитать, чтобы не скучать в дороге; что бы ни случилось, надо, чтобы все сохраняли спокойствие; действовал так же хитро, как и охотник; в то же время приехал и брат; он тоже приехал на праздник; задача решалась так же, как и предыдущая; я тоже пойду в поход; и он в то же время был там.

^ Объяснительные диктанты

I. 1) Линии рта были мужественны и в то же время детски наивны. (М. Шолохов) 2) Но здесь тоже успела поселиться тишина. 3) Шел по коридору, привычно здоровался, улыбался. Ему тоже улыбались. (В. Шукшин) 4) Он в этот час тоже вышел глянуть на Байкал. (В. Шукшин) 5) Тот тоже был труженик вечный и так же бодрился, когда приходилось туго. (В. Шукшин) 6) Каждого приезжающего в Петербург охватывало одно и то же чувство восхищения. 7) Все делалось поспешно и в то же время будто сквозь сон. 8) Мое расследование тоже не продвигалось.

II. 1) Шелестя листвой, качались под ветром деревья, по темно-синему небу все так же бежали облака. (С. Майоров) 2) Через минуту он исчез в снежной пурге так же внезапно, как и появился. 3) И манеры его были также весьма величественны и неспешны, так же он и говорил. (А. Адамов) 4) Так же, как и вчера, за окном шумел дождь.

III. 1) Всякий человек склонен рассуждать, что бы он сделал на месте другого. (М. Семенова) 2) Ночь открывала бесчисленные глаза, чтобы смотреть вниз до рассвета. (М. Семенова) 3) Дорога была достаточно широка, чтобы на ней могли разъехаться два грузовика. (В. Пелевин)

IV. 1) Она молча прошла по коридору и так же молча пригласила войти в комнату. 2) Мечтал также отправиться в экспедицию. 3) Зато тайга оживала, когда наступали лунные ночи. 4) Что бы он ни делал, все выходило плохо. 5) Все так же лился лунный свет в окна. 6) И тогда я тоже собрал все силы, чтобы вытерпеть еще хотя бы минуту. (С. Смирнов) 7) Человек благодарил меня за то, что я проявил интерес к звездному небу. (Ю. Олеша) 8) Она улыбнулась, затем медленно поднялась с кресла. 9) День выдался пасмурный, зато не было жарко. 10) Все так же валил снег, и так же ничего не было видно. 11) Море так же, как вчера, было спокойное. 12) Здесь тоже когда-то была проселочная дорога, но ею давно не пользовались, и она заросла кустами и мелкими деревцами. (В. Мясников) 13) Был он невысок, в то же время поджар, мускулист. (В. Мясников) 14) Комната тоже производила странное впечатление. 15) Прибывшие также расположились у костра. (И. Ефремов) 16) В то же мгновение из вершины холма вырвался огромный огненный столб. (А. Казанцев) 17) Чтобы усмирить пробужденную стихию, надобно напряжение всех людских сил. (А. Казанцев) 18) Море темнело, волны теряли свой блеск, зато небо начало светлеть. (И. Ефремов)

^ Контрольные диктанты

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.
Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадет семя, то оно разрастется и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются. (125 слов)

(Н. Ефимова)

ЧАСТИЦА

^ Различение на письме частиц не и ни

Словарные диктанты

I. Не было ни пылинки; не мог не думать о матери; нимало не сомневался в успехе; не считаться ни с чьими интересами; ничем не помочь; ему нельзя ни в чем довериться; ни к кому не обращался; не знал ни правил, ни формул; как ни трудно, а сделать надо; нельзя не гордиться его успехами; здание оказалось не чем иным, как библиотекой; ничем иным это не могло оказаться; не шелохнется ни кустик, ни веточка; что ни сделает, все хорошо; как ни старайся, все напрасно.

II. Не поймал ни рыбешки; в поле ни былинки; не мог не расслышать; в доме ни кусочка; не вырастил ни зернышка; ни один не пришел; не раз опаздывал; ни разу не был; откуда ни возьмись; не умолкая ни на минуту; в доме ни души; о нем ни слуху ни духу; не пролито ни слезинки; не сделал ни одной модели; не сказал ни слова.

^ Предупредительный диктант

1) Нельзя не любоваться закатом. 2) Какие б мысли ни одолевали, я спокоен за него. 3) Какие только мысли не одолевали меня! 4) Где он только не бывал! 5) Где он ни бывал, всюду его встречали радостно. 6) Когда не придешь к подруге, она обижается. 7) Когда ни придешь к подруге, она болтает по телефону. 8) Кто не читал эту книгу, должен ее прочитать. 9) Кто ни читал эту книгу, всем она нравилась. 10) Ни слова больше! 11) Он не мог не приехать. 12) Не мог не позвонить. 13) Не думай о секундах свысока. (Р. Рождественский) 14) Кто не проклинал автобусные давки! 15) Ничем иным это не объяснить. 16) Мы ни разу не рыбачили вместе. 17) Ни о каких поездках не может быть речи. 18) Ничто иное его не радовало. 19) Как ни трудно, а делать придется. 20) Как ни старались экономить продукты, к концу недели они кончились. 21) Как мороз ни скрипуч, он не больно могуч. (Пословица) 22) Сколько бы кукушка ни куковала, а зиме отлетать. (Пословица) 23) Как бы ни темна ночь, непременно день наступит. (Пословица) 24) Но ничего не шевелилось ни вокруг меня, ни впереди. (И. Тургенев) 25) Здесь не было ни единого кустика, ни деревца. 26) Сколько я ни ходил, медведя не встретил. (И. Соколов-Микитов) 27) Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. (В. Песков)

^ Слитное и раздельное написание ни и не

Словарные диктанты

I. Нелепый поступок; недозрелый арбуз; не жаль времени; не достает до дна; недостает доброты; небо не голубое; непродуманное решение; волосы не распущены; не усвоив предыдущего; не чувствуя никакой боли; повадки не лисьи; портфель не кожаный; не нужно так говорить; чайник не фарфоровый; ветка не сломана; не обладающий тактом; поступил не по-товарищески; сочинение не проверено; не ответив на письмо; не менее двух метров; еще не замерзшая речонка; никем не интересовался; ни с кем не делился своими проблемами; неоткуда взять силы; никуда не годится; сделать во что бы то ни стало; как ни в чем не бывало; не лучше этого; сделал не по-вашему; никогда не ссорился; негде яблоку упасть; никак не соглашался; нигде не видно; ничем не измерить; не предупредил вовремя; ничего не видел; нисколько не удивился; светит не по-летнему; не жаль; не нужно; не было времени; не закрытая мною дверь; не продумав до конца; длительное ненастье; неряшливый вид; несуразный наряд; негодовать по поводу случившегося; не глубокое, а мелкое озеро; небольшая, а быстрая речонка; не пораженные сорняком; сделал не лучше; непрошеный гость; несмышленый малыш; далеко не интересный фильм; не завершенная, а только начатая работа; не говори несуразицы; далеко не легкая задача; всякие неожиданности; скрытая неприязнь; сделал небрежно; не высоко, а низко.

II. Говорил неправду; это была не правда, а ложь; некрасивый поступок; не красивый, а просто симпатичный; ушел недалеко; ушел не далеко, а близко; говорил несуразицы; нелепый поступок; выглядел нелепо; вовсе не красивый наряд; поступил далеко не красиво; нелегкое задание; далеко не легкая задача; взлететь невысоко; взлететь не высоко, а низко; некрасивый плащ; не веселый, а грустный вид; отвечал небрежно; вел себя непринужденно; несбыточность помыслов; недорогой, но красивый шарф; неширокая, но глубокая река; скрытая неприязнь; всякие неожиданности; неприглядный вид.

III. Не был в школе; не мог; не говорил; не нарушай; с утра нездоровится; сразу невзлюбил; не чувствуя; не говоря; не понимая; негодуя; невзирая на лица; не вспоминая; не надеясь; не видеть; ненавидел фальшь; нераспечатанное письмо; не распечатанное отцом письмо; письмо не распечатано; вода не пролита; не написанный, а отпечатанный лист; не встреченный мною друг; невстреченный друг; полы не покрашены; не покрашенные краской полы; непокрашенные полы; трава не скошена; нескошенная трава; еще не скошенная трава; вовсе не продуманное решение; не знающий усталости турист; незаселенные дома; еще не заселенные дома; дома не заселены; поступить не по-товарищески; не жаль бездельника; не нужно опаздывать; портфель не кожаный; кофта не коричневая; вопрос не решен; река неширока; путь не долог, а короток; бормотал что-то невнятное; обошлось недешево; стоит не дешево, а дорого; невежда в музыке; не должен унывать; несмотря на непогоду; неисправимый дефект; перейти неширокую, но глубокую речку; не заглядывая в завтрашний день; не громкий, а тихий говор; вести себя непринужденно; непрерывный крик; костер не погашен; непогасший костер; неказистая фигура.

^ Раздельное и дефисное написание частиц

Объяснительный диктант

1) Те же ветры сумрачные дули, те же облака бесстрастно шли... (В. Брюсов) 2) Пора бы жизнь осмыслить, подытожить. (В. Брюсов) 3) Красное солнце! Глянь-ка в оконце! (А. Блок) 4) Старшая сестрица, дай-ка нам водицы! (А. Блок) 5) Попробуй-ка его убедить. 6) С четырех часов Невский проспект пуст, и вряд ли вы встретите на нем хотя одного чиновника. (Н. Гоголь) 7) Тут же расположились охотники. 8) И все-таки ощущение близко витающей, прямо-таки рассеянной в зимнем воздухе тайны меня не покидало. (Е. Яковлева) 9) Могла бы не говорить об этом. 10) Экскурсия-то не входила в его планы. 11) Отправился-то он быстро, да отца уже дома не застал. 12) Мы-то и не думали об этом. 13) Сделал бы он это быстро, не пришлось бы нам засиживаться теперь до вечера. 14) Ехал бы далече, да болят плечи. (Поговорка)

^ Контрольный диктант

С. И. Ожегов - известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. 4 Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.
Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.
В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя. Словарь Ожегова - настольное пособие для людей, любящих русский язык. (123 слова)

^ Итоговые контрольные диктанты

Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели.
Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.
Первую ночь он провел возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом, под звездами вошел у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.
Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слезы. (122 слова)

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ

Понравилась статья? Поделитесь ей