Контакты

Увлекательная наука для детей. Как рассказать детям о науке и технике без занудства и пыльных экспонатов Что такое наука своими словами для детей

В младших классах учительница просила нас приносить в класс книги для внеклассного чтения. Они хранились в шкафу и, когда она была занята, то говорила нам взять их и читать, чтобы мы не шумели. Я уже не помню почему, но я принесла книгу «Листы каменной книги» Александа Линевского. Чтиво обещало быть крайне тоскливым, так как посвящено было жизни людей в каменном веке. Но я ошибалась, книга оказалась крайне интересной даже для моего весьма юного возраста. И вот, будучи взрослой, я решила ее перечитать. Первое что меня удивило, что спустя столько лет я помню не только сюжет, но и эпизоды и даже мелкие детали. Да, творение Линевского оставляет глубокий след. Но я смогла найти и много нового для себя, например, взаимоотношения людей, борьба за власть, важность любопытства и стремления к познанию.

()

Когда мы говорим «глаза цвета неба», мы даже не задумываемся, насколько мы правы. Ведь голубой цвет нашим глазам предает тоже явление, что и небу, а именно рассеяние света. Радужная оболочка состоит из 2 слоев: внешнего мезодермального (который, в свою очередь, делится на передний…

  • May 8th, 2014 , 03:51 pm

В школьные годы эта книга поразила меня своим масштабом, как правило, все научно-популярное, что я читала до этого, было про близкие объекты и процессы: механика, математика, даже химия мне казалось загадочной, но осязаемой. А в «Доисторическом мире» говорилось о чем-то совсем огромном - типа галактик, Вселенной и совсем давнем - зарождение нашей планеты и жизни на ней. Подобные книги не только углубляют наши знания, но позволяют по-новому взглянуть на окружающий нас мир.
()

  • April 18th, 2014 , 05:30 am

Вот решила немного сменить направление и окунуться в биологию. Начать хочется с уникальной во многих отношениях книги «Занимательная физиология». На мой взгляд, самая главная ценность этой книги в том, что она не об анатомии, а именно о физиологии! Автор не просто перечисляет органы с их функциями и списком биологических характеристик, а объясняется, почему это устроено именно так, а не иначе, как это развивалось эволюционно, и какую инженерную мысль пыталась реализовать Матушка Природа. В отличие от школьного курса биологии здесь показано разнообразие физиологических процессов у самых разных представителей фауны. Эту книгу будет интересно читать не только детям, но и взрослым.()

  • April 10th, 2014 , 10:56 pm

Недавно я уже писала о другом произведении Левшина В.А. - « », но трилогия «Магистр рассеянных наук» сильно отличается от него как по стилю, так и по содержанию. Не смотря на то, что эту книгу принято считать математической, в ней есть большое количество задач и фактов из физики, биологии и даже географии (увы, в этой дисциплине я до сих пор слаба…).
()

  • April 3rd, 2014 , 10:48 pm

Что мне всегда не нравилось в нашей системе образования, так это ее оторванность от жизни. Нам рассказывают о законах физики, биологических процессах и химических реакциях, но они так и остаются формулами и рисунками в тетради. К сожалению, очень часто дети не связывают эти знания с реальной жизнью, потому что их так и не учат ими использовать. «Занимательная физика» Перельмана Я.И. как раз помогает заполнить этот пробел в образовании как у детей, так и взрослых. Книга написана в начале прошлого века, но так и не потеряла своей актуальности (ну, разве что в современных изданиях подправляют некоторые константы). Я помню, как когда-то в детстве, прочитав эту книгу, я совсем другими глазами посмотрела на окружающий меря мир, я вдруг осознала, что физические законы абсолютно везде, и даже в самых простых явлениях есть свои загадки и парадоксы. В этой маленькой книге приводятся примеры из разных разделов физики: оптика, динамика, тепловые явления и многое другое.
Возьмем, например, вращение колеса. Что может быть проще, оно старо как человечество. А вы знаете, что когда колесо едет вперед, то у него есть части, которые стоят на месте или даже движутся назад. А вот еще загадка, если взять деревянный бочонок (для изготовления пива или солений), опустить туда лампу и выключить свет, то вы увидите, что там есть отверстия, некоторые даже большие, но при этом жидкость из него не вытекает.
И, конечно, мой любимы парадокс: чем ближе вещи к Земле, тем они тяжелее. А что будет, если выкопать очень глубокий колодец и опуститься в него. Мы станем тяжелее или легче?
Помимо парадоксов и загадок, вы найдете в книге множество очень простых опытов, которые увлекут не только детей, но и взрослых. Например, как можно сварить яйцо в бумажной кастрюле или развести огонь с помощью куска льда. А вы знали, что можно создать эхо с помощью двух тарелок?
Несмотря на интересное содержание, книга написана, на мой взгляд, слишком академическим языком, поэтому может показаться скучной. Этим она сильно отличается от сюжетно-приключенческих книг вроде « » или « », поэтому я бы ее скорее рекомендовала тем, кто осознано заинтересовался физикой.
Наверное, еще стоит упомянуть, что автор этой книги Перельман Яков Исидорович не является отцом Перельмана Григория Яковлевича , который решил одну из "задач тясячелетия" - доказал гипотезу Пуанкаре , ибо умер за 24 года до его рождения (хотя современная биология позволяет решить эти мелкие неудобства). Хотя оба человека носят одну фамилию и являются действительно талантливыми людьми, но они не имеют родственных связей. В пользу этого также говорит тот факт, что первый прославился как популяризатор в области математики, физики и астрономии, а второй, как гениальный математик-отшельник, наоборот, игнорирующий все социальные области жизни. Вот вам еще один парадокс:-)
Совсем забыла еще один интересный факт из биографии Перельмана (того, что старше), он был одним из тех людей, кто предложил переводить часы на час назад для экономии топлива. Знал бы он, в какие это дебаты перерастет и сколько топлива сожгут ради них почем зря:-)

  • March 13th, 2014 , 09:11 pm

К сожалению, в моем детстве книга «Путешествие в страну Экономика» мне не попалась. Зато моему мужу повезло больше - он ее прочитал (и не один раз) еще в младших классах. За годы совместной жизни я слышала от него много цитат из этой книге касательно текущих экономических событий.
В конце концов, я решила, что обязана лично прочитать это чудо детской литературы. Набравшись терпения, мы перерыли не одну коробку с книгами в недрах дачи. Наконец, пестрое издание 92-го года оказалось в моих руках. Первое, что меня поразило - это обилие красочных картинок и заметок в углах страницы - определено авторы постарались привлечь юных читателей. Поддавшись своей нетерпеливой натуре, я села читать прямо на полу в подвале в окружении гор книг (убирать все это обратно мне совсем не хотелось). С огромным усилием я совладала с ленью, собрала все обратно и вернулась с находкой на свет божий.
()

  • February 6th, 2014 , 09:13 pm

Продолжая тему физики, я не могла пройти мимо одного из величайших умов нашего времени, который в соавторстве со своей дочерью написал книгу для детей. Сегодня речь пойдет о произведении Стивена и Люси Хокинг «Джордж и тайны Вселенной». Как нетрудно догадаться, книгу я эту прочитала, будучи уже взрослой, поэтому не могу объективно оценить, насколько она понравится детям. Но мне кажется, что живой легкий язык и интересный сюжет, привлекут маленьких читателей.
()

  • February 3rd, 2014 , 08:44 pm

А вот и продолжение моего рассказа по биологии (Часть 1 вы можете прочитать ):

...
Мир вокруг продолжал расти, страх рос вмести с ним. Когда Селла стала размеров в Павлика, он неожиданно схватился за ее руку, боясь упасть.

Как-то это было не очень мужественно с моей стороны, - подумал он про себя, но продолжал держаться. Они медленно перелетели на тумбочку около кровати. Только оказавшись на твердой поверхности, он отпустил руку Селлы. Дальше они уменьшались уже вместе.

Павлик стал замечать, что на ровной, отполированной деревянной поверхности стали проступать какие-то непонятные силуэты. Это точно были не пылинки, каждый вечер он вытирал пыль влажной тряпкой.

Что это?

Это и есть бактерии. Когда ты был большой, ты не мог их различать, так как они очень маленькие. Теперь, когда ты тоже маленький - ты можешь их видеть.

Их было мало, и все они были разной формы. Большинство было округлой или овальной формы, некоторые были очень длинные. Одна даже было неопределенной формы, когда он пригляделся, то заметил, что она меняет форму. Неожиданно Селла дернула его за рукав и показала рукой на одну из них. Она была больше остальных. Неожиданно посередине нее появилась линия, которая начала увеличиваться. Буквально через минуту, в разные стороны расползлись уже две бактерии.

А они растения или животные?

Они ни то, ни другое, они находятся где-то между. Они могут двигаться как животные, но некоторые из них питаются солнечным светом, как и растения.

Наконец они перестали уменьшаться, страх постепенно прошел. Это определенно не походило на скучную лекцию.

Ой, смотри: какая забавная, - весело смеясь и подпрыгивая, Селла побежала к бактерии, по форме напоминающую туфельку. Неожиданно она споткнулась и, махая руками, растянулась на полу. Павлик помог ей встать. «Для девочки она все-таки неуклюжая», - подумал он про себя, но сразу застеснялся таких мыслей, боясь обидеть ее даже в мыслях. Когда она отряхнулась, они оба посмотрели на длинную веревку, лежащую на полу - причину падения, она тянулась от одной из бактерий.

Это хвост? - спросил Павлик

У бактерий нет хвостов, это жгутик, что-то вроде хвоста, с помощью него некоторые бактерии передвигаются.

Они не выглядят опасными, - задумчиво сказал Павлик

Большинство бактерий не опасны для людей, они живут своей жизнью и практически не замечают нашего существования, как и мы их. Но некоторые бактерии могут быть опасны и вызывать страшные болезни. Когда ты падаешь, ты можешь пораниться и получить ссадину. В эту рану могут попасть бактерии и начать размножаться. Мы с тобой видели, как из одной большой бактерии получилось две маленькие, маленькие очень быстро растут и снова делятся, и уже их становится 4. Так может продолжаться до бесконечности. Это приводит к тому, что ранка не заживает, а наоборот начинает сильно болеть и нагнаиваться.

Звучит жутковато, - Павлик передернул плечами, - Значит играть в футбол и кататься на велосипеде действительно очень опасно.

Если ты будет соблюдать простые правила - то нет.

Ну вот… Опять правила…

Они совсем простые:

Правило №1. Когда катаешься на велосипеде, на роликах или играешь в футбол - ты должен надевать защиту, это предотвратить появление ссадин.

Но если они все равно появились, то существует следующее правило:

Правило №2. Нужно обязательно промыть ранку и обработать специальными средствами, например, зеленкой или йодом. Эти специальные средства содержат вещества, которые убивают бактерии. Даже если некоторые бактерии выживут, но их будет мало, наши внутренние защитники смогут их победить, но о них я расскажу тебе в следующий раз.

Если ты будешь соблюдать эти два простых правила, то бактерии тебе не опасны.

А почему нельзя обработать все кругом этими специальным растворами, тогда все бактерии погибнут, и не надо будет соблюдать никакие правила.

Это не очень хорошая идея. Во-первых, бактерии живут везде и глубоко в море и высоко в горах, поэтому не сможешь избавить весь мир от бактерий. А во-вторых, бактерии бывают полезны, - с очень умным видом, совершенно неподходящим ее внешности, сказала Селла.

Как эти маленькие существа могут приносить пользу? - не поверил ей Павлик

Ты любишь кефир? - спросила Селла, и в ее руках появился стакан с кефиром.

Не наглей, - отрезала фея, - Белый хлеб на ночь вредно. Так о чем это я...? Ах да! Кефир получается из молока с помощью бактерий, - Павлик чуть не поперхнулся услышав это. - но это хорошие бактерии, - как не в чем не бывало, продолжала Селла. Эти бактерии называются молочно-кислые, они превращают молоко в кефир и в йогурт.

А некоторые бактерии способны выделять разные полезные вещества и даже лекарства. Есть целые фабрики, где эти бактерии живут в очень хороших условиях и быстро размножаются, выделяя нужные для человека вещества.

И еще один очень важный факт: специальные бактерии живут в нашем кишечники и помогают нам переваривать еду. Ты слышал о дисбактериозе? Это заболевание начинается, когда в кишечники количество бактерий уменьшается. Чтобы этого не происходило нужно пить кефиры и йогурты.

То есть бактерии могут быть как опасны, так и полезны? А как их различить?

Для этого есть специальные ученые - микробиологи, они изучают бактерии и определяют, какие полезные, а какие вредные. Если бактерии полезные, то они показывают, как их можно использовать. А если вредные, то разрабатывают специальные средства защиты.

Уже поздно, а это долгая история, я тебе расскажу ее в следующий раз. Договорились? - подмигнула ему Селла.

Договорились! - даже подпрыгнул от радости Павлик и заметил, что бактерии стали уменьшаться, - Мы опять растем, - уже без страха отметил он.

Когда он вернулся в свой нормальный размер (жаль, что в нормальный, а ведь мог еще подрасти хотя бы на пару сантиметров), он на всякий случай спросил

Теперь ты не боишься бактерий.

Конечно, нет, они очень даже интересные. Мне они понравились.

Вот видишь, когда ты узнал о них больше, ты перешел от страха к интересу.

Бактерии - действительно удивительные создания, - задумчиво протянул Павлик, и задал вопрос, которые его очень волновал, - А ты еще придешь?

Конечно, приду, я же обещала тебе рассказать про защитников нашего организма. А теперь тебе пора спасть. Спокойной ночи и приятных сновидений.

И она исчезла, послышался лишь легкий хлопок.

Это было самое захватывающее приключение. Ему было жаль, что Селла исчезла, но он уже представлял их следующие приключения. Наш мир оказался куда более интересным, чем он думал. Он решил никому про нее не рассказывать, это будет его маленький секрет.

А на следующий день они с мамой пошли и вместе купили ему защиту для катания на велосипеде.

Книга странным для меня образом связывала русский язык и математику (две совершенно противоположные вещи): в сюжете мальчик ходит по лабиринту, где каждая комната называется буквой алфавита, и на ней его спутница Арифметика рассказывает что-нибудь из математики на эту букву. Так она знакомит его с дробями, корнями и многим другим. Арифметика не просто рассказывает ему, а предлагает игры и интересные задачки, которые можно решать и читателям. В отличие от , о которых я писала ранее, здесь нет закрученного сюжета и множества персонажей, но эта книга рассчитана на детей младших классов, которым, я уверена, она очень понравится.
Хотелось бы в конце еще отметить, что когда я читала «В лабиринте чисел» меня немного удивило, как некоторые простые для меня вещи, такие как «множество», граничат с более сложными, например «корнями», в школьной программе они были сильно разнесены по времени. Но это не означает, что материал трудно усвоить, книга написана понятным языком, а примеры там очень наглядные. Я бы даже сказала, что другими глазами посмотрела на то, что уже знала.
В общем, рекомендую эту книгу всем будущим математикам для внеклассного чтения. Даже такой скучный для многих (но не для всех) предмет может быть интересным! А это самое главное, если вы хотите, чтобы ваши дети усвоили материал и получили удовольствие.

1. Театр увлекательной науки в Московском планетарии

м. Баррикадная
Ежедневно, в будни – группы, в выходные дни – индивидуальные посетители
5-8 лет
Билет — 500-600 руб.

Для детей 5-8 лет в холле Московского планетария открыт Театр увлекательной науки, который предлагает несколько интерактивных программ – можно отправиться в виртуальный космический полёт к планетам Солнечной системы и узнать, чем отличаются Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн от Земли. На курсе «Живые часы и компасы» дети учатся у птиц и растений определять время суток и ориентироваться в лесу, а с программой «Приключения капельки воды» исследуют свойства воды в научной лаборатории. Посещать программы Театра увлекательной науки можно по абонементам Планетария. По выходным здесь проводят научные представления для индивидуальных посетителей, для чего можно приобрести разовый билет.

2. Детский центр научных открытий «ИнноПарк»

м. Сокольники
Идет запись на курс «Научные приключения» , старт 6 декабря
5-12 лет
Курс (4 занятия) — 2 400 руб.

«Научные приключения» – это курс общего развития для дошкольников и учеников первого класса.
В игровой форме ребят познакомят с такими дисциплинами как география, биология, физика и химия. Также 15 ноября «ИнноПарк» запускает новый образовательный проект по физике и астрономии «Все по полочкам» для детей 9-12 лет. Каждый участник сам попробует смоделировать ряд экспериментов, чтобы не только узнать, но и понять ту или иную научную закономерность.

3. Учебная лаборатория в Дарвинском музее

м. Академическая
По субботам
От 6 лет
Билет — 200 руб., с родителем — 300 руб.

В новой Учебной лаборатории музея до конца ноября проходят занятия из цикла «Мир под микроскопом». Здесь дети погрузятся в загадочный мир одноклеточных и многоклеточных организмов, невидимых человеческому глазу. И узнают, как выглядит под большим увеличением окружающий нас мир (от клеток картофеля до живых обитателей подмосковных водоёмов); сравнят клетки растений и животных. Детям расскажут о том, как устроен современный микроскоп, и дадут понаблюдать за жизнью крошечных существ и их взаимоотношениями.

4. Центр «Эврика-Парк»
м. Академическая
По выходным
4-12 лет
Билет — от 400 руб.

Главной целью центра является популяризация науки и пробуждение у детей интереса к исследованиям. Достигают этого при помощи синтеза развлечения и знаний на занятиях «Жизнь под микроскопом», «Гениальный сыщик», «Химия: чудесные превращения», «Знакомьтесь - робот!» и «Электроробот для маленьких». На последнем занятии дети (от 4 лет) знакомятся с основами электричества и узнают, что такое ток, как устроена батарейка, почему крутится электродвигатель. Каждый ребенок собирает своего Робота, испытывает его и забирает домой. Родители принимают активное участие в процессе.

5. Детский лекторий и Университет детей Политехнического музея

м. Автозаводская, м.Лубянка, м.Октябрьская
По воскресеньям
7-13 лет
Посещение лектория – от 250 руб., семестр в Университете (11 уроков) — 3 000 руб.


Детский лекторий - это место, куда ученые и специалисты приходят рассказывать детям о сложном просто и увлекательно. Здесь проходят занятия по нейробиологии, анатомии, генетике, физике, экономике, архитектуре, антропологии, географии, истории музыки и многим другим дисциплинам. Лекторами уже выступали архитектор Юрий Григорян, астроном Владимир Сурдин, практический философ Оскар Бренифье, фотограф-натуралист Игорь Шпиленок, музыкант Петр Термен. Лекторий экспериментирует с разными форматами: видеоарт-лекция, научный марафон, или популярная тройная экскурсия «Как я стал ученым?» На ней ученый рассказывает о своей карьере, дети посещают места его учебы и работы, а в завершение - лекция ученого.

7. Цикл занятий «Зачем учиться» в Саду им. Баумана

м. Красные Ворота
По субботам, до 13 декабря
7-13 лет
Занятие – 1 100 руб.

Цикл занятий «Зачем учиться?» от проекта-разработчика научных квестов для детей «Праздник науки» рассказывает детям о естествознании, химии, физике, биологии, математике, географии и других предметах, изучаемых в школе. Каждое занятие проходит по возрастам (7-8 лет, 9-10 лет, 10-13) и включает 3 формата: наглядная теория, практика, домашнее задание. Занятия в цикле дополняют друг друга, но независимы, можно что-то пропустить, весной курс повторится.
Например, 15 ноября состоится занятие по математике. За полтора часа дети своими руками потрогают известные математические казусы и парадоксы. Пересчитают «прапрапрадедовскими» способами окружающие вещи. И узнают, почему мы считаем десятками, откуда в прямом углу 90º, а не 100, как учёные древности считали всё-всё во Вселенной.

Большая часть знаний, полученных в школе, нам никогда не пригодится. Большую часть от этой большей части мы даже никогда не вспомним. И всё же какие-то крохи «бесполезной» информации в памяти останутся. Парадоксально, но именно благодаря им мы и чувствуем себя образованными людьми. Роскошь держать в голове не только жизненно важные сведения, но и «информационные излишки» повышает самооценку и даёт ощущение интеллектуальной состоятельности.

А ещё «ненужные сведения» удивительным образом оказываются самыми интересными. Этот интерес может стать для детей волшебным ключиком от огромного мира науки, что частенько прячется за скучными формулами и непонятными определениями.

В этой статье мы собрали девять научных фактов, которые можно использовать на уроках математики, физики, географии, химия и биологии, чтобы наглядно показать: наука - это не что-то отвлечённое от реальной жизни, а ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

Факт № 1. В среднем обычный человек за свою жизнь проходит расстояние, равное трём экваторам Земли

Длина экватора составляет примерно 40 075 км. Умножив эту цифру на три, получаем 120 225 км. При средней продолжительности жизни в 70 лет, получаем около 1717 км в год, что составляет немногим больше пяти километров в день. Не так уж много, но за жизнь набегает.

С одной стороны, практического применения эта информация не имеет. С другой - гораздо интересней измерять пройденное расстояние не в метрах, шагах или калориях, а в экваторах. А вычисление процента от длины экватора привлечёт внимание не только к географии, но и к математике.

На уроках математики могут пригодиться и следующие два факта. С помощью первого можно вычислить количество детей в параллели или даже во всей школе, родившихся в один день.

Факт № 2. Если в комнате находятся 23 случайных человека, то вероятность того, что у двоих из них день рождения окажется в один день, составляет более 50%.

А если собрать вместе 75 людей, то эта вероятность достигает уже 99%. 100% вероятность совпадения может быть в группе, состоящей из 367 человек. Вероятность совпадения определяется количеством пар, которые можно составить из всех людей группы. Так как порядок людей в парах не имеет значения, общее число таких пар равно числу сочетаний из 23 по 2, то есть (23 × 22)/2 = 253 пары. Таким образом, количество пар превышает количество дней в году. По той же формуле рассчитывается вероятность совпадений для любого количества людей. Так можно прикинуть количество родившихся в один день детей в параллели или даже во всей школе.

Факт № 3. Количество живых организмов в чайной ложке почвы больше, чем всё население нашей планеты

В одном квадратном сантиметре почвы содержатся миллиарды бактерий, грибков, водорослей и других организмов. Только в одном грамме сухой почвы живет около 60 миллионов бактерий. Нематодов, или круглых червей (самые известные из которых - аскариды и острицы) в этом же количестве почвы значительно меньше - всего 10 тысяч. Цифра, несоизмеримая с человеческой популяцией, но от этого не менее неприятная.

Практическое применение информации: Тщательно мойте руки после того, как позаботитесь о своих комнатных растениях, а также после работы в саду или огороде. Зона повышенной бактериальной опасности - песочница на любой детской площадке.

Факт № 4. Среднестатистическое сидение для унитаза гораздо чище, чем среднестатистическая зубная щетка

Бактерии на ваших зубах живут с плотностью около 10 миллионов на квадратный сантиметр. Количество бактерий на коже различается в зависимости от части тела, но в любом случае оно гораздо меньше, чем во рту.

А вот на коже лягушек бактерий нет совсем. Причиной этого является слизь, выделяемая лягушкой и содержащая сильнейшие антибиотики. Так лягушки защищаются от агрессивной бактериальной среды болот, в которых обитают.

Человек в этом плане приспособлен значительно меньше, поэтому зубные щётки советуют менять раз в пару месяцев.

Факт № 5. Вечером человек становится ниже на 1% по сравнению со своим «дневным» ростом

Под действием нагрузок наши суставы имеют особенность сжиматься. При обычном образе жизни к вечеру рост человека уменьшается на 1-2 см, что составляет примерно 1%. Уменьшение это непродолжительное.

Максимальное уменьшение роста происходит после занятий тяжелой атлетикой. Изменения в росте могут составить три и более сантиметров. Это связано с уплотнением позвонков.

Факт № 6. С помощью очень высокого давления алмазы можно производить из арахисового масла

Учёные из Баварского НИИ геофизики и геохимии пытались имитировать в лаборатории условия нижней мантии Земли, где на глубине 2 900 километров давление выше атмосферного в 1,3 миллиона раз. В ходе эксперимента были обнаружены некоторые инновационные способы производства алмазов. Согласно одной из гипотез, алмазы образуются из углерода под действием очень высокого давления. Углерод содержится почти во всех продуктах питания. А так как под рукой у исследователей оказалось лишь арахисовое масло, попробовали из него. К сожалению, водород, который в арахисовом масле связан с углеродом, значительно замедляет процесс: для производства даже маленького алмаза требуется несколько недель. Так научная мысль доказывает, что самые невероятные превращения вполне возможны.

Факт № 7. Высота Эйфелевой башни может меняться на 12 сантиметров в зависимости от температуры воздуха

Железный стержень длиной 300 метров удлиняется на 3 мм при повышении температуры окружающей среды на один градус.

Именно это и происходит с Эйфелевой башней, высота которой составляет приблизительно 324 метра.

В жаркую солнечную погоду железный материал башни может нагреться до +40 градусов, а зимой в Париже она остывает приблизительно до 0 градусов (большие морозы там бывают редко).

Таким образом, высота Эйфелевой башни может колебаться на 12 сантиметров (3 мм*40 = 120 мм).

Факт № 8. Обычная микроволновая печь потребляет гораздо больше энергии для поддержания работы встроенных часов, чем при разогреве пищи

Находясь в режиме ожидания, современная микроволновка расходует приблизительно 3 Вт в час. За сутки выходит уже 72 Вт, а если умножить это число на тридцать дней, получаем расход энергии 2160 Вт в месяц.

Если считать, что мы пользуемся микроволновой печкой ежедневно по 5 минут, в месяц мы получаем 150 минут или 2,5 часа. Современные печки потребляют около 0,8 кВт/час в режиме нагрева. Выходит, что при таком использовании расход энергии непосредственно на разогрев пищи составляет 2000 Вт. Если же вы приобретете более экономичную модель, потребляющую всего 0,7 кВт/час, мы получаем всего 1,75 кВт в месяц.

Факт № 9. Первая компьютерная мышь была сделана из дерева

Иногда просто любопытно узнать судьбу предметов, которыми мы ежедневно пользуемся.

Компьютерная мышь в привычном нам дизайне была представлена миру в 1984 году компанией Apple. Во многом благодаря ей компьютеры Macintosh стали невероятно популярны. Но свою истинную историю это маленькое, но такое нужное устройство начинает за 20 лет до этого.

В 1964 году инженер Дуглас Энгельбарт из Стэнфорда разработал манипулятор для работы с операционной системой oN-Line System (NLS). Первоначально устройство представляло собой деревянную коробочку ручной работы с двумя колесами внутри и кнопкой на корпусе. Через некоторое время у устройства появляется третья кнопка, а ещё через пару лет Энгельбарт получает патент на свое изобретение.

Дальше в дело вступает компания Xerox, но её модификация компьютерной мыши стоит порядка 700 долларов, что отнюдь не способствует её массовому распространению. И только компании Стива Джобса оказывается под силу разработать аналогичное устройство с себестоимостью 20-30 долларов, которое вошло в повседневную жизнь миллиардов человек.

1. Самодельный телефон Возьмите 2 пластиковых стаканчика. Сделайте из пластилина толстую лепешку размером немного больше дна и поставьте на нее стаканчик. Острым ножом сделайте в донышке отверстие. То же самое проделайте со вторым стаканчиком. Протяните один конец нитки (ее длина должна быть около 5ти метров) сквозь отверстие в донышке и завяжите узелок. Повторите опыт со вторым стаканчиком. Вуа-ля, телефон готов! Чтобы он работал, нужно натянуть нить и не касаться других предметов (в том числе, пальцев). Приложив стаканчик к уху, кроха сможет услышать, что вы говорите на другом конце провода, даже если вы будете шептать или беседовать из разных комнат. Стаканчики выполняют в этом опыте роль микрофона и динамика, а нить служит телефонным проводом. Звук вашего голоса проходит по натянутой нитке в виде продольных звуковых волн. 2. Волшебное авокадо Воткните в мясистую часть авокадо 4 шпажки и поместите эту почти инопланетную конструкцию над прозрачной ёмкостью с водой - палочки будут служить плоду опорой, чтобы он держался наполовину над водой. Поставьте емкость в укромное местечко, каждый день подливайте воду и наблюдайте за тем, что будет происходить. Через некоторое время из нижней части плода прямо в воду начнут расти стебли. 3. Необычные цветы Купите букетик гвоздик белого цвета. Каждую поместите в прозрачную вазочку, предварительно сделав на стебле срез. После этого добавьте в каждую вазочку пищевой краситель разного цвета - наберитесь терпения и совсем скоро белые цветы окрасятся в необычные оттенки. 4. Цветные пузыри Для этого опыта нам понадобится пластиковая бутылка. Наполните ее водой и подсолнечным маслом в равном соотношении, при этом треть бутылки оставьте пустой. Добавьте немного пищевого красителя и плотно закройте крышку. Кроха с удивлением заметит, что жидкости не смешиваются - вода остается на дне и окрашивается, а масло поднимается наверх, потому что его структура менее тяжелая и плотная. А теперь попробуйте встряхнуть нашу волшебную бутылку - через несколько секунд все вернется на круги своя. А теперь завершающий трюк - убираем ее в морозильную камеру и перед нами еще один фокус: масло и вода поменялись местами! 5. Танцующая виноградинка Для этого эксперимента нам понадобится стакан газированной воды и виноградинка. Бросьте ягоду в воду и наблюдайте, что произойдет дальше. Виноград немного тяжелее воды, поэтому сначала он опустится на дно. Но на нем сразу будут образовываться пузырьки газа. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетучится. Ягодка вновь опустится на дно и снова покроется пузырьками газа, опять всплывет. Так будет продолжаться несколько раз. 6. Решето – непроливайка Проведем простой опыт. Возьмем сито и смажем его маслом. Затем встряхнем и продемонстрируем крохе еще один фокус - нальем в решето воду так, чтобы она текла по внутренней стороне сита. И, о чудо, решето заполнится! Почему вода не вытекает? Ее держит поверхностная плёнка, она образовалась из-за того, что ячейки, которые должны были пропустить воду не намокли. Если вы проведете по дну пальцем и разрушите пленку, вода вытечёт. 7. Соль для творчества Нам понадобятся чашка с горячей водой, соль, плотная черная бумага и кисточка. Добавьте в чашку с горячей водой пару чайных ложек соли и перемешайте раствор кистью, пока вся соль не растворится. Продолжайте добавлять соль, постоянно перемешивая раствор до тех пор пока в нижней части чашки не образуются кристаллы. Нарисуйте картину, используя раствор соли в качестве краски. Оставьте шедевр на ночь в теплом и сухом месте. Когда бумага просохнет, проявится рисунок. Молекулы соли не испарились и образовали кристаллы, рисунок из которых мы и видим. 8. Магический шарик Возьмите пластиковую бутылку и воздушный шарик. Наденьте его на горлышко и поместите бутылку в горячую воду - шарик надуется. Это произошло потому что теплый воздух, состоящий из молекул, расширился, возросло давление и шарик надулся. 9. Вулкан в домашних условиях Нам понадобятся пищевая сода, уксус и ёмкость для опыта. Поместите в тазик столовую ложку соды и налейте немного уксуса. Пищевая сода (бикарбонат натрия) обладает свойством щелочи, а уксус - кислоты. Когда они оказываются вместе, то образуют натриевую соль уксусной кислоты. При этом выделятся углекислый газ и вода и получится настоящий вулкан - действо впечатлит любого малыша! 10. Крутящийся диск Материалы нам понадобятся самые простые: клей, крышка от пластиковой бутылки с носиком, компакт-диск и воздушный шарик. Приклейте крышку от бутылки к компакт диску, так чтобы центр отверстия в крышке совпал с центром отверстия в компакт-диске. Пусть клей подсохнет, после этого приступайте к следующему этапу: надуйте шарик, перекрутите его «горлышко», чтоб воздух не вышел и натяните шарик на носик крышки. Поставьте диск на плоский стол и отпустите шарик. Конструкция будет «плавать» по столу. Невидимая воздушная подушка действует, как смазка и уменьшает трение между диском и столом.

Нет ничего хуже, чем неудовлетворенное любопытство ребенка. Стремление к познанию мира так велико, что детей просто неудержимо тянет на различные опыты и эксперименты, многие из которых, увы, заканчиваются трагически. Но родители могут направить познавательную активность ребят в «мирное русло». Поможет им в этом наука для детей .

Что может по-настоящему заинтересовать ? Например, интересный опыт, который продемонстрируют мама или папа. Многие даже не догадываются, что из самых простых материалов, которых в избытке в каждой квартире, можно сотворить настоящее волшебство. Вот примеры таких простых, но захватывающих экспериментов с ответами на вопросы, которые ребенок наверняка задаст.

Удивительный пакет

Даже малыши знают, что в пакете нет ничего удивительного. Он прозрачный и очень тонкий. Стоит задеть его неосторожным движением – и вот дырка! Спросите своего ребенка, хочет ли он убедиться, что если пакет наполнить водой, а потом проткнуть несколько раз, вода из него не вытечет?

Скорее всего, малыш вам не поверит. Тогда приготовьте полиэтиленовый пакет и несколько хорошо подточенных карандашей. Заполните пакет водой и осторожно проколите в нескольких местах карандашами так, чтобы они остались частично в воде, частично снаружи. К удивлению ребенка, вода в проколотом пакете останется на месте и никуда не вытечет.

Поясните малышу смысл эксперимента: пакет изготовлен из эластичного материала. Наполненный водой, он растягивается, а при прокалывании острым карандашом так плотно облегает его со всех сторон, что не оставляет воде пространства для вытекания.

Ньютоновская жидкость

Является мостиком, который ведет в большую науку, которую создавали великие ученые. Одним из них был И. Ньютон, сделавший немало открытий в физике. Его именем названы многие описанные им явления и изобретения. Вот и вещества, которые могут одновременно находиться в текучем и твердом состоянии, получили название ньютоновских жидкостей. Одну из них можно получить у себя дома.

Что нужно приготовить для опыта? Емкость с водой, краску, пакетик крахмала, ложку для перемешивания. Лучше экспериментировать в перчатках.

Слегка подкрасьте воду и насыпьте в нее равную часть крахмала (1:1). Все тщательно перемешайте.

Вода в миске будет выглядеть обычной, но стоит ударить по ней или «разорвать» ее гладь рукой, и она станет вести себя, как твердое вещество.

Если нет краски, не отчаивайтесь, опыт выйдет не менее зрелищным. Получится белая жидкость, похожая на молоко. Попробуйте опустить в нее пальцы, а потом резко сжать их. Вы сразу ощутите твердый комок вместо раствора. Предложите то же самое повторить ребенка. Вы увидите, в какой восторг он придет.

А если резко скатывать жидкость между ладонями, то получится настоящий маленький «снежок».

Искусственный снег из… подгузников

Не знаете, где взять снег для украшения елки к Новому году? Это не проблема, если у вас есть с десяток подгузников и немного воды. предлагает вам получить из них снег, очень похожий на настоящий.

Для этого аккуратно разрежем подгузники и извлечем из них впитывающее вещество (его обычно немного, так что придется слегка потрясти подгузник). Крупные фракции убираем, а порошок складываем в емкость, куда заливаем небольшое количество воды и ждем, когда она впитается. Снег готов! Им можно играть, не боясь замерзнуть. И на елочке он будет смотреться прекрасно.

Объяснение новогоднего «чуда»: в состав подгузников входит суперабсорбент – вещество, способное впитать в себя жидкости, в четыреста раз превышающей его объем! Насыщаясь влагой, частички этого порошка становятся похожими на мелкие комочки снега.

Вот так наука для детей приносит новые открытия будущим исследователям и их родителям!

Понравилась статья? Поделитесь ей