Контакты

Как правильно ставить цель и достигать ее. Какие реальные цели должен ставить перед собой трейдер валютного рынка? Зачем нужны цели

Большинство людей не достигают своих целей потому, что они никогда на самом деле не ставили их на первое место. (Дэнис Вейтли, психологи тренер в области умственных возможностей)

Про необходимость ставить перед собой цели каждый слышит с детства. Совет этот стал настолько привычен, что уже не воспринимается как полезный. И необходимость целеполагания со временем теряет для большинства свою актуальность.

А действительно, для чего ставить перед собой цели? Способна ли цель сделать нашу жизнь лучше, а нас самих – хоть немного счастливее?

Американский писатель Чак Паланик как-то сказал: «Если ты не знаешь, чего хочешь, ты в итоге останешься с тем, чего точно не хочешь». Четкое осознание того, что нам действительно необходимо, позволяет предпринимать конкретные шаги, чтобы получить желаемое. Жизнь, в которой есть цели, становится осмысленной и наполненной, а достижения, даже самые скромные, приносят моральное удовлетворение и вполне ощутимые материальные плоды.

На самом деле, цели, пусть неосознанные и призрачные, ставит перед собой любой человек. Многие любят порассуждать о том, что бы им хотелось иметь, что изменить в своем окружении и в себе. Некоторых не устраивает их физическое состояние, другим хотелось бы посвящать больше времени близким людям и любимым занятиям, третьи мечтают о карьере и материальном благополучии. Но при этом немногие берут на себя смелость четко сформулировать, чего же конкретно они хотят, что для этого необходимо сделать и какие пути стоит выбрать для достижения желаемого результата.

Зачастую люди просто боятся строить планы и ставить перед собой четко сформулированные задачи. Знаете поговорку: «Хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Наверное, она придумана неисправимым фаталистом, не привыкшим отвечать за себя и свою жизнь.

Действительно, зачем что-то планировать и мечтать, когда вся жизнь зависит от обстоятельств, в которые мы попадаем, полна препятствий и трудностей? Гораздо более легким выходом кажется просто ждать, когда что-то хорошее «случится». Но оно, это хорошее, почему-то «случается» чрезвычайно редко. Как результат – море негативных эмоций и недовольство собственной судьбой.

Но человек, ставящий перед собой четкие цели, живет по-другому: трудности и помехи на пути к своей мечте он воспринимает не как фатальное невезение, а как интересные задачи, которые реально решить и двигаться дальше. Жизнь его наполняется яркими впечатлениями, он гордится собой и своими достижениями. Из пассивного статиста он превращается в режиссера и строителя собственной судьбы.

Чтобы убедиться, что постановка целей действительно помогает сделать жизнь лучше, попробуем сформулировать, какие же конкретные преимущества способно дать разумное целеполагание.

1. Контроль над ситуацией

Сравнение человеческой жизни с быстрым речным потоком не ново, но достаточно наглядно. Представьте, что вам необходимо переправиться с одного берега реки на другой. Человек, не имеющей цели, отдает себя во власть потока событий и ждет, когда течение вынесет его хоть куда-нибудь. Конечно, ему в идеале хотелось бы добраться до другого берега, но ведь все зависит от обстоятельств, т.е. от оттого, куда его вынесет река.

Человек, четко осознающий свою цель, – попасть в конкретное место на противоположном берегу – будет прикладывать максимум усилий, чтобы приблизится к намеченном пункту: бороться с течением, грести изо всех сил, рассчитывать траекторию движения и т.п. Как вы думаете, у кого из этих двоих больше шансов достичь противоположного берега? Несомненно, у того, кто максимально стремится контролировать ситуацию в соответствии с четко поставленной целью.

2. Смысл жизни

Пускай это вызовет у некоторых улыбку, но четко сформулированные цели действительно помогают обрести смысл жизни. И не только благодаря тому, что человек точно знает, куда ему двигаться. Если повседневность из ожидания превращается в путь, на котором каждый шаг приближает к чему-то конкретному и определенному, ее невозможно назвать пустой.

При этом смысл обретает каждый момент существования, который делает мечту чуть реальнее и ближе, ведь смысл жизни не столько в результате, сколько в процессе. Вы сами удивитесь, какие новые эмоции и неожиданные приятные сюрпризы ждут вас на этой дороге, какие возможности откроются перед вами при воплощении даже таких простых планов, как ежедневные пешие прогулки, обретение стройности, освоение премудростей шитья или вязания или изучение иностранного языка. Единственное, что вы теряете, четко определяя для себя задачи – ощущение, что ваша жизнь проходит впустую.

3. Продуктивность

Ясно сформулировав, чего именно хотите добиться, вы сможете выделить отдельные задачи на пути к достижению цели. Многие из них окажется вполне реально решить уже в самое ближайшее время, а некоторые – прямо сейчас. Вместо абстрактных мечтаний вы перейдете к конкретным действиям, будете шаг за шагом преодолевать конкретные трудности и решать конкретные проблемы – а значит, действительно начнете двигаться в нужном направлении и получать ощутимые результаты практически сразу.

4. Уверенность в своих силах и энтузиазм

Решая четко сформулированные задачи, вы с легкостью сможете оценить результаты своих усилий. Для наглядности полезно фиксировать достижения в виде таблицы или графика – так вы в любой момент сможете убедиться, что ваши действия приносят вполне ощутимые плоды. Это вдохновляет и дает силы двигаться дальше.

Конечно, можно вести записи в обычном блокноте или в файле на компьютере. Но гораздо удобнее делать это при помощи нашего сервиса , разработанного специально, чтобы помочь любому четко сформулировать свои цели и составить план по их достижению. Не останавливаться на полпути помогут наши специалисты-коучи и члены сообщества, которые обязательно найдут слова поддержки, посоветуют, как повысить мотивацию, и, конечно, порадуются вместе с вами новым успехам. Кстати, признание ваших достижений другими людьми – действительно мощный источник повышения самооценки и обретения веры в себя.

Такая система составления мини-отчетов и записи промежуточных результатов наглядно продемонстрирует, что вы действительно на многое способны и поможет проанализировать, над чем еще стоит поработать. Даже одна реализованная цель заставит вас понять, что мечты могут сбываться, стоит лишь приложить усилия. Страх строить «планов громадье» и сомнения в собственных способностях уступят место спокойной уверенности и желанию решать новые задачи.

5. Реализация «невозможного»

Мечты, которые казались совершенно неосуществимыми, превращаются из воздушных замков в реальные проекты, которые вполне возможно реализовать. Для этого следует лишь правильно определить, какие маленькие шаги способны привести в конечном итоге к поставленной цели, определить промежуточные задачи – и последовательно работать согласно намеченному плану. При этом для получения результатов оказываются гораздо важнее упорство и ежедневный труд, нежели полет вдохновения или разовый «прорыв» на пределе возможностей. А такая сомнительная штука, как везение, вообще отходит на самый дальний план.

6. «Чувство глубокого удовлетворения»

Кроме шуток, четкая постановка целей позволяет действительно многого добиться в жизни и главное – осознать свои успехи и в полной мере получить удовлетворение от достигнутого.

Это подтверждают многочисленные исследования, а также примеры из жизни известных успешных личностей. Люди, целенаправленно двигающиеся к определенным результатам, по праву испытывают гордость за свои достижения и стремятся к новым. Почему бы и вам не последовать их примеру?

7. Самореализация

Порой человек даже не подозревает о своих возможностях и талантах. Изо дня в день почти механически выполняя привычные действия, решая проблемы «по мере поступления», он пребывает в уверенности, что на большее просто не способен.

Желанная цель помогает раздвинуть рамки рутинного существования, выйти из так называемой «зоны комфорта» – ведь приходится ежедневно делать что-то непривычное, учиться новому, а значит – меняться и развиваться, реализовывать скрытый потенциал, заложенный в каждом.

Нестандартные решения, необходимые для полной реализации наших планов, встречи с новыми людьми, способными вдохновить или чему-то научить нас, радость от осознания собственных сил и способностей – все это и многое другое становится возможным для человека, работающего над воплощением в жизнь своей мечты.

Ставить перед собой цели и достигать их может не каждый, однако те, кто это делает, как правило, преуспевают в жизни. Этот факт также объясняется и с научной точки зрения: когда человек достигает цели, то у него в организме вырабатывается допамин, гормон, отвечающий за чувство удовольствия. Он также стимулирует организм ставить перед собой новые цели. Люди, не ставящие перед собой целей, просто плывут по течению, проживая свою жизнь без каких-либо особо ярких событий. От них в жизни мало чего зависит.

Достигая цели, вы не только увеличиваете свою самооценку, вы также формируете у себя убеждение, что вы сможете добиться всего, чего захотите. Производительность вашего труда от этого сильно возрастает.

Однако ставить перед собой цели и достигать их - задача не из простых. Поэтому начните с малого. Ниже приводиться несколько способов достижения того, чего вы хотите.

1.Составьте список целей. Процесс записи того, что вы собираетесь сделать, является хорошей мотивацией. Сформулированные цели также исключают возможность их неопределенности. Вдавайтесь в детали. Используйте глаголы в повелительном наклонении. Установите дату выполнения цели. Также определите размер "вознаграждения", которое вы получите по достижению цели. Заключите с самим собою "контракт", текст которого перечитывайте утром и вечером.

2.Составьте список преград, с которыми вы, возможно, столкнетесь на пути к своей цели. Хорошенько продумайте, какие это могут быть преграды. Разработайте план, как можно их обойти.

3.Составьте список "наград", которые вы получите, если цель будет вами достигнута. Осознание выгоды, которую вы получите, является хорошей мотивацией.

4.Определите подцели. Разбейте свои большие цели на много мелких. Выберите порядок и время их выполнения. Отметьте на календаре дни выполнения подцелей.

5.Удостоверьтесь, знаете ли вы все, что вам необходимо. Если вам не хватает информации или умений для достижения цели, то придумайте, как можно заполнить пробелы. Не бойтесь учиться и старайтесь изо всех сил, чтобы достичь желаемого.

6.Составьте список тех, кто может вам помочь. Найдите друзей или коллег, или еще кого-нибудь, чья цель совпадает с вашей. Например, найдите того, кто будет ходить с вами в спортзал, для того чтобы сбросить вес, или кто будет вместе вами пытаться бросить курить, или употреблять здоровую пищу. Такие люди помогут вам сохранить мотивацию. Проконсультируйтесь с теми, кто уже достиг вашей цели. Спросите у них, как им это удалось.

7.Как можно чаще представляйте себе, что вы уже добились цели. Чем чаще вы будете это делать, тем лучше. Составьте для себя картину идеальной для себя жизни.

8.Будьте организованными. Когда вы чувствуете себя подготовленными и организованными, то вам намного легче представить себе все то, что вам необходимо сделать для достижения цели.

9.Не забывайте поощрять себя. Если вы хоть на маленький шажок приблизились к своей основной цели, не забудьте себя отблагодарить. Это облегчит ваш следующий шаг.

Как ставить перед собой цели

Эта глава посвящена стратегии счастья, основанной на том, чтобы выбрать одну или несколько важных целей и посвящать время и силы их достижению. Очевидно, существует столько же способов достичь цели, сколько и самих целей. Но исследования показывают, что у самых успешных «достигателей» есть несколько общих черт. Я разработала ряд предложений (см. ниже), которые помогут вам создать программу достижения целей и следовать ей.

Выбирайте цели мудро (часть 1)

Как мы говорили в предыдущем разделе, стремление к целям, которые мы выбрали сами, которые аутентичны, сформулированы позитивно, не противоречат друг другу, требуют активных действий и остаются гибкими и реалистичными, приносит больше счастья, чем стремление к внешним, кем-то навязанным, сформулированным негативно, противоречащим друг другу, зависящим от обстоятельств и слишком жестким целям. Эти выводы основаны на десятилетиях научных исследований. Поэтому для начала рассмотрите свои самые важные цели и стремления 18 .

«Мои самые важные цели»

Инструкция. Пожалуйста, подумайте о целях, которые в настоящее время являются важными для вас или были важными в последнее время. «Цели» – это намерения, желания и стремления. Запишите ниже от одной до восьми самых важных целей.

Теперь – для каждой из записанных выше целей – проверьте, какие атрибуты ей присущи из перечисленных в левом столбце, а какие – из перечисленных справа.

Если какой-то из аспектов, перечисленных справа, относится к вашим целям, вам, возможно, придется их пересмотреть: изменить или снизить их приоритет. Например, если вы обнаружили, что ваши цели на работе, связаны с внешней мотивацией и неаутентичны, как их можно изменить? Подумайте, как ваша работа делает мир лучше. Возможно, вы утешили обеспокоенного сотрудника или клиента, украсили комнату, сад или улицу, прояснили что-то, что было непонятным, обеспечили безопасность района, помогли кому-то решить проблему, позаботились об окружающей среде и т. д.

Исследование с участием 1018 работающих женщин показало, что на работу они тратят около 50 % времени бодрствования 19 . Можно изменить отношение к работе или сменить саму работу. Если эта цифра вызывает у вас радость (или, по крайней мере, нейтральную реакцию), а не сожаление, значит, с работой у вас все в порядке.

Нам легче стремиться к целям и успешно их достигать, если они связаны с чем-то более важным или имеют долгосрочную перспективу. Убедитесь, что ваши цели имеют для вас смысл. Вы хотите стать художником просто потому, что вам нравится заниматься живописью, или эта цель дает вам ощущение направления и смысла?

Чтобы поддерживать интерес к цели и побуждать нас настойчиво стремиться к ней в течение длительного времени, одного удовольствия мало 20 . Важнее всего ценности и смысл.

Выбирайте цели мудро (часть 2)

Что, если вы прочитали предыдущий раздел и с тревогой поняли, что у вас нет списка целей? Что, если вы не знаете, чему хотите посвятить свою жизнь, какие цели перед собой стоит поставить? Не отчаивайтесь, есть множество упражнений, помогающих найти важные и осмысленные цели 21 . Прежде всего, подумайте, какое наследие вы бы хотели оставить после себя? Запишите ответы. К примеру, чем вы хотели бы запомниться внукам и правнукам? Создайте краткое описание своей жизни, своих ценностей и своих достижений, какими вы хотели бы представить их своим потомкам, от первого лица или даже в форме некролога. «Нужно с осторожностью выбирать то, чем мы хотим запомниться потомкам» 22 .

Другой подход – записать, какой вы хотите видеть взрослую жизнь своих детей (или будущих детей): какими людьми они станут, каким ценностям будут следовать, к каким целям стремиться. Работайте над текстом, добавляя и вычеркивая, пока не будете полностью им удовлетворены. Этот процесс поможет вам исследовать свою жизнь и свои приоритеты и ясно увидеть, что для вас действительно важно. Таким образом, ваши цели откроются вам естественным образом. Регулярно перечитывайте текст и напоминайте себе, что для вас действительно важно.

Присвойте свои цели

Как сделать свои цели аутентичными? Кен Шелдон однажды решил выяснить, как можно было бы помочь людям сделать свои цели более аутентичными (например, учебу в университете, создание романтических отношений или освоение того или иного вида спорта) 23 . Если бы вы были участником его исследования, то посетили бы два сеанса, где вас попросили бы подумать о том, как вы можете сделать свои цели более интересными, более важными, более осмысленными и больше с ними идентифицироваться. Вас попросили бы переосмыслить свои «внешние» цели, то есть те цели, которые вы поставили перед собой только потому, что кто-то оказывает на вас давление, или потому, что вы испытывали бы чувство вины или тревоги, если бы отказались от них. Вам предложили бы «присвоить» такие цели и «найти в них новый смысл», особенно если какие-то из них стали вызывать раздражение или вы не видите никаких видимых успехов и вам хочется сдаться.

Например, если вам сложно готовиться к презентации, можно подумать о том, каков более глубокий смысл этой деятельности (например, эта презентация поможет в развитии карьеры, позволит овладеть новыми навыками и т. д.). Еще можно попробовать сделать процесс подготовки к презентации более увлекательным, например готовить ее вместе с другом, найти новую программу для просмотра слайдов или заниматься этим в те часы дня, когда работа приносит больше всего удовольствия.

Исследования Кена показали, что те, кто смог «присвоить» внешние цели, чаще их достигали и постепенно начинали чувствовать себя более счастливыми. Также оказалось, что те, чьи цели действительно аутентичны, постоянно развиваются и чаще могут использовать новые возможности для роста. Те, кто не «присваивает» свои цели, напротив, останавливаются в развитии и переживают застой.

Настойчивость и страсть

Путь к цели, даже если она связана с внутренней мотивацией, не всегда усыпан розами. Осуществление мечты – стать математиком, модельером или матерью, требует упорного труда, настойчивости, порой приходится чем-то жертвовать и преодолевать неудачи. Чтобы стать профессионалом почти в любой сфере деятельности, нужно много практики, терпения и сил. Иногда приходится рисковать. Поэтому любая цель требует настойчивости, а еще лучше – настойчивости в сочетании со страстью, вдохновением и энтузиазмом. Если настойчивости или энтузиазма не хватает, возникает соблазн сдаться, особенно если нас одолевают усталость, скука или страх двигаться дальше.

Страстная настойчивость полезна. Она удовлетворяет нашу потребность в принадлежности и дает ощущение связи с другими людьми, потому что часто предполагает социальное взаимодействие и какие-то обязательства (помочь сыну соседа написать эссе для колледжа, выслушать расстроенного друга, посидеть с больным ребенком и т. д.). Настойчивость в достижении важных целей также укрепляет наше чувство автономии: на первый взгляд она ограничивает нашу свободу, но решение следовать той или иной цели мы принимаем добровольно. Наличие значимых целей также помогает противостоять давлению социума (например, когда друзья говорят: «Хватит работать, пойдем с нами в клуб!») и нашей собственной неуверенности в себе (например, когда мы думаем: «Это слишком сложно, похоже, мне придется сдаться»). Когда мы со страстью и энтузиазмом воплощаем в жизнь свои мечты, мы полностью берем на себя ответственность за свою судьбу и начинаем лучше узнавать самих себя.

Если мы рассказываем о своей цели в присутствии других людей, это помогает добиться ее осуществления. Подростки, которые говорят друзьям, что хотят воздержаться от секса, чаще сдерживают это обещание 24 . Граждане, которые во время опросов подтверждают, что намерены пойти на выборы, чаще это делают 25 . Исследование, проведенное в университете Скрантон, показало, что люди, которые рассказали кому-нибудь о своих «новогодних обещаниях», в десять раз чаще их выполняли (например, бросали курить, улучшали отношения с близкими, становились вегетарианцами и т. д.), чем те, кто этого не делал 26 .

Публичное заявление о той или иной цели повышает вероятность того, что мы достигнем этой цели, отчасти потому, что мы хотим казаться последовательными и достойными доверия в собственных глазах и в глазах других (например: «Я сказал, что подам резюме на позицию менеджера, и я это сделал»).

Создавайте самореализующиеся пророчества

Моя бабушка, баба Валя, сформулировала бы эту мысль немного иначе: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Обратное тоже верно: если мы не пытаемся действовать, не прилагаем усилий, то ничего не достигнем. Так что, как призывает нас компания Nike, «просто делайте это». Если вы верите в себя и относитесь к жизни с оптимизмом – «я могу стать успешным врачом», «несмотря на свое тяжелое детство, я стану хорошим отцом», «я могу пригласить ее на свидание», – то будете более настойчивы, и, какой бы ни была ваша мечта, в конце концов она сбудется. Например, исследования показывают, что те, кто в канун Нового года решил осуществить какую-то важную мечту и при этом был уверен, что сможет это сделать, значительно чаще достигают цели 27 . Этот феномен называют самореализующимся пророчеством: наши убеждения имеют тенденцию подтверждаться и тем самым реализоваться в реальности.

Социальные психологи накопили достаточно доказательств того, что если мы просто что-то делаем, это может изменить наше отношение к данной деятельности 28 . Например, когда мы кому-то помогаем, то часто чувствуем, что наша помощь не напрасна, а собирая средства на какое-нибудь благое дело, начинаем больше верить в это дело. Так что действуйте, стремитесь к своим целям, даже когда сомневаетесь. Действия сами по себе уменьшают или даже полностью рассеивают сомнения.

Кроме того, как только мы начинаем видеть прогресс в достижении цели, например находим нового друга (если наша цель – создавать новые социальные контакты), или видим, что уже способны поддержать простую беседу на итальянском языке (если наша цель – выучить итальянский), то чувствуем прилив вдохновения и удовлетворенность своими успехами, тем самым закладывая фундамент для новых успехов 29 . Так возникает восходящая спираль. Хвалите и вознаграждайте себя за достижение промежуточных результатов, – это также может увеличить ваши шансы на успех и счастье в будущем 30 .

Сохраняйте гибкость

Важно оставаться гибким в своих целях и действиях. Если возникают новые препятствия, ограничения или неожиданные возможности, иногда приходится менять или адаптировать к ним стремления и цели 31 . Предположим, одна из ваших главных целей в последние годы – проводить больше времени с семьей вашей дочери. Но вы узнаете, что скоро она с детьми переедет в другой город, в двух часах езды от вашего дома. Психологи-исследователи описывают два типа контроля, к которому люди прибегают в той или иной ситуации: первичный контроль и вторичный контроль 32 .

Первичный контроль, который часто невозможен, связан с попытками изменить ситуацию (например, убедить дочь отказаться от переезда или переехать самой), а вторичный контроль связан с изменением отношения к ситуации (например, изменить свою цель).

Исследования показывают, что если мы можем адаптировать свои цели к новой ситуации, это делает нас счастливее. Например, ваша цель (проводить больше времени с внуками) может остаться той же, но промежуточные цели могут измениться, например вы можете купить компьютер и научиться пользоваться веб-камерой, каждые выходные ездить к дочери на поезде и т. д.

Или другой пример: человек, получивший серьезные увечья в автокатастрофе, уже не может заниматься спортом так, как раньше, но может заменить привычные физические упражнения чем-то другим. Бегун может, например, заняться йогой или тренироваться на велотренажере. При этом его цель (поддерживать спортивную форму) останется той же, но промежуточные цели изменятся.

Та же логика уместна, когда перед нами открываются новые возможности. Быть гибким – значит держать глаза и уши открытыми и вовремя замечать новые перспективы и возможности. Тогда нам будет легче их использовать, и они принесут нам больше счастья. Например, если мы узнали о новой программе, позволяющей получить диплом, занимаясь в выходные дни, то можем сразу же воспользоваться этой возможностью. Вторичный контроль также помогает воспринимать трудности или угрозы как вызовы или возможности. Переезд дочери может вдохновить вас пойти на курсы вождения. Когда одна дверь закрывается, сразу же открывается другая.

Не стоит недооценивать внутреннюю мотивацию

Если мы нашли цель, которая вдохновляет нас и придает смысл нашей жизни, нужно быть осторожным и бережно относиться к своей внутренней мотивации. Иногда мы теряем интерес и энтузиазм даже в отношении самых важных и приятных действий – если чувствуем, что нас принуждают, что мы «должны» это делать. Социальные психологи убедительно показали: получая вознаграждение за то, что и так приносит нам удовольствие, мы рискуем потерять запал – то есть это дело может превратиться из игры в работу.

Одна моя знакомая очень любила литературу и решила написать диссертацию по английской литературе. Через пару лет ее приняли в аспирантуру, у нее была очень хорошая репутация, и она начала посещать необходимые учебные курсы по литературе. То есть она получила вознаграждение за то, что и так приносило ей удовольствие (а если она не слишком старалась, то рисковала не сдать зачет или экзамен). Это вознаграждение – хорошие оценки и уважение преподавателей – по сути, стало второй (внешней) причиной для работы над диссертацией. «Я вдруг поняла, что читаю книги только для того, чтобы получить хорошую оценку, а не потому, что они мне нравятся, – сказала она мне во время нашей последней встречи. – Мне стало неинтересно читать» – внешнее вознаграждение может подорвать внутреннюю мотивацию.

Одно классическое и очень изящное исследование продемонстрировало этот феномен у детей 33 . Детей из детского сада (все они любили рисовать) разделили на две группы. Малышам из первой группы сказали, что если они поиграют с «волшебными маркерами», то каждый из них имеет шанс получить награду, «премию за лучшую игру». Дети из второй группы просто могли поиграть с маркерами (им не обещали никаких наград). Несколько недель спустя исследователи снова пришли в этот детский сад и стали наблюдать за детьми в часы, посвященные «свободной игре». Оказалось, что дети, которые ожидали получить награду, не так охотно играли с «волшебными маркерами», как те, кому не обещали награды, – для них забавная игра превратилась в «работу», которую нужно было «сделать»..

Шаг за шагом: разбивайте большие цели на промежуточные этапы

Двигаясь к важным целям, лучше всего разбивать их на промежуточные этапы. Прежде чем освоить все секреты французской кухни, можно для начала освоить несколько блюд. Лучше всего – разработать план и следовать ему шаг за шагом. Те, кому это удается, чаще достигают больших, более абстрактных целей 34 . Всегда помните о главной цели.

Психологи из Монреаля провели интересное исследование: они решили помочь пенсионерам находить, планировать и реализовывать личные цели 35 . Для этого они разработали следующий эксперимент. В течение трех месяцев участники встречались в небольших группах для двухчасовых еженедельных «семинаров», где «учились управлять своими жизненными целями». Эксперимент оказался чрезвычайно успешным; по сравнению с контрольной группой участники семинаров стали значительно счастливее, и этот результат сохранялся даже через шесть месяцев после окончания эксперимента. Эксперимент действительно помог людям научиться определять свои цели и достигать их. Давайте рассмотрим, какие методы использовали в нем психологи. Обратите внимание на этапы планирования, которым следовали участники исследования; вы тоже можете им следовать.

На нескольких первых встречах участники составляли список своих личных стремлений, намерений и проектов (например, больше общаться с людьми, уделять больше внимания духовной жизни, завести домашнее животное и т. д.). Кроме того, они искали и озвучивали любые ограничивающие убеждения, связанные с этими целями (например, «мои друзья больше не хотят со мной общаться» или «я никогда не мог позволить себе завести собаку»).

Затем они определяли свои самые приоритетные цели и размышляли над ними. Предположим, сейчас самая важная ваша цель состоит в том, чтобы переехать в город вашей мечты. Каких усилий это потребует? Какие ресурсы для этого нужны? Насколько вам на самом деле понравится там жить? И т. д.

Далее участники выбирали какую-то одну цель (например, выучить испанский язык), описывали ее в конкретных терминах (например, бегло разговаривать, немного писать и читать по-испански) и брали на себя личные обязательства по ее достижению. Вы можете записать свою цель у себя в дневнике, написать ее на листке и поместить на видном месте или объявить о ней членам семьи или друзьям.

Следующий шаг – создать намерение: где, когда и что вы будете делать, чтобы достичь цели (например, самостоятельно учиться по учебнику, ходить на курсы испанского языка по понедельникам и т. д.). Здесь очень важно определить, с какими трудностями можно столкнуться (например, скука, нехватка времени, фрустрация, критика со стороны членов семьи), и продумать стратегии их преодоления (например, найти интересную программу обучения, объяснить членам семьи, как важна для вас эта цель, отводить для учебы достаточно времени, заниматься в самые продуктивные часы и т. д.). Например, можно научиться своевременно фиксировать мысли о том, что у вас ничего не получится, или замечать, в какие моменты вы теряете мотивацию, и прилагать сознательные усилия, чтобы продолжать учить язык.

Затем участники эксперимента начинали выполнять свой план достижения цели. Если они сталкивались с какими-то трудностями, группа оказывала им эмоциональную поддержку.

Время от времени нужно пересматривать или менять выбранную цель и даже подвергать сомнению ее приоритетность («стоит ли мне сейчас переезжать?»).

Например, одна участница, миссис М., в начале эксперимента переживала трудный период (пять месяцев назад у нее умер муж, она чувствовала себя одинокой и беспомощной, кроме того, она недавно вышла на пенсию). В конце исследования она поставила перед собой несколько целей, успешно стремилась к ним и чувствовала себя намного счастливее 36 .

Сначала в ее списке было четыре цели: «найти достойное применение своим талантам», «снова почувствовать себя уверенной и независимой», «вернуться на работу или заняться благотворительностью» и «найти новых друзей». Для работы в ходе эксперимента она выбрала последнюю цель. Во время фазы планирования миссис М. разбила эту цель на конкретные шаги: «посещать клубы пенсионеров, найти новые занятия, в которых можно участвовать вместе с другими людьми» и «звонить знакомым и друзьям, не дожидаясь, пока позвонят они».

Она перечислила такие препятствия: иногда она чувствовала себя так, что ей не хотелось ни с кем общаться, и горевала по поводу потери мужа и работы. В этом процессе группа поддерживала и поощряла ее. Кроме того, она решила обратиться к психотерапевту, чтобы облегчить чувства, связанные с потерей.

Ведущие семинаров отметили, что миссис М. продемонстрировала «выдающуюся смелость» в достижении своей цели (а также в стремлении к более общей цели: снова стать энергичной, решительной женщиной, которой она когда-то была). К концу эксперимента она сообщила, что достигла своей цели на 75 %. Она также чувствовала, что все ближе подходит к тому, чтобы стать «прежней собой», и испытывала счастье в процессе достижения.

Итак, настойчивое, страстное стремление к цели предполагает несколько промежуточных этапов. Этот процесс может быть непростым, но он не так уж сложен. Все необходимые шаги логичны: мы начинаем с мечты или видения того, чего хотим, разбиваем эту цель на небольшие, конкретные этапы, определяем, какие сомнения или проблемы могут возникнуть в процессе движения к цели (и готовимся к ним), а потом просто действуем. Состоит ли ваша цель в том, чтобы жениться, прочитать все великие литературные произведения, стать скейтбордистом, художником или просто более счастливым человеком, – это в вашей власти. Только помните, что счастье приносит прежде всего стремление к целям, но их достижение – не всегда.

Мистер Швенгель

Прежде чем закончить эту главу, я хочу рассказать вам историю о человеке, у которого я брала интервью в ходе одного своего исследования. Его зовут Курт Швенгель. Он – невероятно талантливый учитель и воспитатель детского сада, лауреат награды Crystal Apple («Лучший учитель»), автор собственной программы обучения, которую он постоянно обновляет на своем веб-сайте. «Мистер Швенгель не любит правил», – сказала мне одна девочка из его группы, и я предположила, что он по-настоящему счастливый человек. Так и оказалось. Курт – пример чистой энергии, энтузиазма, творчества и труда. «Я люблю свою работу. Я делал бы ее даже бесплатно», – говорит он. Его работа – его призвание.

Стратегия счастья, связанная с достижением целей, на первый взгляд может казаться скучной, но это совсем не так. Сказать, что у Курта Швенгеля есть цели, – ничего не сказать. Он просто фонтанирует целями. Он снимает видеофильмы о своих учениках и придумывают новые игры, которые дети обожают. Каждые три недели он меняет программу, добавляя новую тему. Дети надевают костюмы героев, он подбирает музыку, проводит тематические занятия и водит их на экскурсии (больше всего дети любят «Звездные войны», а еще «Бейсбол», «Япония» и «Тайна пропавшей меч-рыбы»).

Он водит детей на баскетбольные матчи в местный колледж, на пляж и в музей динозавров, знакомит их с боулингом и суши. Каждое утро, ровно в восемь тридцать, дети врываются в класс, как будто он рок-звезда. Он с утра до вечера планирует, творит, пишет, мечтает и говорит. Он феноменально дисциплинирован. («В его классе вы никогда, никогда не услышите, чтобы дети ябедничали друг на друга», – сказала мне мама одного из его учеников.) Он учит пятилетних детей читать, пользоваться ножницами, играть в лото и в футбол. А в свободное время он занят другими интересными вещами.

Но поймите меня правильно. Курт Швенгель не маньяк и не безумец. Он не выглядит счастливее нас с вами. Он просто увлечен своим делом, он в «потоке», в постоянном взаимодействии с детьми и взрослыми, его работа и жизнь увлекательны и полны смысла. А что до денег – все мы знаем, что у учителей не очень большая зарплата.

Некоторые учителя, в отличие от Курта Швенгеля, жалуются на тяжелую работу, своевольных детей, тревожных и требовательных родителей. Мы уже говорили о том, что можно очень по-разному воспринимать мир, себя, свою семью, работу и обстоятельства своей жизни. Решение стать счастливее влечет за собой выбор: как мы хотим относиться к жизни. Этот выбор – в наших руках. Курт Швенгель сделал свой выбор: он хочет на все сто процентов реализовать свой талант учителя. Чего хотите вы – решать вам.

Если вы выбрали для себя это действие, то вам может быть полезно следующее.

1. Наслаждаться жизнью (действие счастья № 9).

2. Стратегии копинга (действие счастья № 6).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Несколько полезных советов тем, кто хочет добиться успеха в жизни

Мо Ситабтим , креативный директор Brandmentalist.com (The Huffington Post)

1. Они (успешные люди) никогда не измеряют успех в деньгах

Большинство людей, добившихся успеха, определяют его, как счастье, внутренний покой или помощь другим. А деньги они рассматривают как средство для достижения комфорта или получения новых возможностей…

2. Они никогда не начинают день без плана

Чтобы добиться успеха, нужно быть дисциплинированным и уметь управлять своим временем…

3. «Совершенство» никогда не является для них целью

Успешным людям стремление к «совершенству» кажется напрасной тратой энергии и времени… Вместо этого стремиться нужно к «росту»…

4. Они никогда не окружают себя негативно настроенными людьми

… Чем больше пессимистов вокруг, тем больше негативных впечатлений вы получаете. Окружать себя надо людьми, которые вас вдохновляют.

5. Они не воспринимают трудности как проблему

Когда успешные люди сталкиваются с трудностями или препятствиями, они воспринимают их как вызов, как задачу, которую надо решить… Они уверены, что подобный опыт сделает их сильнее.

6. Они не позволяют неудаче выбить их из колеи

Для них неудача – часть процесса роста и возможность научиться чему-то…

7. Они не расстраиваются из-за проблем

Столкнувшись с проблемой, надо сосредоточить свое внимание не на ней, а на тех действиях, которые вы можете предпринять, чтобы улучшить ситуацию…

8. Они не позволяют суждениям других людей влиять на их самооценку

Успешные люди знают себе цену, знают, чего хотят и чего ищут. Они сами устанавливают правила, по которым живут. Они не полагаются на одобрение посторонних и не нуждаются в том, чтобы кто-то подтверждал их ценность.

9. Они не ищут оправданий

Успешные люди сами отвечают за свои ошибки…

10. Они не завидуют чужому успеху

Они полагают, что чем больше успешных людей в мире, тем лучше. Когда они видят, как кто-то добивается успеха, это лишь вдохновляет и мотивирует их…

11. Они помнят о тех, кого любят

Как ни важна работа для успешных людей, те, кого они любят, - семья, друзья и они сами – все равно важнее. Настоящий успех приходит изнутри…

12. Они не забывают, что надо развлекаться

Успешные люди знают, что надо как следует спать, расслабляться и веселиться для того, чтобы пребывать в наилучшей форме…

13. Они следят за своим здоровьем

Крепкое здоровье – это ясная голова и собранность нужная для работы. Все в жизни начинается с хорошего здоровья, и все заканчивается, когда здоровье уходит.

14. Они не ставят перед собой неясных целей

Успешные люди точно знают, чего хотят в жизни и как этого добиться…

15. Они не говорят, они делают

Успешные люди не рассуждают о своих идеях и не критикуют чужие планы… Они исполняют. Они осуществляют…

16. Они не позволяют себе быть жертвами

Они достаточно умны, чтобы избегать дурных людей и опасных ситуаций. Они не держат зла и не пытаются отомстить. Они знают, что единственный способ быть счастливым – это двигаться вперед, к лучшему.

17. Они не цепляются за прошлое

Если вы живете прошлым, то никогда не будете счастливы в настоящем… Живите здесь и сейчас.

18. Они не противятся переменам

Планы могут меняться. Успешные люди принимают это раздражения и сопротивления. Они приспосабливаются к изменениям, потому что знают, что нет заранее проложенного пути к успеху.

19. Они никогда не прекращают учиться

Потому что считают, что никто не может знать всего…

20. Они никогда не перестают испытывать чувство благодарности

Успешные люди благодарны тем, кто помогал им, кто поддерживал их и был рядом. Они испытывают чувство благодарности за все, что дала им жизнь, а не думают о том, чего у них нет…

Вы задумывались над тем, как ставить перед собой задачи? Почему от того как они сформированы зависит, будут они выполнены или нет? Есть много техник постановки задач и инструментов для их выполнения, но мало кто рассказывает о том как правильная формулировка повлияет на ее выполнение. В этой статье мы узнаем какое влияние оказывают на мозг правильно поставленные задачи.

Предлагаю разобрать на примере одного из участников тренинга , ее зовут Алла. Так вот, во время тренинга Алла поставила себе задачу на ближайшие 11 дней и сформулировала ее так: Приведение своего тела в тонус — здоровое питание, регулярный фитнес, физически активный образ жизни.

При правильной постановке задачи мы отправляем мозгу сигнал и инструкцию для действий. В формулировке Аллы есть сигнал, но нет инструкции. В ее задаче полностью отсутствует конкретика. Мозг как бы принял его, но дальнейших действий не будет, так как он просто не знает что нужно делать. На следующий день вы будете делать все что делали до постановки цели и ничего нового.

Нашему мозгу необходима конкретика.

Представьте, что вы идете на встречу с деловым партнером: чтобы заключить с ним сделку, у вас есть четкая цель. Вы знаете, что хотите получить от будущего партнера. Это может выражаться в деньгах, действиях, товарах. Мы не предлагаем ему успешное сотрудничество на протяжении всей жизни, а идем с конкретными цифрами и задачами. Так устроен мозг партнеров с которыми собираемся сотрудничать, мы принимаем это и подстраиваемся.

А теперь представьте что вы сами себе партнер с которым нужно заключить сделку. Вы пойдете к себе с задачей вести здоровый образ жизни? Это может быть темой для общения, на котором вы будете искать конкретные действия, но никак не само решение.

Алла после 1-го занятия получила ряд рекомендаций, которые позволили ей сформировать свою задачу так:

  1. 7.20-7.40 утренняя зарядка. В выходные дни заменять зарядку пробежкой или более расширенным комплексом упражнений.
  2. Питание: ежедневно вести дневник питания в приложении Фэтсикрет: белки — 80-100г, жиры — 40г, углеводы -100г, всего не более 1200 ккал
  3. Фитнес: Пн. — 30-40 мин на дорожке с максимальным наклоном, Ср. — 45-60 мин. силовые упражнения, Чт. — 45-60 мин. растяжку.

В каком случае у Аллы больше шансов осуществить задуманное? Конечно во втором, она теперь знает что нужно делать для здорового образа жизни.

От правильной постановки зависит, выполнение задачи. Вашему мозгу необходима инструкция.

При взгляде на задачу, вы должны понимать:

  • Что вы будете делать?
  • Как вы это будете делать?
  • Сколько по времени вы будете это делать?

Конкретизируйте свои задачи с помощью этих вопросов и пользуйтесь измеримыми показателями. В комментариях я буду выкладывать примеры правильной формулировки задач, также вы можете написать свою задачу, я проверю формулировку и дам обратную связь. В следующей статье мы рассмотрим, чем отличаются цели и задачи. Сейчас многие путают эти понятия. Вместо задач ставят цели, либо вместо целей ставят задачи.

  • Слушай, подарок сейчас дарить будем или позже?
  • Что дарить-то будем?
  • Как что? — не понял Алеша. -То, что ты и сказала. — Он любовно похлопал ногой по мешку.
  • Алеша. — Любава схватилась руками за голову. — ты что натворил?! Когда я говорила про “Долбануть Юлия по голове, засунуть в мешок и подарить Князю Киевскому”, я образно выразилась!
  • Ну надо было конкретизировать, что ты образно выражаешься. — невозмутимо парировал он. Теперь уже дарить будем.
Понравилась статья? Поделитесь ей